Наследники фортуны


Первое поколение капиталистов, создавших состояние в постсоветской России, уже сейчас находятся на пороге передачи капитала наследникам. Смогут ли дети приумножить богатство отцов? Влияет ли размер капитала на будущее наследников? В истории есть удивительные примеры.

22.11.2019





Наш первый герой, Алексей, родился в России в 1787 году и был бастардом Федора Орлова, одного из тех знаменитых братьев, которые возвели на императорский престол Екатерину Вторую. Как незаконнорожденный, он не имел наследства от отца, но получил образование и дворянский титул. После смерти Екатерины императором стал ее сын Павел, отдаливщий от трона Орловых, как главных виновников заговора и убийства своего отца, Петра III. Ничего хорошего молодому Алексею Орлову правление Павла не предвещало – бастард без наследства, да еще и в царской опале.

Как и все сверстники, Алексей рано поступил на военную службу: его успехи заметил сын императора цесаревич Константин Павлович. После короткого царствования Павла, в результате переворота императором стал его старший сын Александр, снявший опалу с Орловых. Наш герой прошел все наполеоновские войны – от позора поражения Аустерлица в 1805 году до победы в Париже в 1814 году: ему выпала честь принимать акт о капитуляции французской столицы. Новый император Николай I по достоинству оценил таланты Алексея Орлова. В первый день царствования, во время восстания на Сенатской площади, он остался верен трону и лично дважды водил кавалерию в атаку на каре восставших, в числе которых был его родной брат. После этого Алексей стал одним из самых близких и верных соратников императора. Его ждала долгая и успешная карьера дипломата: Россия обязана Алексею двумя мирными договорами с Турцией.

С 1844 года, вслед за Бенкендорфом, Орлов возглавлял Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии – высший орган политической полиции Российской империи. И, наконец, уже при новом императоре Александре II, его ждала вершина славы – пост председателя Государственного совета и председателя Комитета министров.

Наш второй герой, Александр, родился в 1810 году и тоже был бастардом. Его отцом являлся сам Наполеон I, а матерью – польская дворянка Мария Валевская. В семь лет мальчик потерял мать и воспитывался дядей. После наполеоновских войн Польша вошла в состав Российской империи. К полякам, воевавшим против русских, отношение в империи было настороженным, и дядя отправил парня на учебу в Женеву. Когда Валевский вернулся после обучения, уже упомянутый брат императора Константин Павлович, наместник в Польше и наследник российского престола, предложил молодому человеку стать его личным адьютантом: об этом мечтал любой российский, да и европейский, дворянин. Но Александр Валевский, сын великого Наполеона, не захотел оказаться, как бы сейчас сказали, «на побегушках» у брата врага своего отца. После этого за сыном Бонопарта, пусть и внебрачным, установили полицейский надзор. Паспорт ему не выдали, и он бежал из Польши в Санкт-Петербург, а оттуда нелегально перебирался на корабле в Великобританию, а затем и во Францию.

Как истинный польский патриот, он участвовал в восстании в 1830 году, принимал участие в сражении с русскими войсками, а после поражения вернулся в Париж. Александр служил в иностранном легионе в Африке, где сумел отличиться. Несмотря на то, что во Франции все знали, что он сын Бонапарта, сам Александр никогда этим не кичился. Однажды во время прогулки, к нему бросился старый наполеоновский солдат и сказал со слезами на глазах:
– Господи, как вы похожи на своего батюшку!
– Не знал, что вы были знакомы с графом Валевским! – сурово ответил Александр.

Когда во Франции императором стал племянник Бонопарта, Наполеон III, карьера Александра быстро пошла в гору. Он служил своему новому государству как дипломат, постепенно поднимаясь все выше и выше. За годы многолетней службы он неоднократно выполнял поручения императора как посол во Флоренции, Мадриде, Неаполе и Лондоне. Сыну Бонапарта в 1952 году даже пришлось участвовать в качестве официального преставителя Франции на прощании с герцогом Веллингтоном, победителем его отца под Ватерлоо. Александр поднимался на высшие посты государственной службы Французской империи, и последовательно становился сенатором, государственным министром, президентом Законодательного корпуса Франции.

Фортуна свела наших героев вместе после неудачной для России Крымской войны на Парижском конгрессе в 1856 году, где бывшие бастарды, а теперь графы, представляли интересы своих империй. Алексей Федорович Орлов и Александр Валевский, искусные политики, царедворцы и дипломаты, быстро сумели найти общий язык, несмотря на сложную историю отношений их государей. Они подписали мирный договор, который полностью изменил систему международных отношений в Европе.

Какие выводы могут сделать современники из этой истории?

Отцы наших героев не смогли передать своим внебрачным детям финансовый капитал, бизнес или недвижимость. Важнее оказалось другое. Тогда не было семейных офисов, семейных психологов и прочих атрибутов современного мира богатых людей. Все, что они успели сделать – обеспечить детям образование и воспитание. Наполеон оставил Александру денежный пансион, а Федор Орлов успел поместить сына в круг военных дворян, составлявших опору трона.

Несмотря на не самые лучшие стартовые условия в молодости, социальный капитал, который наши герои приобрели в течение жизни, упорство и честолюбие, позволили им, выйдя из бастардов, стать самыми известными людьми эпохи. Оба создали к концу жизни состояние и оставили добрую память у потомков.

Арсений Волынов – эксперт по управлению благосостоянием UHNWI, основатель проекта «Рантье».



22.11.2019


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Великая драматургия капитала


20190906_174137
 

Постановка режиссера Нади Кубайлат – моноспектакль. На сцене лишь один герой – явно чокнутый профессор, окруженный горой вещей, хламом товаров. Невротик, как и многие из нас, озабоченные капиталом. Профессор в блистательном исполнении актера Александра Николаева экзальтированно, но четко излагает тезисы Маркса. Зрителю смешно, но грустно и по нарастающей тревожно. Потому что этот одинокий невротический человек признается на сцене в своей тотальной товарности, которая стала в современном мире новой товарностью, сутью нашего бытия. О гуманизме и драматургии мышления Маркса, рекордном российском капитализме и глобальном противоречии между бухгалтерией и моралью мировой капиталистической системы в интервью Wealth Navigator поразмышлял соавтор сценического текста спектакля, писатель, убежденный марксист и левый интеллектуал Алексей Цветков.



Большая театральная страна


Natasha
 

Возможно, ни один другой проект в области культуры не сделал так много для формирования и поддержания в нашей огромной стране единого культурного контекста, как «Золотая Маска» – национальная театральная премия, генеральным партнером которой с 2002 года является Сбер. По списку номинантов премии можно изучать географию России; гастроли попавших в шорт-лист спектаклей проходят по всей стране; а ежегодный показ всей программы в Москве позволяет совсем маленьким театральным коллективам из самых удаленных уголков и национальным театрам, играющим на родных языках, предстать перед столичным зрителем. Так каждый год мы можем осознать себя как большую театральную страну. Сегодня спектакли-номинанты «Золотой Маски» можно посмотреть также в кино и интернете. О важности таких трансляций для создания единого общероссийского театрального контекста и даже их преимуществах перед живым показом в театре в интервью Wealth Navigator рассказывает исполнительный директор фестиваля «Золотая Маска» Наталья Шумилина.














Великая драматургия капитала


20190906_174137
 

Постановка режиссера Нади Кубайлат – моноспектакль. На сцене лишь один герой – явно чокнутый профессор, окруженный горой вещей, хламом товаров. Невротик, как и многие из нас, озабоченные капиталом. Профессор в блистательном исполнении актера Александра Николаева экзальтированно, но четко излагает тезисы Маркса. Зрителю смешно, но грустно и по нарастающей тревожно. Потому что этот одинокий невротический человек признается на сцене в своей тотальной товарности, которая стала в современном мире новой товарностью, сутью нашего бытия. О гуманизме и драматургии мышления Маркса, рекордном российском капитализме и глобальном противоречии между бухгалтерией и моралью мировой капиталистической системы в интервью Wealth Navigator поразмышлял соавтор сценического текста спектакля, писатель, убежденный марксист и левый интеллектуал Алексей Цветков.



Большая театральная страна


Natasha
 

Возможно, ни один другой проект в области культуры не сделал так много для формирования и поддержания в нашей огромной стране единого культурного контекста, как «Золотая Маска» – национальная театральная премия, генеральным партнером которой с 2002 года является Сбер. По списку номинантов премии можно изучать географию России; гастроли попавших в шорт-лист спектаклей проходят по всей стране; а ежегодный показ всей программы в Москве позволяет совсем маленьким театральным коллективам из самых удаленных уголков и национальным театрам, играющим на родных языках, предстать перед столичным зрителем. Так каждый год мы можем осознать себя как большую театральную страну. Сегодня спектакли-номинанты «Золотой Маски» можно посмотреть также в кино и интернете. О важности таких трансляций для создания единого общероссийского театрального контекста и даже их преимуществах перед живым показом в театре в интервью Wealth Navigator рассказывает исполнительный директор фестиваля «Золотая Маска» Наталья Шумилина.





Территория искусства и театра


Img_3133
 

Начало октября в Москве – время ходить на спектакли, проекты и выставки Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», который всегда выбирает для своей программы наиболее актуальные форматы. Придуманный в 2005 году фестиваль стал первым в России, который собрал в рамках одного события совершенно разные жанры: театр, танец, перформанс, искусство. И еще вторая особенность этого полномасштабного ежегодного проекта – схема финансирования: фестиваль существует преимущественно на деньги спонсоров. Алексей Новоселов, член арт-дирекции «Территории», куратор и заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Московского музея современного искусства (ММOМА), рассказывает в интервью SPEAR’S Russia о сочленении искусств, необходимости корпоративного просвещения и отсутствии порога входа в клуб меценатов.


Профессия: продюсер

10.09.2021 Увлечения

Img_7184
 

Планируя интервью с Леонидом Роберманом, основателем компании «Арт-Партнер» и одним из самых успешных театральных продюсеров России, мы думали, что будем беседовать о коммерческой изнанке театра, но получился разговор о самой его сути. Видимо, такое знание и позволяет агентству «Арт-Партнер» не только иметь в своей афише 15–20 спектаклей в месяц, но и удостаиваться высших театральных наград. Так, в 2018 году впервые за 27-летнюю историю премии «Хрустальный Турандот» специально для Леонида Робермана была введена номинация «За создание уникального негосударственного театра», а в 2021-м его спектакль «Борис» получил «Золотую Маску». О цене и ценности, коммерческом успехе и художественных вызовах, лучшем периоде в жизни Оскараса Коршуноваса и слове продюсера, данном Дмитрию Крымову, Леонид Роберман рассказал в интервью SPEAR’S Russia.