Как отменить «культуру отмены»?


России и Западу следует сохранить мосты для возможности восстановления отношений, считает Анна Василенко. Для этого, по ее мнению, стоит приостановить гонку «отмены» и с той и с другой стороны.

09.01.2023





«К ультура отмены» – явление крайне неоднозначное. В идеале оно способно решать сложные социальные проблемы, бороться с дискриминацией определенных социальных групп и предрассудками на уровне публичных фигур – политиков, бизнесменов или знаменитостей.

В реальности «культура отмены» часто приводит к поляризации мнений, нетерпимости к противоположной точке зрения, ограничению свободы высказываний и самоцензуре. Тут можно вспомнить, как в Древнем Египте или Риме один правитель «отменял» прежнего, уничтожая все памятники с его изображением. Или как католическая церковь «отменила» Галилео Галилея за то, что он считал, что Земля вращается вокруг Солнца.

Год или два назад многим из нас казалось, что cancel culture («культура отмены») – это исключительно западный социально-медийный феномен. Российские журналисты иронизировали над тем, как активисты движения Black Lives Matter добивались сноса памятника президенту Аврааму Линкольну, который они посчитали слишком «расистским». А рядовых россиян удивляло неожиданное зачисление в «изгои» любимой ими писательницы Джоан Роулинг или актера Кевина Спейси, соответственно за нетолерантные высказывания и обвинения в домогательствах.

В этом году цунами cancel culture накрыло и Россию. «Отмененным» оказалось примерно все. Российские карты Visa и Mastercard, которыми мы привыкли платить за границей. Российские бизнесмены, для многих из которых стали невозможными привычные поездки в Европу. В некоторых европейских городах даже отменяли оперы Петра Чайковского и лекции по произведениям Федора Достоевского, не говоря уже о других массовых проявлениях этого феномена.

Однако еще более масштабным стал экономический остракизм. Европа «отменила» российскую нефть, газ, уголь, сталь, древесину, водку и еще массу товаров. Западные бренды ушли с рынка, «отменив» для себя Россию. Причем сделали это не из-за сложностей с логистикой и проведением расчетов, что часто называлось в качестве формальной причины, а из-за опасений быть «отмененными» своими западными стейкхолдерами: покупателями, инвесторами и др. Такие опасения небеспочвенны. Согласно исследованию маркетинговой компании Edelman, две трети респондентов готовы отказаться от бренда исключительно из-за его позиции по политическим или социальным вопросам. Условно, европейские покупатели IKEA не хотят присутствия своего бренда на российском рынке.

Международные компании, оставшиеся на нашем рынке, предпочитают не афишировать это либо делать громкие заявления о том, что якобы уходят из России, чтобы избежать «отмены» у себя на родине. Репутационное давление идет и со стороны общественно-политических кругов. Так, Школа менеджмента Йельского университета составила список из 1000 международных компаний, которые либо совсем оставили российский рынок, либо свели к минимуму местное присутствие. Таких «отличников» в Йельском университете ставят всем в пример, а «двоечников», которые сохранили бизнес в России, подвергают серьезному и порой абсурдному порицанию.

В свою очередь, отечественный бизнес столкнулся с настоящей дискриминацией. Особенно в Европе и США, где любой российский предприниматель по умолчанию считается «олигархом» и «рукой Кремля», а санкции против него можно ввести просто на том основании, что его компания платит налоги в России. С серьезными сложностями на Западе столкнулись российские технологические бизнесы. Жертвой «отмены» стали успешно развивавшиеся за границей российские сервисы по доставке еды – «Яндекс» (Yango Deli) в Европе и «Самокат» (Buyk) в США. Просто иметь российское происхождение и русскую фамилию стало опасным для бизнеса.

Мир переходит на новые моральные координаты. Этот переход довольно драматичен и ведет к поляризации мнений. «Культура отмены» не вдается в нюансы, она делит все исключительно на черное или белое. Поэтому тем, кто намерен продолжать карьеру в России или связан с международным бизнесом, уже недостаточно быть просто осторожными в публичных оценках политических тем, таких как специальная военная операция. Чтобы не стать жертвой феномена «отмены», важно избегать в общественных дискуссиях любых потенциально конфликтных вопросов – пола, расы, религии, этноса, вакцинации, беженцев и др. То же самое относится к публикациям в социальных сетях, будь это ваше личное мнение относительно конкретной ситуации или фотография с вечеринки по случаю вашего дня рождения. Общественная мораль стала слишком волатильной и может трактовать такие публикации неоднозначно и часто не в вашу пользу.

Есть ли какой-то выход из «культуры отмены» или нетерпимость к тому, что признано морально неприемлемым, сохранится уже навсегда?

Западный опыт показывает, что в ряде случаев возможно отменить «отмену». Например, соцсеть Twitter сначала заблокировала Дональда Трампа после штурма Капитолия его сторонниками, а затем – рэпера Канье Уэста за антисемитские высказывания. Но Илон Маск, став новым владельцем Twitter, разблокировал аккаунты обоих. Близкий пример из истории России – реабилитация репрессированных лиц в СССР после смерти Сталина, продолжавшаяся с перерывами многие годы.

Надеюсь, что отменить «отмену» России также станет возможным в будущем. Для этого Западу и России стоит задуматься о прекращении гонки «отмены», которая лишь усиливает нетерпимость. Хочется сохранить оптимизм и верить в то, что на государственном уровне удастся спасти и удержать хотя бы какие-то отношения – культурные или в сфере спорта. Это даст возможность восстановить деловые связи в дальнейшем, когда конфликт вокруг Украины будет разрешен.

Сейчас мы видим частные примеры того, как «неофициально» люди сохраняют человеческие отношения со своими деловыми партнерами, а восприятие «отмены России» в целом в мире неоднородно. Например, в ряде стран российским компаниям не только удается поддерживать деловые отношения, но и сохранять коммерческие контракты, несмотря на логистические и прочие сложности. Бизнесы, сохраняющие отношения, оставляют себе окно возможностей, которым можно воспользоваться в будущем при благоприятных обстоятельствах.

Иными словами, don’t burn the bridges.


Анна Василенко, СЕО агентства стратегических и финансовых коммуникаций EM



09.01.2023

Источник: Sber Private Banking Outlook 2023


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз