Не IPO единым

Ждет ли нас всплеск раундов до размещения


Андрей Русецкий – о трансформации механизма pre-IPO в новых условиях и его перспективах.

02.07.2024





Российский фондовый рынок переживает бум IPO (первичных размещений на бирже) акций компаний малой и средней капитализации. Конечно, до рекордов и значений, сопровождавших размещения 2019–2021 годов, когда основными инвесторами были иностранные фонды, пока еще далеко. После летнего затишья следующее окно размещений откроется в сентябре – декабре, и тогда подойдут уже и вторичные размещения от компаний, ставших публичными в 2023 году. На фоне постепенного роста рынка акций будет получать развитие и направление альтернативных инвестиций как более доходное и представляющее следующий уровень риска.

Некоторое время назад на российском рынке были популярны стратегии и инструменты, которые позволяли вложиться в компании не только на первичном размещении. В подавляющем большинстве это были инвес­тиции в иностранные, в частности американские, компании и даже стартапы. Однако с разрушением инфраструктурных цепочек финансовых рынков возможности такого рода вложений за рубежом, например на стадии pre-­IPO, для российских частных инвесторов сильно снизились, если не сказать, что исчезли совсем.

С другой стороны, с уходом иностранных компаний с российского рынка и остановкой поставок части продукции из-за рубежа начали развиваться новые компании, появились возможности роста у существующих. Таким образом, формируется масса компаний, которым необходимы средства для роста и развития, и в то же время со стороны розничных инвесторов есть спрос на новые инвестиционные идеи и имена. А длинные деньги – это не кредиты, даже если они выданы на 20 лет, а именно акции.

В классическом понимании для акций можно выделить три стадии, которые следуют после публичных инструментов фондового рынка:

  • pre-­IPO (до выхода на биржу компания привлекает деньги на 2–3 года);
  • private equity (деньги привлекаются на 5–6 лет на развитие бизнеса, в том числе и под сделки слияния и поглощения);
  • венчурные инвестиции (ранние стадии вложения в компании, которые только формируются).

Логично предположить, что по мере роста рынка второй волной начнется рост сегмента pre-­IPO. В России многие универсальные управляющие компании имеют фонды pre-­IPO в классической оболочке ЗПИФ. Они доступны для квалинвес­торов. Текущий объем инвес­тиций розничных фондов pre-­IPO можно оценить до 50 млрд руб­лей (речь идет о средствах, которые вложены в проекты в текущий момент). Этот сегмент пока крайне мал относительно сектора коллективных инвестиций и фондового рынка в целом. Типовыми клиентами фондов являются квалифицированные инвесторы с чеком от 1 млн руб­лей.

Верно и обратное – опережающий рост этого сегмента в будущем. На иностранных рынках объем вложений среди состоятельных инвесторов в альтернативные инвес­тиции составляет около 10% от портфеля, а рынок альтернативных инвестиций в мире составляет ни много ни мало 40 трлн долларов. На pre-­IPO и private equity приходится примерно 50% этой доли, то есть 5% инвестиций.

Pre-­IPO привлекает инвесторов потенциалом роста (выше рынка акций на 5–7%) и отсутствием переоценки. Из минусов стоит выделить отсутствие ликвидности на срок инвестирования. Выход из стратегии заключается в продаже в рынок пакета акций, уже получивших публичный статус со стороны фондов. Доход инвестора складывается из приобретения доли в компаниях на более ранней стадии роста и премии за публичное размещение.

Сейчас складывается ситуация, когда средние и мелкие компании сразу выходят на биржу, избегая классического пути – private equity, затем pre-­IPO, потом уже IPO. Фактически такой путь позволяет компаниям выходить на рынок уже крупными игроками в своем сегменте. Это тормозит развитие альтернативных инвестиций, то есть не хватает объектов инвес­тирования, а не денег. Это будет продолжаться до тех пор, пока не сформируются требования к компаниям-­новичкам на бирже в виде наличия миноритарных инвесторов на стадиях непубличности. Фонды pre-­IPO являются финансовыми инвесторами, они не вмешиваются в стратегию развития, но четко следят за финансами компании, требуют юридической организации и защиты прав миноритариев и определенной оргструктуры. Компании приобретают все атрибуты рыночной с четкой аудированной историей как с финансовой, так и с корпоративной стороны.

Если раньше для физлиц инвестирование в pre-­IPO было доступно через офшорные фонды через посредников, то сейчас начинают быстро развиваться альтернативные площадки по привлечению финансирования, которые фактически представляют собой прямой путь между потребителем капитала и его владельцем. Пока на данных площадках размещаются совсем мелкие компании, и стадия их развития ближе к венчурной. Основные же деньги в ближайшее pre-­IPO будут привлекаться через профессиональных посредников и фонды.

Альтернативные инвес­тиции пока находятся на периферии взгляда как инвесторов, так и компаний, но логика и история становления фондовых рынков говорит о неминуемом буме этого направления, где возможны те самые «иксы» по доходности.


Андрей Русецкий, директор по инвестициям УК «Первая»



02.07.2024

Источник: WEALTH Navigator


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз