Цена экомобильности


Алексей Фомичев – о буме «неэкологичных» металлов для нового автопрома и этических проблемах добывающей промышленности.

18.10.2021





Если в 2019 году на электро­мобили приходилось 8% объема глобального рынка автомобилей, то в 2020-м – уже 13%. Международное энергетическое агентство сообщает, что продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания снижаются: по итогам 2020 года падение составило 6%. Перспективы еще более неутешительны: на ряде рынков, в том числе в Европе, с 2035 года такие автомобили запретят. Де-факто это устранит конкуренцию для электромобилей и сделает сектор монополистом.

Попутно растет спрос на металлы, необходимые для производства электромобилей: литий, кобальт, графит, никель, алюминий, медь и некоторые редкоземельные элементы. Несколько десятков (а иногда и сотен) килограммов этих металлов в каждом электромобиле приходится на батареи. Около половины веса каждого элемента питания составляет алюминий; за ним по массовой доле следуют медь, графит и никель.

Алюминий используется не только в батареях, но и в ходовой части, а также в оформлении салона автомобиля. Металл обладает небольшим весом и эффективно защищает водителя и пассажиров при аварии. Медь необходима не только для батарей, но и для инфраструктуры, которая поможет электромобилям оставаться на ходу, в частности широкой сети зарядных станций.

Рыночная доля сегмента электромобилей пока очень скромна по сравнению с общей величиной автомобильной индустрии, но цены на ключевые для отрасли металлы быстро растут – уже сейчас спрос на них превышает предложение. Мы полагаем, что в следующие два года как минимум стоимость металлов, использу­ющихся для производства батарей, продолжит расти.

Относительная дороговизна металлов заставляет бизнес активно искать им альтернативы, однако в среднесрочной перспективе спрос на них не упадет, даже если появятся батареи новых типов или технология получения электроэнергии из водорода станет более распространенной.

Этика и экология

Аналитики Coface прогнозируют, что по итогам 2021 года цены на никель, алюминий и медь вырастут на 34, 25 и 47% соответственно. В 2020–2050 годах спрос на медь для электромобилей будет увеличиваться в среднем на 9,9% в год, на никель – на 11,8%.

Крупнейшие производители ключевых металлов для электромобилей – Демократическая Республика Конго (ДРК), Австралия, Индонезия, Чили и Россия. Сегодня в некоторых странах происходит модернизация законодательства, которое регулирует добычу полезных ископаемых, чтобы, во-первых, повысить собственные бюджетные доходы от коммерческой разработки ресурсов корпоративным сектором и, во-вторых, попытаться решить экологические и этические проблемы, связанные с добычей этих металлов.

Одним из проблемных с этической и экологической точек зрения металлов можно назвать кобальт. Многие кобальтовые шахты находятся в тропических джунглях, и массовая вырубка леса, необходимая для разработки месторождений, вкупе с загрязнением почвы химикатами сильно дестабилизирует экосистему. При этом в ДРК кобальт обычно добывается совместно с ураном, мышьяком и кадмием, что наносит серьезный вред здоровью рабочих. Некоторые неправительственные организации – например Amnesty International – утверждают, что добытчики кобальта эксплуатируют детский труд.

Решит ли проблему водород?

Ученые активно ищут альтернативы кобальту в аккумуляторных батареях и электронике. Чтобы электромобили действительно произвели «зеленую» революцию на мировом рынке, их производство не должно создавать экологические и этические проблемы.

В качестве возможной замены электродвигателям иногда называют водородные двигатели, которые могли бы позволить удешевить производство «зеленых» автомобилей и минимизировать экологический след от производственной цепочки.

По мнению аналитиков Coface, водородные двигатели смогут изменить ландшафт рынка в ближайшее десятилетие при одном условии: если их внедрение будет активно стимулироваться государствами.

Крупнейшие игроки «электрической» экосистемы автопрома, в том числе автопроизводители, вряд ли сделают на них ставку в ближайшем будущем – они инвестировали в развитие и внедрение электродвигателей слишком много, чтобы отказаться от них на полпути и приступить к развитию совершенно другой технологии. К тому же они рискуют не выполнить в срок требования властей к экологической безопасности нового поколения автомобилей.

В скором будущем счет ежегодных продаж электромобилей пойдет на миллионы, в связи с чем более важной, чем когда-либо ранее, станет индустрия переработки вторичного сырья. Многие компании сегодня спешно создают мощности, направленные на переработку именно батарей электромобилей. Сегменты переработки кобальта и никеля уже достаточно зрелые: всего в мире перерабатывается порядка 60% от общего веса утиля этих металлов. Однако в сегменте переработки лития места для роста еще очень много: на текущий момент в мире перерабатывается всего порядка 1% от его общей утилизируемой массы.

Алексей Фомичев, коммерческий директор Coface Россия.
Coface – международная группа, специализирующаяся на торговом страховании и управлении рисками.



18.10.2021


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз