Абрамович ушел в искусство
Совершив два года назад несколько громких приобретений, Роман Абрамович превратился в одну из самых заметных фигур на арт-рынке и, видимо, не намерен расставаться с этим статусом. Журнал ARTnews третий раз подряд включает российского миллиардера в десятку крупнейших коллекционеров мира.
Американский журнал ARTnews в двадцатый раз выпустил список 200 ведущих коллекционеров произведений искусства в мире. Принцип его составления такой: корреспонденты издания опрашивают дилеров, аукционеров, директоров музеев, кураторов галерей и выставок в 22 странах. Названные специалистами активные коллекционеры расставляются в алфавитном порядке. Заодно определяется элита арт-рынка – ведущая десятка.
Российский миллиардер в этом году вновь попал в Тор 10, оказавшись в компании таких персон, как владелец LVMH Бернар Арно и его супруга Элен, основатель Apollo Management Леон Блэк с супругой Дэброй, меценаты Эдит и Илай Броад, трейдер Стивен Коэн с супругой Александрой, гонконгский девелопер Джозеф Лау, лондонский финансист и судовладелец Филип Ниархос, а также шейх Сауд бин Мохаммад бин Али Тани из Катара.
Абрамович занялся коллекционированием сравнительно недавно. Первые громкие покупки относятся к 2008 году, когда на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке «Триптих» Фрэнсиса Бэкона был продан за 86,3 млн долларов, а картина «Спящая социальная работница» Люсьена Фрейда ушла с торгов Christie’s за 33,6 млн долларов.
Обе сделки сразу обратили на себя внимание прессы: работа Бэкона побила ценовой рекорд на произведения искусства, созданные в послевоенный период, а Фрейд опередил Джеффа Кунса и стал самым дорогим из ныне живущих художников, чьи работы продавались с аукциона.
Вскоре после проведения торгов лондонская газета Art Newspaper сообщила, что знает имя таинственного покупателя. Им оказался Роман Абрамович. О приобретении в том же 2008 году российским бизнесменом на ярмарке Art Basel бронзовой статуэтки Альберто Джакометти «Венецианка I» за 14 млн долларов также первой рассказала Art Newspaper. Однако не все эксперты и коллекционеры доверяют этой информации.
В начале 2010 года Bloomberg со ссылкой на арт-дилера Джозефа Кларка сообщил о покупке Абрамовичем 35 предметов современного искусства, которыми он собирается украсить свою яхту Eclipse. В коллекцию якобы вошли скульптуры Саймона Аллена и абстрактные картины Тревора Белла. Но опять же, речь идет всего лишь о предположениях. Так что в настоящее время о Романе Абрамовиче как коллекционере однозначно можно сказать лишь то, что сфера его интересов – contemporary art.
По мнению коллекционера Виктора Бондаренко, несмотря на громкие приобретения, Абрамович еще далек от арт-рынка и не может считаться знатоком. «Сложно говорить об Абрамовиче как о коллекционере. Сейчас вряд ли кто-то точно может сказать, что у него есть. Только предположения, – рассуждает Бондаренко. – Он, на мой взгляд, пока что не собиратель. Из обрывочных и противоречивых сведений невозможно судить о системности в его приобретениях. Мне, например, непонятно, как он принимает решения. Скорее всего, для него это вопрос инвестиций, некая консервация капитала».
В свою очередь совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин полагает, что еще прошло слишком мало времени, – Абрамович находится на начальном этапе пути коллекционера. «Должно пройти сколько-то, и Роман Абрамович станет публичной фигурой на арт-рынке, появится достаточно информации о его коллекции, – говорит он. – В будущем, я полагаю, дойдет очередь и до публичных показов коллекции Романа Аркадьевича».
Очень высоко Ханкин и Бондаренко оценивают российский проект Абрамовича – центр современного искусства «Гараж», где спутница бизнесмена Дарья Жукова в качестве куратора устраивает выставки известных во всем мире художников. «То количество людей, которое даже в будние дни посещает «Гараж», говорит само за себя. Я считаю, это удачный проект Жуковой и Абрамовича», – отмечает Ханкин. По мнению Бондаренко, «Гараж» – «очень серьезная институция», выставочная площадка № 1 в России.
Все эксперты, опрошенные PBWM.ru, сходятся на том, что Роман Абрамович не станет частью московского сообщества коллекционеров. Он ассоциируется, прежде всего, с западноевропейским арт-рынком. И похоже, не планирует менять «прописку».
Источник: PBWM
Изнанка провидца
Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.
Препарируя буржуа
Вышедший в издательстве Individuum перевод книги Элизабет Шимпфёссль «Безумно богатые русские» – убедительное доказательство того, что крепкая теоретическая база, помноженная на выверенную методологию, академическое упорство и научную беспристрастность, дает весьма любопытный результат.
Выбор «А-Клуба»
«А-Клуб» оправдывает свое название и объединяет владельцев капитала в сообщество, которому доступны не только лучшие финансовые услуги, но и лучший опыт и впечатления. WEALTH Navigator вместе с руководителем «А-Клуба» Алиной Назаровой выяснил, в какие московские театры, музеи и рестораны за новыми впечатлениями отправляются члены этого клуба.
«У россиян стало меньше возможностей покупать одежду и обувь в Европе»
Константин Ефимов – о том, как изменился российский рынок премиальной мужской одежды и обуви после начала СВО.
Аукционный марш быков и минотавров
Ксения Апель напоминает о значимости и стоимости Пикассо не для того, чтобы в очередной раз напугать ценами, а чтобы привлечь внимание к его доступности. Вернее, к доступности его керамики и графики.
Самоидентификация. Дорого
Большинство состоятельных коллекционеров покупают искусство, не думая об этом как об инвестиции. Далеко не все из них согласятся с мыслью, что это вообще имело какой-то финансовый смысл. Однако арт-рынок намерен расти, а хайнеты готовы тратить. Где, как и зачем они это делают, изучали в совместном исследовании Art Basel и UBS.
О времени арт-рынка
Валерия Колычева размышляет об инвестиционной привлекательности произведений искусства, проверяет на прочность идею о том, что при правильном подходе арт-рынок обыгрывает фондовый по потенциальной доходности, и Измеряет «справедливость» аукционных результатов в мысленном эксперименте.
Искусные стратегии
Валерия Колычева — о трех частях арт-рынка, выигрышных практиках «культурного» бизнеса и социально-экономическом измерении хорошего вкуса.
Экономика образов
Галерея pop/off/art, которая давно ассоциируется с Винзаводом, открыла второе пространство, на этот раз в центре Москвы. Ее основатель Сергей Попов рассказал WEALTH Navigator о том, кого, где и кому он теперь собирается показывать, объяснив заодно, может ли интерес к современному искусству служить экономическим индикатором, каким модам следуют сегодняшние коллекционеры, как развиваются события в противостоянии реализмов и концептуализмов и что призваны делать художники, а что – галеристы.
Уникальная коллекция удивительного человека
Ксения Апель – о Сэмюэле Йозефовице, собирателе невероятной по уровню и разнообразию коллекции искусства, распродажа которой на торгах Christie’s в эти месяцы стала одним из главных сюжетов аукционного мира.
Ставка на партнерство
Работа с состоятельными клиентами, востребованная ими персонализация предложений, переход на новый уровень партнерства – приоритеты букмекерской компании «Лига Ставок». Не ограничившись запуском первой на рынке программы лояльности «Привилегия» и введением института персональных менеджеров, компания в уходящем году организовала серию мероприятий для VIP-клиентов. Это один из инструментов, благодаря которым «Лига Ставок» хочет стать для состоятельной аудитории больше, чем просто букмекером, раскрыть новые грани сотрудничества. И такой посыл, похоже, находит отклик у премиальных клиентов: гостей мероприятий, организованных «Лигой Ставок», в летнем спортивном сезоне можно было видеть на земле, на воде и в воздухе.
От карнавала к науке
Ксения Апель – о двух французах, творчество которых определило не только XVIII век, но и последующие столетия – создателе нового жанра Антуане Ватто и философе-просветителе, «отце» арт-критики Дени Дидро.
Комментарии (4)
Mikhail Dremov 13.09.2012 17:01
Этого достаточно, чтобы сберечь то влияние на здоровье, которое Они могут оказать Себе и другим.
Yuka 04.03.2012 09:07
Everyone would benefit from raeding this post
Игорь Орлов-Троицкий 23.09.2011 23:17
Жаль,что в этой жизни не все имеют возможность " уйти в искусство"
игорь бак 11.09.2010 23:08
очень хорошо занематся кагда нравится чтото и если при этом есть возможность...
Оставить комментарий