Кто подхватит знамя?
Проблема преемственности семейного бизнеса
Осенью 2016 года PwC и UBS выпустили отчет по результатам масштабного исследования вызовов, с которыми сталкиваются современные миллиардеры: Billionaires insights. Are billionaires feeling the pressure?

Диана Каляева
руководитель практики оказания услуг частным клиентам, PwC Legal
С годами вопрос отношений между поколениями X и Y, а потом и Z будет приобретать все большее значение. Так, согласно отчету, ожидается, что более 500 богатейших людей мира передадут своим наследникам около 2,1 трлн долларов в течение ближайших 20 лет. Для стран Азии, где 85% миллиардеров представляют первое поколение владельцев бизнеса, а также и для России такая передача активов будет происходить впервые. Какие это будет иметь последствия для современного мира? Давайте попытаемся разобраться.
ВОПРОСЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Прежде всего, будут меняться цели владения крупными состояниями. Одним из глобальных трендов стал значительно больший интерес к филантропии и управлению благотворительными проектами по аналогии с бизнес-предприятиями.
Вероятно, следующие поколения, в отличие от учредителей бизнеса, будут в меньшей степени стремиться к операционному контролю над активами, предпочитая оставаться их бенефициарами.
При этом предприниматели из развивающихся стран в связи с высокой динамикой рынков, регулятивной и политической нестабильностью зачастую со скепсисом относятся к передаче бизнес-активов в управление наследникам. В России подобная точка зрения также довольно распространена. Согласно отчету PwC в России «Частный и семейный бизнес в России: вчера, сегодня, завтра», мало респондентов отметили свое желание сохранить бизнес и передать активы в управление преемникам (9%).
Как бы то ни было, современные предприниматели стареют, и влиять на экономическое будущее в относительно скором времени будут именно их наследники, возможно, с совершенно другими ориентирами в жизни и другими ценностями.
Каковы же приоритеты у поколения миллениума?
ПРИОРИТЕТ БИЗНЕСА
Как правило, представители молодого поколения, ставящие на первое место бизнес, отличаются духом предпринимательства и желанием играть самостоятельную роль в семье. Иногда они привлекаются к управлению семейными предприятиями для обучения через работу на управленческих позициях. Нередки случаи, когда будущий преемник создает собственный бизнес с нуля и такой бизнес совершенно не связан с семейным. По данным отчета, такие проекты часто связаны с цифровой экономикой.
Как же современные бизнесмены растят в своих семьях преемников и прививают им предпринимательский дух? Очевидно, что здесь важно дать возможность «сыграть в свою игру», выделив какую-то часть активов для того, чтобы молодой представитель семьи мог взять на себя риск управления и утраты активов и, может быть, в дальнейшем действительно проиграть.
Выделение части портфельных инвестиций для самостоятельного управления под присмотром профессиональных консультантов тоже может быть хорошим способом обучения. Так появится осознанный навык принятия инвестиционных решений и оценки их последствий.
Привлечение преемников к управлению бизнесом и личными активами может помочь заложить основу для будущего перехода всего состояния детям без существенных рисков как для бизнеса, так и для самой семьи. Но на практике это получается не всегда.
ВЛАДЕЛЬЦЫ, НО НЕ УПРАВЛЕНЦЫ
В отличие от своих родителей, представители поколения миллениума часто не готовы играть самостоятельную управленческую роль в бизнесе и скорее видят себя пассивными акционерами – выгодоприобретателями созданного предыдущими поколениями бизнеса. Они хотят иметь возможность сделать свой собственный выбор в жизни, и семейное предприятие может быть им совсем не интересно.
Некоторые респонденты исследования отмечали, что у них есть сомнения в отношении будущего своего бизнеса. В таких регионах, как Китай и Россия, передача компаний по наследству может быть слишком трудна, потому что успех этих предприятий во многих случаях зависит от личных связей их основателей.
Помимо этого, управление разноплановыми активами часто требует выдающихся лидерских и предпринимательских качеств, которыми может не обладать ни один из потенциальных наследников основателя бизнеса.
В Китае, с их семьями с единственным ребенком, с поиском достойного наследника-управленца может быть еще сложнее. Зачастую продажа бизнеса после ухода на пенсию или смерти его основателя – единственный выход в подобной ситуации. Некоторые семьи также задумываются о назначении внешних управленцев.
Культурная среда, бизнес и политические причины, естественно, тоже влияют на выбор семей. Например, в культуре предпринимателей США – стремление к продаже бизнеса, в Европе – к его сохранению. В Азии, исходя из опыта стран Юго-Востока, а также Китая, есть тенденция к созданию бизнес-предприятий по модели фонда прямых инвестиций. Таким способом семьи пытаются сохранить активы в ситуации, когда есть сложности с привлечением наследников к управлению конкретными видами бизнеса.
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
Многие представители поколения миллениума видят успех бизнеса в возможности приносить пользу обществу. Их целями становится получение не только дохода для семьи, но и выгод для более широкой группы лиц, включая работников, клиентов и общество в целом.
Некоторые молодые миллиардеры серьезно увлечены филантропическими проектами. Выросшие в период быстрых социальных изменений, они с большим энтузиазмом вовлекаются в благотворительные проекты, используя свои ресурсы и деловые качества для управления такими проектами. При этом они хотят ощутить реальный результат от благотворительной деятельности с возможностью его измерить. Для таких представителей поколения миллениума участие в благотворительной деятельности становится основой их семейных ценностей.
УРОКИ ПРОШЛОГО
По данным отчета, почти никогда миллиардеры первого поколения не имеют внуков, которые также были бы миллиардерами. И здесь можно выделить две основные причины: размытие доли в бизнесе (в том числе вследствие неэффективного управления и отсутствия четкого плана преемственности бизнеса), а также рыночные риски (включая влияние новых прорывных технологий).
При этом, несмотря на то что США и Азия успешнее в вопросе появления новых миллиардеров, европейские миллиардеры превосходят их в вопросах сохранения созданного капитала. Так, по данным отчета, 54% европейских миллиардеров передают свой статус миллиардера следующему поколению. Их история успеха – в создании четких процедур семейного управления бизнесом, в видении будущего этого бизнеса.
Россия и Китай, как известно, – страны, где отсутствуют миллиардеры в нескольких поколениях. Перед здешними бизнесменами, безусловно, стоят свои специфические вызовы.
Однако опыт Европы может быть полезен и для новых рынков капитала. Семейный бизнес, где бы он ни находился, будет более успешным, а благосостояние семьи – защищенным при наличии плана, отражающего стратегическое видение основателя. Вдобавок к целям и перспективам в таком плане должны быть определены общие ценности и задачи семьи во всем, что касается управления активами. Тогда вопрос смены поколений не окажется таким болезненным.
Источник: SPEAR'S Russia #1-2(65)
Страна молодых потребителей

Евгений Линчик рассказывает об Индии как о новой цели для инвесторов, ищущих хорошей доходности.
CBDC и тайная комната БРИКС

Несмотря на то что все страны – участницы БРИКС, пусть и с разной скоростью, реализуют государственные проекты создания цифровых валют центральных банков (CBDC), подавляющая часть жителей этих государств не испытывают особой потребности в новой форме денег. Инициативы создания цифрового рубля и других CBDC порождают немало вопросов, количество которых будет только множиться по мере развития проектов, убеждены Руслан Юсуфов и Павел Новиков.
Юнит, привязанный линком

Разменяв первый десяток лет на рынке, «СберСтрахование жизни» готовится качественно трансформировать свое клиентское предложение. Прошлым летом компания запустила линейку новых продуктов unit-linked, обеспечивающих своим инвесторам страховую защиту и возможность активно управлять вложенными средствами через выбор рыночной стратегии. Подводя промежуточную черту под первым годом работы в новом сегменте, Владислав Воякин показывает на цифрах, что клиенты могут быть довольны полученными результатами.
Собиратели жемчуга Большого залива

Четыре десятилетия ударных трудов и близость к Гонконгу превратили бывшую рыбацкую деревню Шэньчжэнь в главную жемчужину Большого Залива на юге Китая и дом для тысяч новых предпринимателей-хайнетов. Отдавая должное грандиозным успехам и перспективам экономического региона, глобальная индустрия wealth management быстро наращивает в нем свое присутствие, отмечает Владимир Волков.
Очный формат

Зачем крупному банку участвовать в экономическом форуме? Чтобы обеспечить «вау-эффект». Во всяком случае, именно с этой мыслью должна вестись подготовка к мероприятию. Вице-президент, директор департамента управления делами Сбербанка Армен Мелконян рассказал WEALTH Navigator о том, как Сбер будет работать на новых деловых площадках в других странах, и оценил, какую пользу могут извлечь из форумов простой человек, общество и государство.
«Заметная незаметность» vs роскошь напоказ

Мария Терехова исследует одежду и статусное потребление новой российской буржуазии, привлекая для анализа Дарью Жукову, Ирину Винер, Романа Абрамовича и даже Валентина Юдашкина. В результате мы понимаем, кто, что и кому хочет доказать и какова формула роскоши высшего порядка.
Столп антихаоса

Если исходить из утверждения, что политика – концентрированное выражение экономики, то стержнем современных мировых политических событий является нарастающее противостояние Китая и США за глобальное доминирование. Это противостояние напрямую влияет на экономику, а его эскалация в последние годы подвела человечество к самому опасному кризису за всю историю. В мире распространяется хаос, сдержать который могут только страны БРИКС, убежден Александр Лосев.
Переоценка предпринимателя

Предпринимательский дух и предпринимательское мышление – это особая эфирная материя, дар, сравнимый с художественным, или генетическая предрасположенность, похвастаться которой могут совсем не многие. По крайней мере, так об этом рассуждают многие успешные бизнесмены. Кто-то даже настаивает, что значительная часть их работы экземплифицирована. Нельзя научить другого ни умению рисковать и хорошо себя чувствовать в «драке», ни умению трезво мыслить в условиях неопределенности, ни способности долго терпеть и откладывать собственное вознаграждение. Однако такой взгляд на предпринимательство кажется чересчур комплиментарным, как обстоит дело с точки зрения поведенческой и нейроэкономики, объясняет Ксения Паниди.
Наследственное планирование

Состоятельные клиенты серьезно и заблаговременно подходят к вопросам передачи капитала наследникам. Сегодня в российском законодательстве действует много механизмов для передачи благосостояния. О том, какие инструменты наследования выбирают клиенты и под какие задачи чаще, WEALTH Navigator рассказал управляющий директор Family Office Private Banking ВТБ Антон Оглоблин.
Недетские вопросы

Прочитав книгу Элизабет Шимпфёссль «Безумно богатые русские», Алексей Станкевич нашел в главе «Воспитание наследников» много пересечений со своей работой. Он постарался переосмыслить наблюдения и выводы австрийского социолога, опираясь на опыт общения с хайнетами, которые не уезжают на Запад, а создают и развивают бизнесы в России. Это обстоятельство, а также размер состояния и базовые ценности владельца капитала становятся, по мнению автора, ключевыми факторами в планировании преемственности как для родителей, так и для детей.
Синхронизация, конституция и наследство

Антон Андреев – о ворожбе и фокусах в деле наследственных консультаций, разделе бизнеса и совместно нажитого имущества, о продавцах бутафории и семейных стратегических сессий, а также о юридических оберегах в виде уставов, контрактов, завещаний и фондов.
Знания в банке

Обучение наследников основам финансовой грамотности с детства, а также предоставление им знаний в области инвестирования – хорошая основа для успешной передачи состояния следующим поколениям, утверждают российские и международные исследования. У Газпромбанк Private Banking есть продукты и на тот, и на другой случай.
Очный формат

Зачем крупному банку участвовать в экономическом форуме? Чтобы обеспечить «вау-эффект». Во всяком случае, именно с этой мыслью должна вестись подготовка к мероприятию. Вице-президент, директор департамента управления делами Сбербанка Армен Мелконян рассказал WEALTH Navigator о том, как Сбер будет работать на новых деловых площадках в других странах, и оценил, какую пользу могут извлечь из форумов простой человек, общество и государство.
«Заметная незаметность» vs роскошь напоказ

Мария Терехова исследует одежду и статусное потребление новой российской буржуазии, привлекая для анализа Дарью Жукову, Ирину Винер, Романа Абрамовича и даже Валентина Юдашкина. В результате мы понимаем, кто, что и кому хочет доказать и какова формула роскоши высшего порядка.
Столп антихаоса

Если исходить из утверждения, что политика – концентрированное выражение экономики, то стержнем современных мировых политических событий является нарастающее противостояние Китая и США за глобальное доминирование. Это противостояние напрямую влияет на экономику, а его эскалация в последние годы подвела человечество к самому опасному кризису за всю историю. В мире распространяется хаос, сдержать который могут только страны БРИКС, убежден Александр Лосев.
«Изучение богатых россиян проливает свет на мысли глобальных элит»

После прочтения книги «Безумно богатые русские» у редакции WEALTH Navigator возникло немало дополнительных вопросов к автору. Элизабет Шимпфёссль любезно согласилась ответить на них во время пространного интервью.
Оставить комментарий