Наследственный переполох


29.05.2019




Daria
Дарья Невская

руководитель FTL Family Office.

Предметы искусства в российском правопорядке относятся к движимому имуществу, и законодательство не содержит специальных положений в отношении их наследования. Однако проблем, связанных с особенностями перехода прав именно на арт-объекты, на практике возникает множество.

Например, если картины и скульптуры используются их владельцем не только для инвестирования, но и для украшения интерьера, коллекция нередко оказывается разбросана по нескольким странам. В ситуации наследования это приводит к непредвиденным налоговым и административным последствиям. При этом наследники могут в принципе не знать обо всех арт-объектах в собственности наследодателя и месте их нахождения и, соответственно, не иметь возможности оперативно принять наследство.

Как минимизировать риски и обеспечить преемственность личной коллекции предметов искусства?

Задача 1. Определить желаемых наследников и юридически оформить волю наследодателя

Конечно, круг наследников определяется прежде всего собственником коллекции. Однако желаемое распределение имущества среди наследников может быть принудительно скорректировано применением норм законодательства по месту:

  • постоянного местожительства наследодателя;
  • нахождения имущества.

Речь идет прежде всего о выделении обязательной доли. По общему правилу, отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, за исключением недвижимого имущества, в отношении которого будет применяться право страны местонахождения недвижимости (ст. 1224 ГК РФ).

Таким образом, если место постоянного проживания наследодателя – Российская Федерация, то будут применяться правила об обязательной доле, установленные ГК РФ. В частности, несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону. При этом перечень лиц, имеющих право на обязательную долю, определяется на момент открытия наследства, соответственно, в момент составления завещания не всегда возможно предвидеть появление таких «обязательных» наследников в будущем.

Кроме того, при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю она может быть удовлетворена из имущества, в отношении которого было составлено завещание.

Таким образом, во-первых, составление завещания не гарантирует, что перечисленное в нем имущество в полном объеме перейдет наследникам по завещанию.

Во-вторых, целостность коллекции арт-объектов может быть нарушена в результате реализации права на обязательную долю и проведения раздела наследуемого имущества.

Правила об обязательной доле установлены в большинстве европейских стран. Соответственно, рекомендуется проверить содержание указанных норм местного законодательства при проживании за границей, а также в случае наличия за рубежом центра жизненных интересов либо статуса иностранного налогового резидента.

Если таких связей нет, нужно помнить, что в ряде стран правила об обязательной доле применяются не только в отношении недвижимости, но и в отношении движимого имущества, находящегося на их территории (включая предметы искусства).

В частности, наследование имущества, находящегося на территории ОАЭ, по общему правилу регулируется нормами шариата. Помимо норм об обязательной доле, сын всегда наследует в два раза больше дочери, а незаконнорожденные или усыновленные дети из числа наследников исключаются. Кроме того, право наследников на наследство и соответствующее распределение долей устанавливает суд шариата, который может в принципе отказать в распределении наследства в пользу наследников, не являющихся мусульманами. Примечательно, что такой порядок действует в отношении любого имущества, находящегося на территории ОАЭ, – как недвижимого, так и движимого, включая акции местных компаний и предметы искусства.

Следовательно, если коллекция разбросана по разным юрисдикциям, нужно либо оформить отдельные завещания в каждой из стран с учетом законодательства соответствующей юрисдикции, либо исключить предметы искусства из наследственной массы путем учреждения трастовой структуры.

Задача 2. Расчет налоговых последствий

Россия – одно из немногих государств, не взимающих налог на наследство. В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования (исключение – вознаграждения, выплачиваемые наследникам авторов произведений). Таким образом, в России независимо от основания наследования – по закону или по завещанию, – а также от степени родства при передаче произведений искусства по наследству у наследников не возникают налоговые обязательства.

Это правило применяется при соблюдении следующих условий:

  • Наследуемые предметы искусства физически находятся в России;
  • Россия являлась последним постоянным местом жительства их владельца.

Если хотя бы одно из условий не соблюдается, при передаче арт-объектов по наследству могут возникнуть непредвиденные налоговые и административные последствия, связанные с обязательным применением норм иностранного законодательства.

В ситуации, когда наследодатель на момент смерти постоянно проживал за пределами Российской Федерации, налоговая нагрузка будет определяться исходя из положений иностранного законодательства, независимо от российской налоговой резидентности наследников.
При этом, несмотря на обширную сеть заключенных Российской Федерацией соглашений об избежании двойного налогообложения, в большинстве случаев налог на наследование не затрагивается положениями международных соглашений. Такая ситуация обусловлена, в частности, тем, что в России наследуемое имущество подлежит налогообложению по правилам, установленным для взимания НДФЛ, а в большинстве иностранных государств налог на наследование является самостоятельным налогом, не связанным со взиманием налога подоходного. По этой причине категорически не рекомендуется хранение и использование предметов искусства в странах, взимающих налог на наследство в отношении всего движимого имущества, находящегося на их территории (Франция, США и др.), если право собственности на такие объекты оформлено непосредственно на физическое лицо.

Задача 3. Обеспечение сохранности предметов искусства в ситуации наследования

Прежде всего необходимо установить местонахождение предметов искусства, принадлежавших наследодателю, и зафиксировать их перечень. В России единственной законодательно закрепленной процедурой является проведение нотариусом описи наследственного имущества. Однако, во-первых, опись не может быть проведена в отношении только части имущества наследодателя, соответственно, описи будет подлежать все движимое имущество наследодателя, вплоть до предметов обихода и личных вещей. Во-вторых, закон не устанавливает каких-либо специальных требований в отношении мер по сохранности предметов искусства, в частности, обязательную передачу объектов на хранение в банк или иному лицу. В-третьих, у наследников должна быть в наличии полная информация о фактическом местонахождении арт-объектов на территории РФ.

Следует учитывать, что нотариус сможет провести опись имущества только в том случае, когда оно будет выдано добровольно. В случае отказа допустить нотариуса в помещение, где хранятся объекты, вопрос об истребовании таких объектов может быть решен только в судебном порядке. До момента совершения нотариальных действий по составлению описи либо получения соответствующего решения суда остается риск похищения арт-объектов недобросовестными лицами (в том числе кем-то из ­наследников). Проблема может быть решена на этапе составления завещания путем назначения его исполнителя: на него и будут возложены обязанности по обеспечению сохранности наследуемого имущества. Исполнитель сможет инициировать и проведение нотариальной описи имущества. Чтобы действовать эффективно, исполнитель завещания должен обладать:

  • полной информацией о перечне предметов искусства, находящихся в собственности наследодателя (включая всю информацию о дополнительных приобретениях и продажах);
  • актуальной информацией о местах нахождения предметов искусства, включая всю информацию об их перемещении;
  • доступом к помещениям, в которых находятся объекты;
  • доступом к оригиналам документов о приобретении арт-объектов.
Задача 4. Получение свидетельства о праве на наследство

В России ведение наследственного дела и выдача свидетельства о праве на наследство также относятся к компетенции нотариусов.
При наличии завещания с поименованным перечнем предметов искусства основной проблемой является установление тождественности арт-объектов, в отношении которых запрашивается выдача свидетельства о праве на наследство, с арт-объектами, внесенными в завещание. Например, если в завещании указано, что оно распространяется на картину В.Д. Поленова «Рыбацкая лодка», возникают как минимум следующие проблемные вопросы:

  • как подтвердить, что картина, обнаруженная в квартире наследодателя, является именно той картиной, которая упомянута в завещании;
  • как подтвердить, что обнаружен подлинник, а не копия.

По некоторой информации, в июне 2014-го в коллекции Бориса Березовского, которая оценивалась в 80 млн долларов, нашли около девятнадцати поддельных картин. Есть версия, что оригиналы были подменены на копии после смерти владельца, во время ожесточенных боев за его наследство.

Затруднения эти могут быть разрешены только проведением независимой экспертизы. Однако, во-первых, ни один эксперт не даст абсолютную гарантию точности своих изысканий. Во-вторых, скандалы с заведомо ложными экспертными заключениями, в том числе выданными сотрудниками известных организаций (например, печально известного Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря), в России уже давно не редкость.

По результатам экспертизы устанавливается и стоимость объекта для целей исчисления сбора за совершение нотариальных действий. Для наследников, не являющихся близкими родственниками умершего, размер сбора составляет 0,6% от стоимости имущества, но не более 1 млн рублей, а для близких родственников – 0,3%, но не более 100 тыс. рублей.

Для упрощения процедуры получения свидетельства о праве на наследство некоторые эксперты рекомендуют заранее внести находящиеся в России предметы искусства в негосударственную часть Музейного фонда РФ. Однако это решение не устраняет полностью проблему тождественности, и к тому же несет в себе дополнительные риски и ограничения:

  • государство получает право преимущественного выкупа предметов искусства, внесенных в перечень;
  • на собственника возлагаются дополнительные обязанности по содержанию и учету предметов искусства;
  • в случае выявления «бесхозяйственно содержимых» предметов искусства, они могут быть принудительно выкуплены у собственника по цене, определяемой судом;
  • предметы, включенные в состав Музейного фонда, не подлежат вывозу из РФ (кроме случаев временного вывоза).

Министерство культуры может отказать во включении предметов искусства в состав негосударственной части Музейного фонда на основании проведенной искусствоведческой либо историко-культурной экспертизы.

Траст – моя крепость

В большинстве случаев проблемы, связанные с наследованием предметов искусства, можно эффективно решить путем передачи активов в собственность специально учрежденной трастовой структуры (например, семейной фаундации в Лихтенштейне). Помимо устранения налоговых рисков, связанных с ситуацией наследования, владение предметами искусства через траст позволяет существенно снизить риски взыскания арт-объектов по личным обязательствам учредителя траста либо самих наследников, заявленных в качестве бенефициаров. Так как арт-объекты становятся собственностью траста в момент их передачи в трастовую структуру, указанное имущество не включается в наследственную массу.

В этой связи, во-первых, на переданные в траст предметы искусства не распространяются правила об обязательной доле наследства.

Во-вторых, в отношении трастового имущества не требуется получение свидетельства о праве на наследство.

В-третьих, трастовый управляющий имеет право на распределение активов (либо доходов от их использования) между бенефициарами в соответствии с трастовыми документами сразу после наступления ситуации наследования, не дожидаясь открытия и принятия наследства.

Учитывая развитие судебной практики, связанной с признанием трастовых структур притворными и взысканием переданного в траст имущества, создание и управление трастовой структурой требуют вовлечения компетентных специалистов.

Эффективное достижение целей передачи благосостояния (в том числе и в виде коллекции предметов искусства) следующим поколениям возможно только в том случае, когда трастовая структура создавалась и обслуживалась профессионалами, обладающими необходимыми знаниями и отслеживающими изменения в сфере налогового и наследственного законодательства всех вовлеченных юрисдикций.



29.05.2019

Источник: SPEAR'S Russia #2


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз







Музей как самая правильная инвестиция


Img_8880
 

С одной стороны, Музей AZ посвящен одному художнику – Анатолию Звереву, выдающемуся представителю советского нонконформизма. С другой – наведываться в него можно по несколько раз за год, потому что, отталкиваясь от творчества Зверева, тут рассказывают о целой эпохе – о 1960-х и том невероятном творческом прорыве, который тогда случился в СССР. Через выставки и проекты ведется диалог с русским авангардом начала XX века и современным искусством. Так Музей AZ оказывается одной из самых интересных и динамичных культурных институций Москвы. Но он еще примечателен и тем, что является меценатским проектом. Его создатель и директор – Наталия Опалева, известная миру бизнеса в качестве заместителя председателя правления «Ланта-Банка» и члена совета директоров GV Gold. О своей самой правильной инвестиции Наталия рассказывала в интервью SPEARʼS Russia.







Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.









Территория искусства и театра


Img_3133
 

Начало октября в Москве – время ходить на спектакли, проекты и выставки Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», который всегда выбирает для своей программы наиболее актуальные форматы. Придуманный в 2005 году фестиваль стал первым в России, который собрал в рамках одного события совершенно разные жанры: театр, танец, перформанс, искусство. И еще вторая особенность этого полномасштабного ежегодного проекта – схема финансирования: фестиваль существует преимущественно на деньги спонсоров. Алексей Новоселов, член арт-дирекции «Территории», куратор и заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Московского музея современного искусства (ММOМА), рассказывает в интервью SPEAR’S Russia о сочленении искусств, необходимости корпоративного просвещения и отсутствии порога входа в клуб меценатов.


Профессия: продюсер

10.09.2021 Увлечения

Img_7184
 

Планируя интервью с Леонидом Роберманом, основателем компании «Арт-Партнер» и одним из самых успешных театральных продюсеров России, мы думали, что будем беседовать о коммерческой изнанке театра, но получился разговор о самой его сути. Видимо, такое знание и позволяет агентству «Арт-Партнер» не только иметь в своей афише 15–20 спектаклей в месяц, но и удостаиваться высших театральных наград. Так, в 2018 году впервые за 27-летнюю историю премии «Хрустальный Турандот» специально для Леонида Робермана была введена номинация «За создание уникального негосударственного театра», а в 2021-м его спектакль «Борис» получил «Золотую Маску». О цене и ценности, коммерческом успехе и художественных вызовах, лучшем периоде в жизни Оскараса Коршуноваса и слове продюсера, данном Дмитрию Крымову, Леонид Роберман рассказал в интервью SPEAR’S Russia.



Занимательный бонапартизм

18.06.2021 Увлечения

Img_6249
 

Пожалуй, Александр Вихров – профессиональный мифотворец. Будучи по образованию журналистом, он долго трудился в этой сфере, потом в течение ряда лет работал в департаменте общественных связей Центрального банка РФ, был пресс-секретарем двух поочередно его председателей, а затем перешел на аналогичную позицию в УРАЛСИБе. И все это время собирал свою невероятную коллекцию, посвященную Наполеону и мифу вокруг него. Причем сам Вихров этот миф тем самым укреплял, инициируя создание, например, новых предметов, провоцируя современников думать о великом императоре французов. До 22 августа в музее-панораме «Бородинская битва» проходит выставка «NapoleON. NapoleOFF? Наполеоновская легенда в европейской культуре XIX–XX веков», состоящая в том числе из экспонатов частной коллекции Александра Вихрова. Чему его научил Наполеон в деле PR-технологий и об особой роковой роли России в судьбе Бонапарта и членов его семьи он рассказал в интервью SPEAR’S Russia.