Самоидентификация. Дорого
Большинство состоятельных коллекционеров покупают искусство, не думая об этом как об инвестиции. Далеко не все из них согласятся с мыслью, что это вообще имело какой-то финансовый смысл. Однако арт-рынок намерен расти, а хайнеты готовы тратить. Где, как и зачем они это делают, изучали в совместном исследовании Art Basel и UBS.
Век расшатался, но что же в это время происходит с арт-рынком, коллекционированием, какова динамика и перспективы, и что вообще заставляет владельцев капитала вкладываться в объекты чьего-либо творчества, особенно сейчас? Специалист по экономике культуры Клэр Макэндрю задалась этими вопросами от имени Art Basel и UBS и провела большое исследование глобальных трендов и поведенческих привычек коллекционеров (The Survey of Global Collecting 2023), результаты которого вполне обнадеживают. Немного спойлеров: катаклизмы разного толка, эпидемии и войны, конечно, влияют, но расписание торгов – приятная константа бытия, пусть ее значение и переменчиво.
Где покупали
В поле зрения Макэндрю попали 11 регионов (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, материковый Китай, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Япония, Бразилия), 2828 коллекционеров со всего света, отобранных соответственно их достатку (от 1 млн долларов) и степени активности на арт-рынке в 2021–2023 годах (участники исследования тратили в этот период не меньше 10 тыс. долларов и не менее 5 тыс. долларов в первой половине 2023 года).
За первое полугодие 2023‑го продажи крупнейших аукционных домов просели на 16% по сравнению с первым полугодием 2022‑го, но это все равно на 6% больше, чем в 2019‑м. Правда, такова средняя температура по больнице, при ближайшем рассмотрении ситуация немного меняется. Так, у Christie’s объем продаж сократился на 23% в первом полугодии 2023 года и составил 3,2 млрд долларов. При этом продажи на публичных аукционах уменьшились существеннее, чем частные. Снижение зафиксировано именно на самых престижных торгах. А вот в среднем секторе и разделе роскоши, наоборот, рост на 43% (590 млн долларов). У Sotheby’s уровень продаж упал на 8% и теперь примерно совпадает с 2021 годом. Phillips – рекордсмен по снижению – 39%, суммарный объем продаж – 453 млн долларов, в то время как первое полугодие 2022‑го принесло 746 млн долларов. У них, наоборот, аукционные продажи сократились на 31%, а частные – на 72%. У Bonhams, вопреки мейнстриму, продажи выросли почти на треть. Но надо учесть, что этот аукционный дом в 2022 году поглотил четыре других.
После карантина в 2022 году коллекционеры стали тратить намного больше почти везде, а в Великобритании и Тайване – на целых 30%. Больше всего покупали коллекционеры материкового Китая. Авторы исследования объясняют это «китайской постпандемической эйфорией расходов». Мировой импорт антиквариата и произведений искусства в общем вырос на 35%, а в Гонконге – даже на 50%.
И границы не помеха, по крайней мере для объектов коллекционирования. Как ни банально, но публика в основном покупала живопись, на втором месте – графика, в аутсайдерах – цифровое искусство, всего 3%. Притом что еще в 2022 году цифровые произведения составляли 15% коллекций (в основном его приобретают немецкие собиратели). Авторы исследования пришли к довольно очевидному выводу, что картины вообще наиболее обширная сфера коллекционирования (36%) и самая внушительная статья расходов.
Как покупали
Почти все коллекционеры (86%) пользовались услугами дилеров, участвовали в художественных ярмарках (58%) и аукционах (примерно 75%). Понятно, что многие покупки в итоге совершались в галереях, самыми популярными оказались французские и японские.
Больше 40% участников исследования пользовались кредитными деньгами, приобретая предметы искусства. Авторы исследования особо подчеркнули, что впервые проанализировали этот вопрос. Интересно, что люди с меньшим количеством свободных средств, приобретая что-либо на арт-рынке, используют текущий доход, в то время как богатые и сверхбогатые часто берут кредиты для покупки произведений искусства, а их, в свою очередь, в качестве залога, что обеспечивает прирост благосостояния.
Средние расходы коллекционеров на произведения искусства составили в 2022 году 65 тыс. долларов. Но чем богаче человек, тем больше он тратит на различные арт-объекты. Более трети ультрахайнетов, чье состояние превышает 50 млн долларов, приобретали в 2023 году произведения стоимостью свыше 1 млн долларов. Таких людей больше всего на Тайване (32%), следующие в этом ряду – материковый Китай и Италия (11 и 10% соответственно).
Зачем покупали
Мотивы коллекционеров спорят с традиционными рациональными обоснованиями, но при этом подтверждают общечеловеческие интуитивные догадки. Да, покупка произведений искусства – это инвестиция, но инвесторами себя считают только 10% респондентов исследования (хотя финансовая мотивация отмечена у 28%). Главное – это удовольствие и самоидентификация (37%).
Повод и причину своих арт-расходов коллекционерам предложили выбрать из списка, составленного совместно с профессором психологии Техасского университета Эндрю Диллоном. В нем было всего шесть пунктов:
- финансовые инвестиции, в том числе предполагаемый доход или балансировка рисков в общем объеме активов;
- личностные мотивы, в том числе самоидентификация, самоуважение, удовольствие, желание поднять самооценку, эстетические факторы;
- отношения с другими людьми, включая социальные мотивы быть частью арт-рынка;
- страсть и принуждение;
- семейная традиция;
- филантропические мотивы, желание поддержать молодые таланты и культуру в целом.
Везде в приоритете оказался второй пункт, за исключением Бразилии и Японии, где преобладает финансовая мотивация, в то время как в остальных регионах она на втором месте. Наименее значима эта причина для восточных коллекционеров. Неудивительно, что финансовые факторы имеют меньший вес в глазах более состоятельных коллекционеров. А страсти к коллекционированию больше подвержены жители Гонконга.
Для сравнения вспомним, что в 2021 году при подобном опросе, где нужно было ранжировать несколько мотивов, а не выбирать лишь один ключевой, наличие у себя страсти к коллекционированию отмечал 91% собирателей. И для 70% из них это было важно. Тут же стоит добавить, что менее половины респондентов согласились с тем, что приобретение произведений искусства было хорошей инвестицией. Однако 83% из них полагают, что их собрания впоследствии окажутся ценными.
И каковы бы ни были потрясения, коллекционеры в основном оптимистично смотрят в будущее (77%), особенно во Франции – vive la joie!
Источник: WEALTH Navigator
Хедж-фонды против дефицита идей
Даниил Аплеев – о смысле и назначении хедж-фондов, их правильной интеграции в портфель и возможности импортозаместить этот класс активов в России.
Венчурная оттепель
«Венчурная зима» – популярная метафора для описания ситуации на российском венчурном рынке в последние пару лет. Часть инвесторов перестала вкладываться в российские проекты, часть потеряла интерес к высокорискованным сделкам, а многим стартапам пришлось выбирать между работой на отечественном и международном рынках. WEALTH Navigator узнал, чем сейчас живут российские венчурные инвесторы и есть ли у нас «звездные» стартапы с перспективами на глобальных рынках.
Инвестиции в элитную недвижимость на этапе строительства
Александр Икрянников – с анализом специфики момента и прогнозом на ближайшее будущее.
Мера всех вещей
Коллекционер Денис Химиляйне и галерист Сергей Попов соглашаются и спорят друг с другом о том, как понять значимость искусства, выясняют, зачем они занимаются своим делом, сравнивают Герхарда Рихтера с Васей Ложкиным, метеоритами и костями динозавра и обсуждают рациональный альтруизм, отсутствие вторичного рынка и свое влияние на положение вещей в арт-мире.
Мера всех вещей
Коллекционер Денис Химиляйне и галерист Сергей Попов соглашаются и спорят друг с другом о том, как понять значимость искусства, выясняют, зачем они занимаются своим делом, сравнивают Герхарда Рихтера с Васей Ложкиным, метеоритами и костями динозавра и обсуждают рациональный альтруизм, отсутствие вторичного рынка и свое влияние на положение вещей в арт-мире.
Аукционный марш быков и минотавров
Ксения Апель напоминает о значимости и стоимости Пикассо не для того, чтобы в очередной раз напугать ценами, а чтобы привлечь внимание к его доступности. Вернее, к доступности его керамики и графики.
О времени арт-рынка
Валерия Колычева размышляет об инвестиционной привлекательности произведений искусства, проверяет на прочность идею о том, что при правильном подходе арт-рынок обыгрывает фондовый по потенциальной доходности, и Измеряет «справедливость» аукционных результатов в мысленном эксперименте.
Оставить комментарий