Web3: новые возможности для инвестиций


Web3, децентрализованный и открытый интернет на основе блокчейна, меняет привычные представления об экономике и финансах. Юрий Брисов и Екатерина Смирнова – о новых инвестиционных возможностях, которые несет эволюция интернета, и о том, как не попасть впросак, вложившись в раскрученный, но нежизнеспособный проект.

09.01.2023





С чего все начиналось. Web 1.0

Первое поколение интернета датируют периодом с 1991 по 2004 год. Подавляющее большинство веб-страниц были статичными, текстовыми. Единственная опция пользователя состояла в чтении этих текстов.

Интернет быстро стал коммерческим, и инвесторам это понравилось. В 90-е большинство инвесторов поверили, что интернет-компании могут приносить сверхприбыль. Эта вера породила спекулятивный пузырь, который начал лопаться в марте 2000 года и вошел в историю как «кризис доткомов».

Web 2.0

Второе поколение интернета, Web 2.0, привело к появлению социальных сетей и других цифровых платформ. Они сделали для пользователей доступным не только потребление, но и создание контента. Согласно энциклопедии «Британника», Web 2.0 – термин, призванный продемонстрировать, как изменилась всемирная паутина с приходом социальных сетей и облачных решений. С точки зрения бизнеса Web 2.0 коренным образом поменял наши представления о способах монетизации и инвестициях.

Во-первых, рынки перешли под власть посредников – цифровых платформ. Подавляющее большинство самых дорогих компаний мира сегодня имеют в основе своего бизнеса именно цифровые платформы:

  • Apple: Apple Аpp Store, Apple Pay, Apple Music и др.;
  • Alphabet (Google): Google Search, Google Play и др.;
  • Amazon: Amazon Marketplace.

Во-вторых, критическое значение приобрели данные. Неслучайно бывший еврокомиссар по защите прав потребителей Меглена Кунева называла персональные данные «новой нефтью интернета» и «новой валютой цифрового мира». Это образное сравнение подтверждается статистикой. Так, согласно финансовому отчету Facebook за 2021 год, на каждом пользователе компания ежемесячно зарабатывала до $9,27.

Что конкретно монетизирует Facebook? Наши персональные данные. Компания собирает их, агрегирует и превращает в большие данные. Результат аналитики данных превращается в отдельный продукт либо служит для улучшения самой платформы. Большие данные для крупных площадок стали товаром или источником эффективной модернизации собственных сервисов.

Web 3.0

Web 3.0 часто путают с интересующим нас понятием Web3.

Web 3.0 – третье поколение в эволюции веб-технологий. Этот термин в 2007 году в личном блоге предложил Джейсон Калаканис, руководитель американской IT-корпорации Netscape. По его определению, если Web 2.0 подразумевает обеспечение понимания в Сети в первую очередь человеком, то Web 3.0 предполагает взаимодействие и понимание данных компьютерными системами. Для автоматического обмена данными служит метаязык.

Web3

Web3 – децентрализованный и открытый интернет, основанный на технологии блокчейн. Идея его разработки была предложена в 2014 году сооснователем Ethereum Гэвином Вудом. Она заключается в создании децентрализованной версии интернета и возвращении пользователям контроля над своими данными. Этого можно достичь, если лишить гигантов Web 2.0 вроде Amazon и Facebook централизованного контроля над данными.

С точки зрения технологий в основе Web3 лежит блокчейн, децентрализованная «бухгалтерская книга», которая регистрирует транзакции с одновременной постоянной проверкой. База блокчейна – самый совершенный на сегодняшний день способ шифрования. Неслучайно цифровые активы на блокчейне называют криптоактивами (в основе слова – отсылающий к шифрованию корень «крипто»). С экономической и культурологической точек зрения суть мира Web3 состоит в децентрализации, при которой контроля над системой нет ни у кого.

Новые рынки Web3

Относясь к категории подрывных (disruptive) технологий, блокчейн не просто трансформирует известные рынки, но и формирует новые. И в этом секрет его высокой популярности среди самых разных потребителей, от случайных пользователей до институциональных инвесторов.

Среди самых ярких бизнес-кейсов, основанных на технологии блокчейн, можно назвать следующие.

1. Криптовалюта – токен блокчейна, обладающий платежной функцией. Учет криптовалюты обеспечивается непосредственно децентрализованной платежной системой. По эконмическим меркам она представляет собой абсолютно новую сущность – деньги, у которых нет эмитента.

Такие криптовалюты, как появившийся в 2009 году Bitcoin, уже относят к «классическим». Позже возник стейблкойн (Stablecoin) – это частные деньги, которые выпускаются определенным эмитентом и имеют привязку к какой-либо национальной валюте (доллар США, евро, фунт стерлингов). ­Стейб­л­койн помогает решить проблему волатильности ­«классической» криптовалюты. Однако его опасность в том, что он не полностью децентрализован, следовательно, не защищает от недобросовестности, жадности, глупости эмитента.

Есть и государственный аналог стейблкойна. Это CBDC (Central Bank Digital Currency), стейблкойн, выпускаемый центральным банком. Преимущество CBDC в том, что в качестве эмитента выступает не малоизвестная компания, а государство.

2. Иные виды токенов (не платежные). В зависимости от назначения выделяют утилитарные, инвестиционные и другие токены. Они технически неотличимы от криптовалюты, но различны по экономическому назначению и правовому регулированию.

В России все токены регулируются Законом № 259-ФЗ. Он накладывает существенные ограничения на многие операции с токенами, однако не ограничивает их оборот полностью. Например, в России токены законно покупать, продавать, менять на другие токены, дарить, завещать. С определенными ограничениями их можно также добывать в результате майнинга, оплачивать ими отдельные операции, закладывать, привлекать инвестиции.

3. Смарт-контракты, DeFi и DAO. Термин «смарт-контракт» был предложен известным специалистом в области компьютерных наук Ником Сабо (Nick Szabo) как протокол компьютеризованной сделки, который исполняет условия договора. Основная цель смарт-контракта – сокращение транзакционных издержек.

Одна из наиболее широко обсуждаемых возможностей использования смарт-контрактов – децентрализованные финансы (DeFi). Идея состоит в том, чтобы смоделировать при помощи смарт-контракта все или некоторые функции финансового института, такого как банк, и в результате получить соответствующие финансовые услуги почти бесплатно (за цену обработки транзакций в блокчейне).

Еще один впечатляющий пример использования смарт-контрактов – DAO, децентрализованные автономные организации. Это своего рода виртуальный аналог фонда, который реализуется в виде смарт-контракта. Никакого «исполнительного органа» у такой децентрализованной организации нет. Транзакции совершает алгоритм, запрограммированный и действующий согласно голосованию участников.

Первый проект, который так и назывался – The DAO, стартовал в 2016 году и имел грандиозный успех. В сжатые сроки пользователи перевели на счет виртуальной организации 150 млн долларов в криптовалюте. Однако закончилось все катастрофой. Неизвестные хакеры обнаружили ошибку в коде смарт-контракта. Им удалось перевести на свои счета криптовалюту на 50 млн долларов.

Тем не менее можно назвать несколько очень успешных децентрализованных организаций. Законодатели отдельных стран включают их в список законных форм организации компаний. Например, в Европе такие организации приравнивают к партнерствам, а в США (Вайоминг, Делавэр) на законодательном уровне относят к LLC.

4. Важным прорывом в мире Web3 стало появление NFT. Поскольку NFT содержит в себе уникальный невоспроизводимый код, отличающий его от других токенов, эта технология используется для фиксации прав на различные уникальные объекты, от цифровых произведений искусства до объектов недвижимости.

Очевидно, что децентрализованное мышление существенно влияет на экономику. Появляется все больше перспективных проектов в сфере Web3. Полный переход в новую децентрализованную эпоху уже не выглядит фантастическим, скорее это вопрос времени. Открытым остается вопрос, как выбрать тот проект, в который стоит инвестировать уже сегодня.

Коллапсы криптоинициатив последнего года доказывают, что не стоит опираться ни на обещание заоблачной прибыли, ни на рекламу проекта кем-то из звездных персонажей. Многие проекты в стремлении к сверхобогащению за чужой счет начинаются не с разработки токеномики, а с того, что «у нас отличный маркетинг».

Основываясь на нашем опыте сопровождения децентрализованных проектов от США до Гонконга, мы разработали матрицу работы с такими проектами. Она включает в себя те блоки, которые обязательно должны быть проработаны в продукте перед его запуском на рынок. Матрица может быть очень полезна именно для инвесторов. Сверившись с ней, вы можете оценить, насколько проект является проработанным и инвестиционно привлекательным.


Юрий Брисов, партнер D&A Partners
Екатерина Смирнова, партнер D&A Partners



09.01.2023

Источник: Sber Private Banking Outlook 2023


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз