Два повода для беспокойства после пандемии: устойчивость долга и инфляция
В последние недели дискуссии общественная и медийная повестки в основном были сосредоточены на текущих медицинских и экономических проблемах, связанных с коронавирусной пандемией. Сейчас, когда появляются признаки улучшения ситуации в тяжело пострадавшей Южной Европе, а также в некоторых других странах, акцент смещается на возможные проблемы в долгосрочной перспективе. Рассмотрим два повода, вызывающих беспокойство. Во-первых, государственный долг может стать неустойчивым, а во-вторых, налоговое стимулирование и кредитно-денежная экспансия могут привести к безудержной инфляции. Как мы объясняем ниже, оба этих риска можно считать умеренными.
Учитывая признаки того, что пандемия COVID-19 в тяжело пострадавших южно-европейских странах начала затухать, и обоснованные надежды на то, что такая же тенденция вскоре проявится и в других европейских странах, а также в США, инвесторы начали уделять внимание как долгосрочным возможностям, так и рискам, которые могут возникнуть в результате пандемии.
Два наиболее важных вопроса из тех, что клиенты задавали практически на каждой встрече в последние дни, следующие: во-первых, возможно ли поддерживать в долгосрочной перспективе колоссальное увеличение задолженности, обусловленное недавними мерами бюджетной поддержки со стороны правительств? И, во-вторых, не приведут ли, в конечном счете, массивное налоговое стимулирование и кредитно-денежная экспансия к безудержной инфляции? Наши предварительные ответы таковы.
Для наиболее развитых экономик устойчивость долга не проблема
Во-первых, по нашему мнению, устойчивость долга, как правило, не является проблемой для правительств, которые выпускают долговые обязательства в национаольной валюте, иными словами, это правительства, центральный банк которых в конечном итоге может поддерживать долг. Это относится к большинству развитых стран. Некоторые страны являются «пограничными» в этом отношении, в частности Италия, где беспокойство по поводу долга в последнее время привело к резкому росту спрэдов. Однако, как показали действия последних нескольких дней и недель, вероятность того, что Европейский центральный банк или правительства еврозоны откажутся поддержать итальянский долг, очень мала. Такой шаг – это не только вопрос солидарности стран ЕС. Это, прежде всего, в их собственных интересах: экономическая, финансовая и политическая нестабильность создаст огромные риски для всей Европы. Аналогичным образом, Италия вряд ли откажется от евро по собственному желанию, поскольку это однозначно означало бы дефолт и в основном ударило бы по внутренним кредиторам, таким как пенсионные фонды и банки.
Низкие процентные ставки помогут
Коэффициенты задолженности большинства развитых стран, вероятно, значительно вырастут в ближайшие месяцы, а долг федерального правительства США, например, скорее всего, превысит 100% от валового внутреннего продукта (ВВП). Ключевой предпосылкой для поддержания более высокой задолженности является сохранение низких реальных процентных ставок. Мы считаем, что факторы, которые снижали реальную процентную ставку до наступления пандемии, скорее всего, сохранятся. К ним относятся высокие объемы сбережений, обусловленные старением населения, а также низкий рост производительности и сдержанный инвестиционный спрос. Пока темпы экономического роста восстанавливаются, пусть даже медленно, одновременно с постепенным сокращением бюджетного дефицита, устойчивым останется гораздо более высокий уровень задолженности, чем если бы этого роста не было вообще.
Задолженность развивающихся рынков находится под большим напряжением
Риски дефолта в принципе выше на развивающихся рынках, если они берут займы в иностранной валюте, вследствие чего их центральные банки не в состоянии поддерживать этот долг. В результате этих рисков с начала кризиса резко увеличились спрэды по долгам в иностранной валюте. На практике мы рассматриваем риск дефолта крупных заемщиков из развивающихся стран как весьма незначительный, даже если их экономика также серьезно пострадала от пандемии. Причина нашей уверенности заключается в том, что у большинства заемщиков внешний долг является низким, а бюджетный дефицит и дефицит по текущим счетам остаются умеренными. Например, на конец 2019 года, соотношение внешнего долга к ВВП составляло лишь 18% для Бразилии и 27% для Мексики. У Южной Африки и Турции соотношения были значительно выше, но потребности этих стран во внешнем финансировании низки. Фактически, мы рассматриваем премии за риск по общему долгу в иностранной валюте для развивающихся стран как достаточно высокие, чтобы с лихвой компенсировать такие риски, поэтому в нашей стратегии мы ставим этот класс активов выше рынка.
Дефляционный шок
А как же риск инфляции? В целом, наш ответ здесь тоже оптимистичен. В первую очередь, нынешний кризис является крайне дезинфляционным, так как многие домохозяйства и компании будут терять доходы и поэтому вынуждены ограничивать расходы. Те, кто теряет работу или чувствует, что находятся в зоне риска, вряд ли потратят всю компенсацию, которую они получают от государства. Более того, правительства, конечно, не компенсируют потерянные доходы в полном объёме. Многие компании, вероятно, также будут воздерживаться от инвестиций в ответ на кризис. Сколько еще будет продолжаться такое повышенное неприятие риска со стороны потребителей и компаний – трудно сказать, но, как нам кажется, оно может продолжаться еще довольно долго.
Потеря доверия к центральным банкам остается маловероятной
Конечно, цены на некоторые товары, которые находятся в дефиците, вполне могут вырасти в ближайшие несколько месяцев, но это вряд ли компенсирует общий дефляционный шок. В долгосрочной перспективе рост инфляции вполне возможен. Однако если это произойдет потому, что в результате всех стимулирующих мер спрос, наконец, сильно поднимется, то это не станет проблемой. Гораздо большее опасение рост инфляции вызывал бы в том случае, если бы он был вызван беспокойством инвесторов в связи с тем, что центральные банки вынуждены бесконтрольно финансировать бюджетный дефицит. В этом случае инфляционные ожидания могут резко возрасти, что приведет к росту премий за риск по процентным ставкам и подорвет финансовую стабильность. Это побочный риск, за которым необходимо следить, но который, по нашему мнению, пока остается низким. Мы склонны считать, что основной проблемой центральных банков остается сохраняющаяся дефляция. Для борьбы с этим риском они будут держать денежные краны открытыми еще дольше и помогут снизить реальные процентные ставки.
Целенаправленная погоня за доходностью
Из этого следует, что перспективы получения положительной реальной доходности по высококачественным облигациям еще более ухудшились, особенно сейчас, когда доходность по казначейским облигациям США почти слилась с доходностью по облигациям в Европе. Таким образом, задача получения положительной доходности при умеренном риске в сбалансированных портфелях стала еще более сложной. Это потребует еще более активного управления возможностями и рисками в будущем. Между тем, я считаю, что сохраняющиеся условия крайне низких тарифов будут усиливать погоню за доходностью. Так называемая торговля без альтернативы (TINA (There Is No Alternative) будет продолжаться, по крайней мере, до тех пор, пока идет борьба с вирусом, поэтому цены на реальные активы, будь то акции или недвижимость, с большой долей вероятности останутся хорошо поддерживаемыми в течение довольно длительного времени, как это было после финансового кризиса. Мы начали покупать акции в конце марта согласно нашей инвестиционной стратегии и сейчас находимся выше рынка.
Собиратели жемчуга Большого залива

Четыре десятилетия ударных трудов и близость к Гонконгу превратили бывшую рыбацкую деревню Шэньчжэнь в главную жемчужину Большого Залива на юге Китая и дом для тысяч новых предпринимателей-хайнетов. Отдавая должное грандиозным успехам и перспективам экономического региона, глобальная индустрия wealth management быстро наращивает в нем свое присутствие, отмечает Владимир Волков.
Расшифровка китайской грамоты

В 2023 году инвесторы, вошедшие на фондовый рынок Китая, соберут один из лучших урожаев. Это результат снятия коронавирусного локдауна и быстрой реализации накопившегося спроса. Но расти такими темпами долго будет сложно, считает старший аналитик отдела управления акциями УК «Первая» Чжан Дин Инь. Чтобы заработать сейчас, нужно сделать три вещи: поверить, что понять Китай вполне возможно, приложить усилия и разобраться в том, как устроена социально-экономическая политика Пекина, и грамотно выбрать бумаги в условиях сильнейшей волатильности.
Инструмент выживания

Капитальная перестройка бизнеса на основе технологий искусственного интеллекта – новый мейнстрим, залог и инструмент выживания индустрии wealth management в условиях финтех-революции и текущих рыночных коллизий. Едва погрузившись в проблему, Владимир Волков выяснил, что работа у ведущих банков в этом направлении уже кипит.
Ключевые экономики: примерка новых ролей

В ближайшее время мы увидим существенное перераспределение ролей основных игроков глобальной экономики. Долгосрочные процессы, связанные со сменой традиционной макроэкономической парадигмы, резко ускорились. Так, китайская экономика под воздействием демографических причин продолжит замедление, и вскоре КНР превратится из фабрики, обслуживающей весь мир, в предприятие, работающее в основном на себя. Хорошие шансы на то, чтобы стать локомотивом мировой экономики, но с некоторыми оговорками, есть у Индии, убежден директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. Тем временем российская экономика продолжает удивлять запасом прочности.
Собиратели жемчуга Большого залива

Четыре десятилетия ударных трудов и близость к Гонконгу превратили бывшую рыбацкую деревню Шэньчжэнь в главную жемчужину Большого Залива на юге Китая и дом для тысяч новых предпринимателей-хайнетов. Отдавая должное грандиозным успехам и перспективам экономического региона, глобальная индустрия wealth management быстро наращивает в нем свое присутствие, отмечает Владимир Волков.
Расшифровка китайской грамоты

В 2023 году инвесторы, вошедшие на фондовый рынок Китая, соберут один из лучших урожаев. Это результат снятия коронавирусного локдауна и быстрой реализации накопившегося спроса. Но расти такими темпами долго будет сложно, считает старший аналитик отдела управления акциями УК «Первая» Чжан Дин Инь. Чтобы заработать сейчас, нужно сделать три вещи: поверить, что понять Китай вполне возможно, приложить усилия и разобраться в том, как устроена социально-экономическая политика Пекина, и грамотно выбрать бумаги в условиях сильнейшей волатильности.
Инструмент выживания

Капитальная перестройка бизнеса на основе технологий искусственного интеллекта – новый мейнстрим, залог и инструмент выживания индустрии wealth management в условиях финтех-революции и текущих рыночных коллизий. Едва погрузившись в проблему, Владимир Волков выяснил, что работа у ведущих банков в этом направлении уже кипит.
Ключевые экономики: примерка новых ролей

В ближайшее время мы увидим существенное перераспределение ролей основных игроков глобальной экономики. Долгосрочные процессы, связанные со сменой традиционной макроэкономической парадигмы, резко ускорились. Так, китайская экономика под воздействием демографических причин продолжит замедление, и вскоре КНР превратится из фабрики, обслуживающей весь мир, в предприятие, работающее в основном на себя. Хорошие шансы на то, чтобы стать локомотивом мировой экономики, но с некоторыми оговорками, есть у Индии, убежден директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. Тем временем российская экономика продолжает удивлять запасом прочности.
Переоценка предпринимателя

Предпринимательский дух и предпринимательское мышление – это особая эфирная материя, дар, сравнимый с художественным, или генетическая предрасположенность, похвастаться которой могут совсем не многие. По крайней мере, так об этом рассуждают многие успешные бизнесмены. Кто-то даже настаивает, что значительная часть их работы экземплифицирована. Нельзя научить другого ни умению рисковать и хорошо себя чувствовать в «драке», ни умению трезво мыслить в условиях неопределенности, ни способности долго терпеть и откладывать собственное вознаграждение. Однако такой взгляд на предпринимательство кажется чересчур комплиментарным, как обстоит дело с точки зрения поведенческой и нейроэкономики, объясняет Ксения Паниди.
Облигации: старый новый друг

Текущий год был, без преувеличения, переполнен событиями для инвесторов. Учитывая состояние рынков и глобальной экономики, сейчас как никогда важно подумать о правильном позиционировании портфелей до конца года. И в этом контексте, утверждает Денис Асаинов, один из главных вопросов, на который предстоит ответить, – будет ли «новогоднее ралли» на рынках?
Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.
Из-за железного занавеса постучали

Справившись с первым культурным шоком, связанным с отменой мировых премьер и прокатных лицензий, разрывом отношений с ведущими мировыми медиаплатформами, киностудиями и кинофестивалями после известных событий конца февраля, российские деятели индустрии кино, кажется, снова в седле. Так ли это, есть ли жизнь за новым железным занавесом, способны ли российские киноделы заместить внезапно выпавшую западную продукцию и успешно развиваться, на площадке дискуссионного клуба «Валдай» поговорили участники отрасли Светлана Сонина, Вадим Соколовский, Алена Кремер, Александр Акопов и Алексей Гореславский. Зарядившись их оптимизмом, WEALTH Navigator делится им со своими читателями.
2023: год осторожного инвестора

За современную историю фондового рынка США было всего 3 года, когда одновременно снижались и рынок акций, и рынок облигаций. 2022-й стал одним из них. Примечательно, что за годом снижения, как правило, следовало восстановление, приносившее инвесторам феноменально высокую доходность. Оправдает ли такие надежды и 2023 год, анализировал Денис Асаинов.
Может ли повториться нефтяной кризис?

Геополитические факторы стали ключевыми при оценке перспектив рынка нефти. По мнению ведущих инвестбанков, в 2023 году стоимость барреля нефти может превысить 120 долларов. Возникает резонный вопрос: а есть ли риски повторения событий 1973 года, когда был значительный шок предложения из-за геополитики, и вообще существуют ли для этого предпосылки? Денис Асаинов вспоминает историю, анализирует действительность и предлагает инвестиционные идеи, которые могут оказаться перспективными в сложившейся ситуации.
Хедж по-восточному

В дни перманентного геополитического стресса и затяжного падения рынков идея инвестировать в акции выглядит несвоевременной. Впрочем, с такой постановкой вопроса не согласен Евгений Линчик, который уверен: сегодня – хороший момент вложиться в Китай. В интервью Владимиру Волкову он рассказал, как это можно сделать с помощью нового хедж-фонда на Гонконг и что последует за этим первым шагом в повороте компании вслед за запросами клиентов – в направлении на Восток.
Переломный момент

При всей видимой драматичности текущая ситуация в мировой экономике, переживающей болезненную структурную перестройку, не должна вызывать у инвесторов пессимизма. Разрушение старых экономических паттернов и связей ведет к созданию новых, уверяет Денис Асаинов.
Оставить комментарий