Кто подхватит знамя?
Проблема преемственности семейного бизнеса
Осенью 2016 года PwC и UBS выпустили отчет по результатам масштабного исследования вызовов, с которыми сталкиваются современные миллиардеры: Billionaires insights. Are billionaires feeling the pressure?
Диана Каляева
руководитель практики оказания услуг частным клиентам, PwC Legal
С годами вопрос отношений между поколениями X и Y, а потом и Z будет приобретать все большее значение. Так, согласно отчету, ожидается, что более 500 богатейших людей мира передадут своим наследникам около 2,1 трлн долларов в течение ближайших 20 лет. Для стран Азии, где 85% миллиардеров представляют первое поколение владельцев бизнеса, а также и для России такая передача активов будет происходить впервые. Какие это будет иметь последствия для современного мира? Давайте попытаемся разобраться.
ВОПРОСЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Прежде всего, будут меняться цели владения крупными состояниями. Одним из глобальных трендов стал значительно больший интерес к филантропии и управлению благотворительными проектами по аналогии с бизнес-предприятиями.
Вероятно, следующие поколения, в отличие от учредителей бизнеса, будут в меньшей степени стремиться к операционному контролю над активами, предпочитая оставаться их бенефициарами.
При этом предприниматели из развивающихся стран в связи с высокой динамикой рынков, регулятивной и политической нестабильностью зачастую со скепсисом относятся к передаче бизнес-активов в управление наследникам. В России подобная точка зрения также довольно распространена. Согласно отчету PwC в России «Частный и семейный бизнес в России: вчера, сегодня, завтра», мало респондентов отметили свое желание сохранить бизнес и передать активы в управление преемникам (9%).
Как бы то ни было, современные предприниматели стареют, и влиять на экономическое будущее в относительно скором времени будут именно их наследники, возможно, с совершенно другими ориентирами в жизни и другими ценностями.
Каковы же приоритеты у поколения миллениума?
ПРИОРИТЕТ БИЗНЕСА
Как правило, представители молодого поколения, ставящие на первое место бизнес, отличаются духом предпринимательства и желанием играть самостоятельную роль в семье. Иногда они привлекаются к управлению семейными предприятиями для обучения через работу на управленческих позициях. Нередки случаи, когда будущий преемник создает собственный бизнес с нуля и такой бизнес совершенно не связан с семейным. По данным отчета, такие проекты часто связаны с цифровой экономикой.
Как же современные бизнесмены растят в своих семьях преемников и прививают им предпринимательский дух? Очевидно, что здесь важно дать возможность «сыграть в свою игру», выделив какую-то часть активов для того, чтобы молодой представитель семьи мог взять на себя риск управления и утраты активов и, может быть, в дальнейшем действительно проиграть.
Выделение части портфельных инвестиций для самостоятельного управления под присмотром профессиональных консультантов тоже может быть хорошим способом обучения. Так появится осознанный навык принятия инвестиционных решений и оценки их последствий.
Привлечение преемников к управлению бизнесом и личными активами может помочь заложить основу для будущего перехода всего состояния детям без существенных рисков как для бизнеса, так и для самой семьи. Но на практике это получается не всегда.
ВЛАДЕЛЬЦЫ, НО НЕ УПРАВЛЕНЦЫ
В отличие от своих родителей, представители поколения миллениума часто не готовы играть самостоятельную управленческую роль в бизнесе и скорее видят себя пассивными акционерами – выгодоприобретателями созданного предыдущими поколениями бизнеса. Они хотят иметь возможность сделать свой собственный выбор в жизни, и семейное предприятие может быть им совсем не интересно.
Некоторые респонденты исследования отмечали, что у них есть сомнения в отношении будущего своего бизнеса. В таких регионах, как Китай и Россия, передача компаний по наследству может быть слишком трудна, потому что успех этих предприятий во многих случаях зависит от личных связей их основателей.
Помимо этого, управление разноплановыми активами часто требует выдающихся лидерских и предпринимательских качеств, которыми может не обладать ни один из потенциальных наследников основателя бизнеса.
В Китае, с их семьями с единственным ребенком, с поиском достойного наследника-управленца может быть еще сложнее. Зачастую продажа бизнеса после ухода на пенсию или смерти его основателя – единственный выход в подобной ситуации. Некоторые семьи также задумываются о назначении внешних управленцев.
Культурная среда, бизнес и политические причины, естественно, тоже влияют на выбор семей. Например, в культуре предпринимателей США – стремление к продаже бизнеса, в Европе – к его сохранению. В Азии, исходя из опыта стран Юго-Востока, а также Китая, есть тенденция к созданию бизнес-предприятий по модели фонда прямых инвестиций. Таким способом семьи пытаются сохранить активы в ситуации, когда есть сложности с привлечением наследников к управлению конкретными видами бизнеса.
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
Многие представители поколения миллениума видят успех бизнеса в возможности приносить пользу обществу. Их целями становится получение не только дохода для семьи, но и выгод для более широкой группы лиц, включая работников, клиентов и общество в целом.
Некоторые молодые миллиардеры серьезно увлечены филантропическими проектами. Выросшие в период быстрых социальных изменений, они с большим энтузиазмом вовлекаются в благотворительные проекты, используя свои ресурсы и деловые качества для управления такими проектами. При этом они хотят ощутить реальный результат от благотворительной деятельности с возможностью его измерить. Для таких представителей поколения миллениума участие в благотворительной деятельности становится основой их семейных ценностей.
УРОКИ ПРОШЛОГО
По данным отчета, почти никогда миллиардеры первого поколения не имеют внуков, которые также были бы миллиардерами. И здесь можно выделить две основные причины: размытие доли в бизнесе (в том числе вследствие неэффективного управления и отсутствия четкого плана преемственности бизнеса), а также рыночные риски (включая влияние новых прорывных технологий).
При этом, несмотря на то что США и Азия успешнее в вопросе появления новых миллиардеров, европейские миллиардеры превосходят их в вопросах сохранения созданного капитала. Так, по данным отчета, 54% европейских миллиардеров передают свой статус миллиардера следующему поколению. Их история успеха – в создании четких процедур семейного управления бизнесом, в видении будущего этого бизнеса.
Россия и Китай, как известно, – страны, где отсутствуют миллиардеры в нескольких поколениях. Перед здешними бизнесменами, безусловно, стоят свои специфические вызовы.
Однако опыт Европы может быть полезен и для новых рынков капитала. Семейный бизнес, где бы он ни находился, будет более успешным, а благосостояние семьи – защищенным при наличии плана, отражающего стратегическое видение основателя. Вдобавок к целям и перспективам в таком плане должны быть определены общие ценности и задачи семьи во всем, что касается управления активами. Тогда вопрос смены поколений не окажется таким болезненным.
Источник: SPEAR'S Russia #1-2(65)
Будьте готовы к получению любых вводных
Легенда индустрии Дмитрий Брейтенбихер и его заместитель Оксана Семененко – два человека, управляющие всем бизнесом Private Banking и «Привилегии» ВТБ. В 2024 году их роли заметно изменятся, что, как они считают, сделает банк еще сильнее. В большом интервью WEALTH Navigator банкиры настаивали на важности relationship management и математической культуры, обсудили задачи первого и второго пилота, назвали самые популярные классические и альтернативные инвестиции, представили новые пакеты услуг и метод работы «через биссектрису», шутили друг над другом и анонсировали расширение управленческих горизонтов.
С акцентом на семейном банкинге
Забота об интересах не только самого клиента, но и членов его семьи – очевидный и набирающий обороты тренд. Выйдя за рамки private banking, он становится все более распространенной практикой в сегментах Top Affluent и Affluent, констатирует начальник управления по работе с премиальными клиентами Private Banking ВТБ Дмитрий Титов.
Александр Хенкин: «Работа с крупным капиталом прежде всего искусство»
Как изменился премиальный сегмент, какие активы интересны состоятельному инвестору, в чем преимущества работы с небольшими компаниями, WEALTH Navigator рассказал генеральный директор инвестиционной компании General Invest Александр Хенкин.
От риска – к простым и понятным инвестрешениям
Александр Икрянников, директор направления частного банковского обслуживания банка ДОМ.РФ, – о том, как индустрия private banking и состоятельные клиенты справляются с последствиями недавних вызовов и чего ждут от ближайшего будущего.
Удачно слиться
Алексей Куприянов – о том, почему растет роль консультантов в структурировании сделок и какую добавленную ценность приносят своим клиентам инвестбанкиры.
Как потерять клиента
Виталий Дашин задумывается о том, к какому беспорядку может привести идеальный порядок, и вспоминает несколько историй из своей банковской карьеры в Швейцарии и Лихтенштейне.
Манипуляции на максималках в замыленной субъективной реальности
Руслан Юсуфов – об устройстве информационных пузырей, механике неравенства, могуществе технологических компаний, бесправии пользователей, культах будущего, конспирологических искажениях сознания, а также о важности самонаблюдения и надежде, которую искусственный интеллект и люди то дают, то отнимают друг у друга.
Состояние ума
Павел Бережной – о том, что такое mindset инвестора и какое значение он имеет на практике.
Личное и безличное
Исполнительный директор управляющей компании «Современные Фонды Недвижимости» Александр Храмешкин рассказал WEALTH NAVIGATOR, зачем нужен персональный фонд и как им правильно пользоваться в разных ситуациях.
Наследственное планирование
Состоятельные клиенты серьезно и заблаговременно подходят к вопросам передачи капитала наследникам. Сегодня в российском законодательстве действует много механизмов для передачи благосостояния. О том, какие инструменты наследования выбирают клиенты и под какие задачи чаще, WEALTH Navigator рассказал управляющий директор Family Office Private Banking ВТБ Антон Оглоблин.
Недетские вопросы
Прочитав книгу Элизабет Шимпфёссль «Безумно богатые русские», Алексей Станкевич нашел в главе «Воспитание наследников» много пересечений со своей работой. Он постарался переосмыслить наблюдения и выводы австрийского социолога, опираясь на опыт общения с хайнетами, которые не уезжают на Запад, а создают и развивают бизнесы в России. Это обстоятельство, а также размер состояния и базовые ценности владельца капитала становятся, по мнению автора, ключевыми факторами в планировании преемственности как для родителей, так и для детей.
Синхронизация, конституция и наследство
Антон Андреев – о ворожбе и фокусах в деле наследственных консультаций, разделе бизнеса и совместно нажитого имущества, о продавцах бутафории и семейных стратегических сессий, а также о юридических оберегах в виде уставов, контрактов, завещаний и фондов.
Удачно слиться
Алексей Куприянов – о том, почему растет роль консультантов в структурировании сделок и какую добавленную ценность приносят своим клиентам инвестбанкиры.
Как потерять клиента
Виталий Дашин задумывается о том, к какому беспорядку может привести идеальный порядок, и вспоминает несколько историй из своей банковской карьеры в Швейцарии и Лихтенштейне.
Манипуляции на максималках в замыленной субъективной реальности
Руслан Юсуфов – об устройстве информационных пузырей, механике неравенства, могуществе технологических компаний, бесправии пользователей, культах будущего, конспирологических искажениях сознания, а также о важности самонаблюдения и надежде, которую искусственный интеллект и люди то дают, то отнимают друг у друга.
Состояние ума
Павел Бережной – о том, что такое mindset инвестора и какое значение он имеет на практике.
Оставить комментарий