«Я – Сергей Образцов» в Театре Образцова
Искусство обладает мощнейшим терапевтическим эффектом. Когда устал и выгорел на работе, можно пойти к психологу, а можно – в театр или в музей. WEALTH Navigator рекомендует, на какие спектакли и выставки отправиться в Москве.
«Сережа – хитрая рожа», – кричит Петрушка маленькому мальчику, рожденному на стыке веков, в 1901 году. Этот мальчик вырастет и станет великим кукольником Сергеем Образцовым. К 120-летию своего деда режиссер Екатерина Образцова поставила в основанном им театре спектакль «Я – Сергей Образцов». Это посвящение великому режиссеру и завещание от него нам, зрителям, – завещание любить, смеяться, фантазировать, быть «человеком играющим» до самой старости.
Вся отечественная история XX века рассказывается в спектакле через биографию великого кукольника и с помощью созданных им кукол. Детство в царской России и первая простейшая кукла-перчатка, подаренная матерью. Революция, учеба во ВХУТЕМАСе, поступление в Музыкальную студию Немировича-Данченко и его кукла, над которой смеялся Станиславский. Ранний брак, рождение сына, первые выступления на эстраде и кукла Тяпа из папье-маше с лицом удивленного малыша, ставшая символом основанного в 1931 году театра. Первые спектакли в своем театре, репрессии, приговор Мейерхольду, растерянность от всего происходящего в стране и куклы Вертинского, Шаляпина, Утесова, Любочки Орловой. Война, похоронка на сына и его чудесное возвращение с фронта и опять куклы, которые помогали жить и смеяться тогда, когда было совсем не до смеха. Всесоюзная слава и «Необыкновенный концерт», самый известный в мире русский кукольный спектакль, на котором выросло не одно поколение зрителей. Народная любовь и творческий вечер в концертной студии «Останкино» в 1981 году.
Свою историю на фоне XX века Образцов рассказывает в спектакле сам, от первого лица – его играет Евгений Цыганов. На сцене только он и куклы. А также трехступенчатая конструкция – это «ступеньки памяти», как называлась автобиографическая книга Образцова. Она легла в основу пьесы Бориса Голдовского, по которой поставлен спектакль.
Уже второй раз актер Цыганов предстает в образе Режиссера – в такой роли его можно увидеть у Дмитрия Крымова в постановке «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» в Театре Фоменко. Но там он настоящий кукловод, почти Карабас-Барабас, готовый принести в жертву кукол-актеров ради своего демиургического замысла. Режиссер же Образцов у Цыганова совсем другой: он кукольник, а не кукловод, человек, играющий в куклы, как в детстве, на равных, а не понукающий ими. Иногда кажется, что это куклы берут над ними власть: они шумят, задираются, не лезут за словом в карман, как Петрушка из детских воспоминаний Образцова. Задиры-куклы и тихий «живой» Цыганов создают особый драматургический контраст спектакля.
Цыганов играет без какого-либо грима (в постановке у Крымова на нем маска) и делает это на полутонах, тихо, вкрадчиво, добиваясь потрясающего сходства с Сергеем Образцовым одной лишь интонацией. Это тончайшее вхождение в роль, которое превращает спектакль почти в спиритический сеанс – в реальную встречу с одним из самых мудрых и добрых лицедеев в мировой театральной истории. Особенно потрясает последняя сцена – творческий вечер в «Останкино», когда каждому сидящему в зале и правда кажется, что мы все в 1981-м, и на наши вопросы по записочкам из зала отвечает сам Сергей Образцов, который очень просит нас любить не просто человечество, а конкретного человека: «Если упал дом и там скажут «жертв мало» – всего один человек, а если этот один человек – ваш отец, или ваш ребенок, или ваш брат? Может быть, это все, что у вас есть на свете, вы же не скажете «жертв мало»! Каждый человек драгоценен, и об этом нужно знать».
Этот спектакль-монолог, очень камерный и по-хорошему старомодный, когда из всех театральных хитростей на сцене только куклы и живое актерское перевоплощение, показывает нам другую важную грань режиссерской ипостаси. Чтобы быть настоящим творцом, создателем своего мира-театра, надо быть не только демиургом, сотрясающим основы, но и маленьким мальчиком, тем самым «Сережей, хитрой рожей». Надо хранить «внутреннего ребенка» в душе и в собственном мире-театре, как хранится до сих пор в Театре Образцова кукла Тяпа, «самый старый живой ребенок в мире».
И, может, увидев вот так в другом смешливого ребенка, мы сможем полюбить не человечество вообще, а каждого конкретного человека, как завещал нам играющий до самой старости в куклы Сергей Образцов.
Эндаументы: благотворительность сквозь века
От академии Платона в древних Афинах до Физического института им. Лебедева и НИИ скорой помощи им. Склифосовского в современной Москве. Людмила Пантелеева вспоминает важнейшие вехи истории фондов целевого капитала, акцентирует внимание на «русском следе» при создании Нобелевского фонда – пожалуй, самого известного в мире эндаумента – и рассказывает, как миллионы купца-мецената из Вологды оказались заморожены в швейцарском банке.
Лазурь и виноцветие
Пятизвездочный Cap St Georges Hotel & Resort, открывшийся на Кипре в 2022 году, не ограничивает доступ своих гостей к главным кипрским достопримечательностям – небу и морю. Отель располагается на западной оконечности острова и стоит на высоком холме, каскадом спускаясь к пляжу. Все номера и виллы обращены здесь к морю. Благодаря такому расположению и ландшафту каждый вечер отель демонстрирует своим гостям невероятно красивые закаты. Как морская гладь меняет оттенки от лазуревых до виноцветных на протяжении неспешного кипрского дня, в Cap St Georges любовалась Наталья Роно.
Миллионы текут на Ближний Восток
Отток долларовых миллионеров из России по итогам 2024 года замедлится более чем в восемь раз по сравнению с 2022‑м. Страной, которая потеряет больше всего состоятельных граждан, по-прежнему останется Китай. Не изменится и главный центр притяжения релокантов с капиталами. Это вновь Объединенные Арабские Эмираты, свидетельствует отчет, отслеживающий миграционные тенденции в мире частного капитала и инвестиций.
Картинки для выставки
Собирать довоенную советскую фотографию неимоверно трудно, но на это стоит потратить годы жизни и сотни тысяч долларов. Знаменитый коллекционер Алекс Лахман объяснил это WEALTH Navigator на своем собственном примере.
Мера всех вещей
Коллекционер Денис Химиляйне и галерист Сергей Попов соглашаются и спорят друг с другом о том, как понять значимость искусства, выясняют, зачем они занимаются своим делом, сравнивают Герхарда Рихтера с Васей Ложкиным, метеоритами и костями динозавра и обсуждают рациональный альтруизм, отсутствие вторичного рынка и свое влияние на положение вещей в арт-мире.
Аукционный марш быков и минотавров
Ксения Апель напоминает о значимости и стоимости Пикассо не для того, чтобы в очередной раз напугать ценами, а чтобы привлечь внимание к его доступности. Вернее, к доступности его керамики и графики.
Самоидентификация. Дорого
Большинство состоятельных коллекционеров покупают искусство, не думая об этом как об инвестиции. Далеко не все из них согласятся с мыслью, что это вообще имело какой-то финансовый смысл. Однако арт-рынок намерен расти, а хайнеты готовы тратить. Где, как и зачем они это делают, изучали в совместном исследовании Art Basel и UBS.
О времени арт-рынка
Валерия Колычева размышляет об инвестиционной привлекательности произведений искусства, проверяет на прочность идею о том, что при правильном подходе арт-рынок обыгрывает фондовый по потенциальной доходности, и Измеряет «справедливость» аукционных результатов в мысленном эксперименте.
Картинки для выставки
Собирать довоенную советскую фотографию неимоверно трудно, но на это стоит потратить годы жизни и сотни тысяч долларов. Знаменитый коллекционер Алекс Лахман объяснил это WEALTH Navigator на своем собственном примере.
Богатство книжной полки
В начале года мир захватил новый тренд в дизайне, популярности которого способствуют соцсети. Bookshelf wealth, когда библиотека становится инструментом декора и маркером статуса, возмущает библиофилов. Это скорее про преходящую моду, желание казаться, а не быть, но никак не про стиль жизни и истинную роскошь, говорят они. Оттолкнувшись от массового феномена, WEALTH Navigator рассуждает о настоящих вечных ценностях – книге как произведении искусства, предмете коллекционирования с многовековой историей, показателе высокого социального статуса и благосостояния.
От психоанализа до «русских торгов»
Сюжеты аукционно-экспозиционной жизни первого полугодия 2024‑го оказались столь причудливы и разнообразны, что у WEALTH Navigator возник соблазн рассказать о наиболее ярких из них.
Экономика образов
Галерея pop/off/art, которая давно ассоциируется с Винзаводом, открыла второе пространство, на этот раз в центре Москвы. Ее основатель Сергей Попов рассказал WEALTH Navigator о том, кого, где и кому он теперь собирается показывать, объяснив заодно, может ли интерес к современному искусству служить экономическим индикатором, каким модам следуют сегодняшние коллекционеры, как развиваются события в противостоянии реализмов и концептуализмов и что призваны делать художники, а что – галеристы.
Оставить комментарий