Элитному жилью стало тесно в прежних границах
Несколько оправившись от потрясений последних лет, покупатели элитной жилой недвижимости по всему миру постепенно привыкают к новой нормальности высоких процентных ставок. Технологический апгрейд этого сегмента упрощает сделки, а их объектами становится жилье в новых точках на карте, свидетельствует последний отчет о глобальном рынке элитной недвижимости, подготовленный Sotheby’s International Realty. WEALTH Navigator обобщил ключевые выводы исследования.
С восточным акцентом
Хотя Лондон, Нью-Йорк и французская Ривьера пользуются давней и неизменной популярностью у покупателей элитной недвижимости со всего мира, составители Sotheby’s International Realty 2024 Luxury Outlook фиксируют четыре новые зоны притяжения для крупных инвесторов в недвижимость. Это Австралия с ее относительно стабильными экономикой, долларом, высоким уровнем жизни, солнцем и пляжами, Мексика, которая открывается миру и перестает быть исключительной вотчиной состоятельных американцев и канадцев, Саудовская Аравия и Турция.
В Саудовской Аравии – с поправкой на относительную неразвитость сегмента брендированных резиденций – в целом нет дефицита премиальной недвижимости. Она сосредоточена главным образом в Джидде на побережье Красного моря.
Основой отчета стала компиляция данных локальных офисов Sotheby’s International Realty по всему миру, в том числе продающих жилую недвижимость стоимостью от 10 млн долларов за объект
Пока покупать и продавать жилую недвижимость могут только граждане королевства. Однако законодательство вскоре должно измениться, и саудовский рынок недвижимости откроется иностранным инвестициям. Это, как ожидается, подстегнет в том числе строительство брендированных комплексов, одного из самых быстрорастущих форматов элитной недвижимости.
Ближний Восток в целом и Саудовская Аравия в частности становятся все интереснее российскому инвестору, констатировала в беседе с WEALTH Navigator Александра Калчева, руководитель департамента Ближнего Востока Russia Sotheby’s International Realty. «Клиенты нашей компании начали интересоваться недвижимостью Саудовской Аравии с середины 2023 года. Мы стали получать запросы на определенный проект с целью инвестировать средства и получить доход от вложения. Окупаемость можно ожидать в горизонте 7–10 лет: такой срок подходит для стабильной долгосрочной инвестиции. Клиенты долго присматриваются к направлению, так как принятый закон о фрихолде еще не вступил в силу. Ожидается, что это произойдет в 2025 году. Тем не менее отсутствие налогов на покупку помогает принять решение в пользу инвестиций в Саудовскую Аравию», – отметила г-жа Калчева. Впрочем, оговаривается она, спрос на такие направления, как Оман и Катар, значительно превышает интерес к Саудовской Аравии за счет более низкого порога входа и относительно короткого срока окупаемости вложений.
Турция в последние годы остается излюбленным направлением для хайнетов не только из России и с Украины, но и из других стран, и эта тенденция сохранится, свидетельствует Sotheby’s International Realty 2024 Luxury Outlook. Удешевление лиры на 300% по отношению к доллару за последние три года способствовало развитию не только туристического сектора, но и рынка жилой недвижимости, популярной у состоятельных покупателей из Кувейта, Саудовской Аравии, Катара и ОАЭ. Существенный процент покупателей – граждане Германии турецкого происхождения.
Любопытно географическое распределение покупательских предпочтений. Если хайнетов из России, как сообщал Forbes, привлекает главным образом эксклюзивная недвижимость в курортных Анталье и Аланье, то инвесторы из других стран предпочитают роскошные стамбульские виллы вдоль Босфора. Их всего около 700, новое строительство запрещено, поэтому стоимость такого исторического особняка колеблется от 10 до 300 млн долларов. Причем состоятельные турки выбирают более тихий азиатский берег пролива, а иностранцы, как правило, селятся на оживленном европейском.
Еще одно популярное направление – Бодрум на побережье Эгейского моря, база мегаяхт и место притяжения их владельцев со всего мира. В последние годы в числе тех, кто приобретает эксклюзивную недвижимость в хорошо знакомом состоятельным россиянам Бодруме, все больше выходцев не только из Северной, но и Южной Америки, в частности Колумбии и Венесуэлы.
В виртуальном раю
Пандемия COVID‑19 и удаленное общение технологически перевооружили многие сферы, в том числе и продажу элитной недвижимости. Это еще один вывод экспертов Sotheby’s International Realty 2024 Luxury Outlook. Инструменты на основе искусственного интеллекта и анализа больших данных, виртуальная и дополненная реальность, 3D-визуализация существенно упростили жизнь покупателей. Так, им теперь не приходится покрывать сотни километров по морю или воздуху между Карибскими островами, где выставлены на продажу роскошные, но удаленные виллы. Как минимум первый этап отбора, отсев неподходящих вариантов, можно осуществить с помощью комбинации 3D-технологий и аэросъемки с дронов. Мало кого сейчас удивляет трехмерное моделирование еще не построенных вилл или съемка процесса строительства с беспилотников.
С поправкой на устойчивость
Один из новых мощных факторов, влияющих на глобальный рынок недвижимости, – внимание покупателей к вопросам экологической устойчивости. Из нишевой темы она становится мейнстримом, уверяют авторы Sotheby’s International Realty 2024 Luxury Outlook. Отсюда – рост интереса не просто к премиальным домам, а к тем, которые построены из экологичных материалов, оборудованы солнечными панелями, зарядными станциями для электромобилей и оставляют наименьший углеродный след.
В авангарде этого движения Скандинавские страны (например, шведские девелоперы, чтобы удовлетворить запрос клиентов на экологичную жизнь, все чаще отказываются от цемента и используют в строительстве дерево) и государства, уже страдающие от последствий изменения климата. Так, в Канаде из-за лесных пожаров фиксируют все больше запросов на эффективные системы вентиляции и очистки воздуха.
Источник: WEALTH Navigator
Хедж-фонды против дефицита идей
Даниил Аплеев – о смысле и назначении хедж-фондов, их правильной интеграции в портфель и возможности импортозаместить этот класс активов в России.
Венчурная оттепель
«Венчурная зима» – популярная метафора для описания ситуации на российском венчурном рынке в последние пару лет. Часть инвесторов перестала вкладываться в российские проекты, часть потеряла интерес к высокорискованным сделкам, а многим стартапам пришлось выбирать между работой на отечественном и международном рынках. WEALTH Navigator узнал, чем сейчас живут российские венчурные инвесторы и есть ли у нас «звездные» стартапы с перспективами на глобальных рынках.
Инвестиции в элитную недвижимость на этапе строительства
Александр Икрянников – с анализом специфики момента и прогнозом на ближайшее будущее.
Мера всех вещей
Коллекционер Денис Химиляйне и галерист Сергей Попов соглашаются и спорят друг с другом о том, как понять значимость искусства, выясняют, зачем они занимаются своим делом, сравнивают Герхарда Рихтера с Васей Ложкиным, метеоритами и костями динозавра и обсуждают рациональный альтруизм, отсутствие вторичного рынка и свое влияние на положение вещей в арт-мире.
Инвестиции в элитную недвижимость на этапе строительства
Александр Икрянников – с анализом специфики момента и прогнозом на ближайшее будущее.
Избавиться от «лишних» миллионов
Инвестиции в элитную недвижимость традиционно считались одним из самых надежных и понятных инструментов сохранения капитала. WEALTH Navigator разобрался, привлекательны ли они сейчас, как изменились инвестиционные стратегии покупателей и что происходит в сегменте премиальной недвижимости в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
Кто живет на крыше
Самый дорогой пентхаус в Москве оценили в 7,3 млрд рублей. Андрей Соловьев поясняет: в условиях, когда капиталы, по сути, заперты в России, покупатели пентхаусов доплачивают за возможность самовыразиться и подчеркнуть свою идентичность. Неслучайно интерес к жилью с уникальным дизайном и планировкой сопровождает периоды транзита крупных состояний.
Оставить комментарий