Абрамович ушел в искусство
Совершив два года назад несколько громких приобретений, Роман Абрамович превратился в одну из самых заметных фигур на арт-рынке и, видимо, не намерен расставаться с этим статусом. Журнал ARTnews третий раз подряд включает российского миллиардера в десятку крупнейших коллекционеров мира.

Американский журнал ARTnews в двадцатый раз выпустил список 200 ведущих коллекционеров произведений искусства в мире. Принцип его составления такой: корреспонденты издания опрашивают дилеров, аукционеров, директоров музеев, кураторов галерей и выставок в 22 странах. Названные специалистами активные коллекционеры расставляются в алфавитном порядке. Заодно определяется элита арт-рынка – ведущая десятка.
Российский миллиардер в этом году вновь попал в Тор 10, оказавшись в компании таких персон, как владелец LVMH Бернар Арно и его супруга Элен, основатель Apollo Management Леон Блэк с супругой Дэброй, меценаты Эдит и Илай Броад, трейдер Стивен Коэн с супругой Александрой, гонконгский девелопер Джозеф Лау, лондонский финансист и судовладелец Филип Ниархос, а также шейх Сауд бин Мохаммад бин Али Тани из Катара.
Абрамович занялся коллекционированием сравнительно недавно. Первые громкие покупки относятся к 2008 году, когда на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке «Триптих» Фрэнсиса Бэкона был продан за 86,3 млн долларов, а картина «Спящая социальная работница» Люсьена Фрейда ушла с торгов Christie’s за 33,6 млн долларов.
Обе сделки сразу обратили на себя внимание прессы: работа Бэкона побила ценовой рекорд на произведения искусства, созданные в послевоенный период, а Фрейд опередил Джеффа Кунса и стал самым дорогим из ныне живущих художников, чьи работы продавались с аукциона.
Вскоре после проведения торгов лондонская газета Art Newspaper сообщила, что знает имя таинственного покупателя. Им оказался Роман Абрамович. О приобретении в том же 2008 году российским бизнесменом на ярмарке Art Basel бронзовой статуэтки Альберто Джакометти «Венецианка I» за 14 млн долларов также первой рассказала Art Newspaper. Однако не все эксперты и коллекционеры доверяют этой информации.
В начале 2010 года Bloomberg со ссылкой на арт-дилера Джозефа Кларка сообщил о покупке Абрамовичем 35 предметов современного искусства, которыми он собирается украсить свою яхту Eclipse. В коллекцию якобы вошли скульптуры Саймона Аллена и абстрактные картины Тревора Белла. Но опять же, речь идет всего лишь о предположениях. Так что в настоящее время о Романе Абрамовиче как коллекционере однозначно можно сказать лишь то, что сфера его интересов – contemporary art.
По мнению коллекционера Виктора Бондаренко, несмотря на громкие приобретения, Абрамович еще далек от арт-рынка и не может считаться знатоком. «Сложно говорить об Абрамовиче как о коллекционере. Сейчас вряд ли кто-то точно может сказать, что у него есть. Только предположения, – рассуждает Бондаренко. – Он, на мой взгляд, пока что не собиратель. Из обрывочных и противоречивых сведений невозможно судить о системности в его приобретениях. Мне, например, непонятно, как он принимает решения. Скорее всего, для него это вопрос инвестиций, некая консервация капитала».
В свою очередь совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин полагает, что еще прошло слишком мало времени, – Абрамович находится на начальном этапе пути коллекционера. «Должно пройти сколько-то, и Роман Абрамович станет публичной фигурой на арт-рынке, появится достаточно информации о его коллекции, – говорит он. – В будущем, я полагаю, дойдет очередь и до публичных показов коллекции Романа Аркадьевича».
Очень высоко Ханкин и Бондаренко оценивают российский проект Абрамовича – центр современного искусства «Гараж», где спутница бизнесмена Дарья Жукова в качестве куратора устраивает выставки известных во всем мире художников. «То количество людей, которое даже в будние дни посещает «Гараж», говорит само за себя. Я считаю, это удачный проект Жуковой и Абрамовича», – отмечает Ханкин. По мнению Бондаренко, «Гараж» – «очень серьезная институция», выставочная площадка № 1 в России.
Все эксперты, опрошенные PBWM.ru, сходятся на том, что Роман Абрамович не станет частью московского сообщества коллекционеров. Он ассоциируется, прежде всего, с западноевропейским арт-рынком. И похоже, не планирует менять «прописку».
Источник: PBWM
Препарируя буржуа

Вышедший в издательстве Individuum перевод книги Элизабет Шимпфёссль «Безумно богатые русские» – убедительное доказательство того, что крепкая теоретическая база, помноженная на выверенную методологию, академическое упорство и научную беспристрастность, дает весьма любопытный результат.
Выбор «А-Клуба»

«А-Клуб» оправдывает свое название и объединяет владельцев капитала в сообщество, которому доступны не только лучшие финансовые услуги, но и лучший опыт и впечатления. WEALTH Navigator вместе с руководителем «А-Клуба» Алиной Назаровой выяснил, в какие московские театры, музеи и рестораны за новыми впечатлениями отправляются члены этого клуба.
«У россиян стало меньше возможностей покупать одежду и обувь в Европе»

Константин Ефимов – о том, как изменился российский рынок премиальной мужской одежды и обуви после начала СВО.
Оценка бесценного

Валерия Колычева открывает серию колонок о справедливо несправедливых ценах, а точнее – об экономических закономерностях, во многом определяющих правила функционирования мира высокого искусства. В первом тексте речь пойдет об исторических корнях сегодняшних процессов и представлений, а продолжением станет разбор факторов, влияющих на ценообразование.
«Я – Сергей Образцов» в Театре Образцова

Искусство обладает мощнейшим терапевтическим эффектом. Когда устал и выгорел на работе, можно пойти к психологу, а можно – в театр или в музей. WEALTH Navigator рекомендует, на какие спектакли и выставки отправиться в Москве.
Высоко-художественный токен

Токенизация искусства легитимирована сегодня в России на уровне не юридическом, а музейном. Процесс возглавил Эрмитаж: в сентябре один из главных музеев страны продал NFT-токены полотен из своей коллекции на 32 млн рублей. Аукцион, для которого в России нет никакой законодательной базы, проходил на маркетплейсе криптобиржи Binance. За несколько месяцев до того Инна Баженова, коллекционер, меценат и одна из самых влиятельных персон в российской арт-индустрии, объявила о запуске платформы The Art Exchange. Ее партнером по проекту стал профессиональный трейдер и управляющий инвестиционными фондами Андрей Беляков. Цель The Art Exchange – увеличить ликвидность произведений искусства как раз посредством их токенизации, применить к рынку искусства финансовые технологии и блокчейн. О платформе SPEAR`S Russia рассказала управляющая проектом Анна Левен.
Дорого. Богато. Сомнительно

Что покупать сегодня на арт-рынке? Старых мастеров, внимание к которым вернулось после сенсационного приобретения «Спасителя мира» почти за полмиллиарда? Современное искусство или NFT-арт? Пожалуй, в каждой из этих сфер художественного рынка не обошлось без большой спекулятивной игры. Впрочем, спекуляция давно часть арт-индустрии, развивающейся в том числе по законам инвестиционных структур и даже финансовых пирамид. Как сказал когда-то Винсент Ван Гог, «торговля произведениями искусства – всего лишь форма организованного грабежа».
Новые арабески

Словосочетание «арабское искусство», как правило, ассоциируется с книжными миниатюрами, образами сказок «Тысячи и одной ночи», переливами глазурованной керамики и каллиграфическими изысками. На самом деле это всего лишь стереотип и современное арабское искусство нам гораздо ближе, чем кажется, уверена Ксения Апель.
Лига премиального сервиса

Ведущие российские букмекеры уделяют все больше внимания работе с состоятельной аудиторией. Первой особый сервис ВИП-клиентам предложила компания «Лига Ставок». О программе «Привилегия», работе с личным менеджером и специальных мероприятиях для элитных игроков Wealth Navigator рассказала начальник отдела сопровождения и развития ключевых клиентов «Лиги Ставок» Венера Аук.
Экспортер шедевров

Декоративно-прикладное искусство Китая поражает воображение как наивного любителя, так и искушенного знатока. О присущих художникам из Поднебесной высочайшем мастерстве, бесконечной вариативности и поэтизации обыденного размышляет Ксения Апель.
Ставка на счастье клиента

Работа с состоятельными клиентами становится одним из приоритетов ведущих букмекерских компаний России. Лидером отрасли является букмекерская компания «Лига Ставок», которая первой предложила VIP-клиентам особую программу лояльности. О тенденциях развития премиум-сегмента рассказывают директор департамента клиентского сервиса и опыта Анна Аверина и начальник отдела сопровождения и развития ключевых клиентов Венера Аук.
Комментарии (4)
Mikhail Dremov 13.09.2012 17:01
Этого достаточно, чтобы сберечь то влияние на здоровье, которое Они могут оказать Себе и другим.
Yuka 04.03.2012 09:07
Everyone would benefit from raeding this post
Игорь Орлов-Троицкий 23.09.2011 23:17
Жаль,что в этой жизни не все имеют возможность " уйти в искусство"
игорь бак 11.09.2010 23:08
очень хорошо занематся кагда нравится чтото и если при этом есть возможность...
Оставить комментарий