Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/abramovich-ushel-v-iskusstvo
Дата публикации 25.06.2010
Рубрики: Арт , HNWI , Увлечения
Напечатать страницу


Абрамович ушел в искусство


Совершив два года назад несколько громких приобретений, Роман Абрамович превратился в одну из самых заметных фигур на арт-рынке и, видимо, не намерен расставаться с этим статусом. Журнал ARTnews третий раз подряд включает российского миллиардера в десятку крупнейших коллекционеров мира.


Американский журнал ARTnews в двадцатый раз выпустил список 200 ведущих коллекционеров произведений искусства в мире. Принцип его составления такой: корреспонденты издания опрашивают дилеров, аукционеров, директоров музеев, кураторов галерей и выставок в 22 странах. Названные специалистами активные коллекционеры расставляются в алфавитном порядке. Заодно определяется элита арт-рынка – ведущая десятка.

Российский миллиардер в этом году вновь попал в Тор 10, оказавшись в компании таких персон, как владелец LVMH Бернар Арно и его супруга Элен, основатель Apollo Management Леон Блэк с супругой Дэброй, меценаты Эдит и Илай Броад, трейдер Стивен Коэн с супругой Александрой, гонконгский девелопер Джозеф Лау, лондонский финансист и судовладелец Филип Ниархос, а также шейх Сауд бин Мохаммад бин Али Тани из Катара.

Абрамович занялся коллекционированием сравнительно недавно. Первые громкие покупки относятся к 2008 году, когда на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке «Триптих» Фрэнсиса Бэкона был продан за 86,3 млн долларов, а картина «Спящая социальная работница» Люсьена Фрейда ушла с торгов Christie’s за 33,6 млн долларов.

Обе сделки сразу обратили на себя внимание прессы: работа Бэкона побила ценовой рекорд на произведения искусства, созданные в послевоенный период, а Фрейд опередил Джеффа Кунса и стал самым дорогим из ныне живущих художников, чьи работы продавались с аукциона.

Вскоре после проведения торгов лондонская газета Art Newspaper сообщила, что знает имя таинственного покупателя. Им оказался Роман Абрамович. О приобретении в том же 2008 году российским бизнесменом на ярмарке Art Basel бронзовой статуэтки Альберто Джакометти «Венецианка I» за 14 млн долларов также первой рассказала Art Newspaper. Однако не все эксперты и коллекционеры доверяют этой информации.

В начале 2010 года Bloomberg со ссылкой на арт-дилера Джозефа Кларка сообщил о покупке Абрамовичем 35 предметов современного искусства, которыми он собирается украсить свою яхту Eclipse. В коллекцию якобы вошли скульптуры Саймона Аллена и абстрактные картины Тревора Белла. Но опять же, речь идет всего лишь о предположениях. Так что в настоящее время о Романе Абрамовиче как коллекционере однозначно можно сказать лишь то, что сфера его интересов – contemporary art.

По мнению коллекционера Виктора Бондаренко, несмотря на громкие приобретения, Абрамович еще далек от арт-рынка и не может считаться знатоком. «Сложно говорить об Абрамовиче как о коллекционере. Сейчас вряд ли кто-то точно может сказать, что у него есть. Только предположения, – рассуждает Бондаренко. – Он, на мой взгляд, пока что не собиратель. Из обрывочных и противоречивых сведений невозможно судить о системности в его приобретениях. Мне, например, непонятно, как он принимает решения. Скорее всего, для него это вопрос инвестиций, некая консервация капитала».

В свою очередь совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин полагает, что еще прошло слишком мало времени, – Абрамович находится на начальном этапе пути коллекционера. «Должно пройти сколько-то, и Роман Абрамович станет публичной фигурой на арт-рынке, появится достаточно информации о его коллекции, – говорит он. – В будущем, я полагаю, дойдет очередь и до публичных показов коллекции Романа Аркадьевича».

Очень высоко Ханкин и Бондаренко оценивают российский проект Абрамовича – центр современного искусства «Гараж», где спутница бизнесмена Дарья Жукова в качестве куратора устраивает выставки известных во всем мире художников. «То количество людей, которое даже в будние дни посещает «Гараж», говорит само за себя. Я считаю, это удачный проект Жуковой и Абрамовича», – отмечает Ханкин. По мнению Бондаренко, «Гараж» – «очень серьезная институция», выставочная площадка № 1 в России.

Все эксперты, опрошенные PBWM.ru, сходятся на том, что Роман Абрамович не станет частью московского сообщества коллекционеров. Он ассоциируется, прежде всего, с западноевропейским арт-рынком. И похоже, не планирует менять «прописку».


Источник: PBWM