Окруженные камнями


Михаил Емельянов – о том, почему именно го больше, чем любая другая игра, способствует развитию стратегического мышления и как предприниматели используют ее для развития бизнеса.

09.01.2023





Игра как философия

Разницу между психологией и философией Европы и Азии можно очень хорошо отследить на примере игры го, которая долгое время была секретным оружием азиатских дипломатов и предпринимателей, недоступным европейцам.

В Азии на протяжении столетий была очень распространена идея о том, что человек должен быть разносторонне развит, для чего ему необходимо овладеть четырьмя искусствами. Первое – это каллиграфия, потому что, когда ты разбираешься, как конструируется иероглиф, голова сразу начинает работать. Второе – это музыкальные инструменты. Человек должен уметь чувствовать музыку, поскольку это позволяет и в жизни многие вещи по-настоящему воспринимать и осознавать. Третье – это живопись. Например, в Toyota топ-менеджеры часто советуют сотрудникам не печатать, а писать или, еще лучше, рисовать. Если изобразить проблему, это позволит через образы понять ситуацию, с которой столкнулся, и быстрее найти ей решение. И, наконец, четвертое – это искусство игры го, настоящего кладезя стратегических концепций.

В Азии игра го заменила философию в ее европейском понимании. Все-таки азиатская философия немного другая. Она более практичная. А вот стратегию, абстрактные понятия они изучали в том числе через го. В Китае, Японии, Южной Корее го интегрирована в школьные программы. Игра очень активно развивается в вузах. Другими словами, это обязательная практика, если ты хочешь быть руководителем, управленцем и добиваться успеха.

Сегодня в мире и в особенности в России наблюдается всплеск интереса к го. И тут очень любопытно проследить разницу в восприятии и менталитете. Компания Leroy Merlin на протяжении десятков лет обучает своих сотрудников, руководителей стратегическому мышлению именно посредством го. Однако это единственный пример из Европы, который я знаю. Европейцам очень тяжело дается го как инструмент. Они лучше Аристотеля будут читать: это им понятнее. Россияне же схватывают очень быстро, наверное, потому, что в базе у нас богатая шахматная школа. Могу с уверенностью сказать, что в России в разы больше предпринимателей, всерьез увлеченных го, чем в Европе. Мы в этом отношении похожи на японцев, китайцев или корейцев, которые готовы через игровой формат схватывать эти смыслы и применять в реальной жизни.

Делись и побеждай

В свое время один из топов «Норникеля» очень интересно объяснила, как именно бизнес может черпать пользу в игре го. С одной стороны, конечно, го – это свое особое пространство, абсолютно не пересекающееся с бизнесом. Это разные сферы. Если ты хочешь понять игру, тебе нужно в нее глубоко погрузиться, освоить рычаги. Когда это удалось, ты начинаешь смотреть на самые маленькие проблемки и задачки глазами стратега, а не тактика. Ведь чем стратег отличается от тактика? Тактик рассуждает так: есть проблема, ее нужно решить. Ввяжемся и там посмотрим. Не получилось – отбежал, свернул в другую сторону. Стратег же сначала думает, стоит ли в принципе затевать то или иное дело, есть ли шансы на победу. А если уже ввязался, то обязательно должен победить. В этом идея стратегии: мы побеждаем до сражения. То есть не лезем в ситуации, в которых не получим какого-то осмысленного для себя результата. В этом и заключается практическая сторона игры го, из этого и проистекает ее связь с бизнесом.

Приведу пример. В го, если ты начинаешь захватывать больший кусок территории, то есть стремишься получить больше, то твои шансы на победу драматически падают, как бы это странно ни звучало. Максимальные шансы на победу появляются там, где мы делим территорию практически 50 на 50. Го приучает выдерживать этот баланс в первую очередь психологически. Мы делим поле пополам, у другого будет не меньше, чем у меня. Это нормально. Более того, это дает нам возможность устойчиво развиваться. То есть мы говорим о том, что будем делиться, а не бороться. И такая идея продуктивного сотрудничества с соперником находит большой отклик у руководителей компаний.

Бизнес по принципам го

Если говорить о реальных примерах применения го в бизнесе, наиболее яркий, пожалуй, это компания Faberlic. Ее основатель познакомился с игрой го в возрасте чуть более 30 лет, игра настолько его затянула, что он не только сам ею увлекся, но и буквально применял ее принципы в бизнесе. Они даже свой завод строили по принципам го: оптимизировали территорию, опираясь на опыт игры.

А в 2006-м, когда компания начала терять темпы роста, встал вопрос о том, как восстановить прежний драйв. Тогда они применили стратегию го. С чего она начинается? С осмотра. Ты должен по-новому взглянуть на ситуацию. И они нашли такой новый взгляд. Они посмотрели на всю страну как на большую доску го. И поняли, что Россия – это 30 миллионов семей. Интересный взгляд. И теперь они позиционируют себя как семейная компания, продукты, которые интересны семье, а не отдельному человеку. Дальше они разработали восемь стратегических направлений. Это тоже принцип го – ударить в несколько направлений, взаимосвязанных между собой. Мне известно, что некоторые вещи глава компании объяснял своему топ-менеджменту прямо на доске го. Они все в его команде играли – кто-то более активно, кто-то менее. В итоге компании удалось реализовать весьма успешную стратегию – сегодня это крупнейший игрок рынка прямых продаж России.


По информации The International Go Federation, игра го появилась более 3000 лет назад. Правила го, не изменившиеся за тысячелетия, очень просты. С китайского го («вэйци») переводится как «окружать камнями». Задача игроков – окружить противника, получив превосходство на доске. В го играют председатель КНР Си Цзиньпин, экс-президент Южной Кореи Мун Чже Ин, основатель Alibaba Джек Ма, многие другие политики и бизнесмены.

У игры всего пять правил

  1. Игра начинается с пустой доски. Затем два партнера по очереди ставят на нее камни своего цвета. У одного они белые, у другого – черные.
  2. Побеждает тот, кто окружит больше территории.
  3. Камень или группа камней противника, которые вы окружили своими камнями, снимается с доски.
  4. Во время игры на доске появляются пункты, куда нельзя ходить, – запрещенные пункты.
  5. Запрещается повторять позицию: правило ко.

Михаил Емельянов, исполнительный директор Центра го и стратегии



09.01.2023

Источник: Sber Private Banking Outlook 2023


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз