«Я – Сергей Образцов» в Театре Образцова
Искусство обладает мощнейшим терапевтическим эффектом. Когда устал и выгорел на работе, можно пойти к психологу, а можно – в театр или в музей. WEALTH Navigator рекомендует, на какие спектакли и выставки отправиться в Москве.

«Сережа – хитрая рожа», – кричит Петрушка маленькому мальчику, рожденному на стыке веков, в 1901 году. Этот мальчик вырастет и станет великим кукольником Сергеем Образцовым. К 120-летию своего деда режиссер Екатерина Образцова поставила в основанном им театре спектакль «Я – Сергей Образцов». Это посвящение великому режиссеру и завещание от него нам, зрителям, – завещание любить, смеяться, фантазировать, быть «человеком играющим» до самой старости.
Вся отечественная история XX века рассказывается в спектакле через биографию великого кукольника и с помощью созданных им кукол. Детство в царской России и первая простейшая кукла-перчатка, подаренная матерью. Революция, учеба во ВХУТЕМАСе, поступление в Музыкальную студию Немировича-Данченко и его кукла, над которой смеялся Станиславский. Ранний брак, рождение сына, первые выступления на эстраде и кукла Тяпа из папье-маше с лицом удивленного малыша, ставшая символом основанного в 1931 году театра. Первые спектакли в своем театре, репрессии, приговор Мейерхольду, растерянность от всего происходящего в стране и куклы Вертинского, Шаляпина, Утесова, Любочки Орловой. Война, похоронка на сына и его чудесное возвращение с фронта и опять куклы, которые помогали жить и смеяться тогда, когда было совсем не до смеха. Всесоюзная слава и «Необыкновенный концерт», самый известный в мире русский кукольный спектакль, на котором выросло не одно поколение зрителей. Народная любовь и творческий вечер в концертной студии «Останкино» в 1981 году.
Свою историю на фоне XX века Образцов рассказывает в спектакле сам, от первого лица – его играет Евгений Цыганов. На сцене только он и куклы. А также трехступенчатая конструкция – это «ступеньки памяти», как называлась автобиографическая книга Образцова. Она легла в основу пьесы Бориса Голдовского, по которой поставлен спектакль.
Уже второй раз актер Цыганов предстает в образе Режиссера – в такой роли его можно увидеть у Дмитрия Крымова в постановке «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» в Театре Фоменко. Но там он настоящий кукловод, почти Карабас-Барабас, готовый принести в жертву кукол-актеров ради своего демиургического замысла. Режиссер же Образцов у Цыганова совсем другой: он кукольник, а не кукловод, человек, играющий в куклы, как в детстве, на равных, а не понукающий ими. Иногда кажется, что это куклы берут над ними власть: они шумят, задираются, не лезут за словом в карман, как Петрушка из детских воспоминаний Образцова. Задиры-куклы и тихий «живой» Цыганов создают особый драматургический контраст спектакля.
Цыганов играет без какого-либо грима (в постановке у Крымова на нем маска) и делает это на полутонах, тихо, вкрадчиво, добиваясь потрясающего сходства с Сергеем Образцовым одной лишь интонацией. Это тончайшее вхождение в роль, которое превращает спектакль почти в спиритический сеанс – в реальную встречу с одним из самых мудрых и добрых лицедеев в мировой театральной истории. Особенно потрясает последняя сцена – творческий вечер в «Останкино», когда каждому сидящему в зале и правда кажется, что мы все в 1981-м, и на наши вопросы по записочкам из зала отвечает сам Сергей Образцов, который очень просит нас любить не просто человечество, а конкретного человека: «Если упал дом и там скажут «жертв мало» – всего один человек, а если этот один человек – ваш отец, или ваш ребенок, или ваш брат? Может быть, это все, что у вас есть на свете, вы же не скажете «жертв мало»! Каждый человек драгоценен, и об этом нужно знать».
Этот спектакль-монолог, очень камерный и по-хорошему старомодный, когда из всех театральных хитростей на сцене только куклы и живое актерское перевоплощение, показывает нам другую важную грань режиссерской ипостаси. Чтобы быть настоящим творцом, создателем своего мира-театра, надо быть не только демиургом, сотрясающим основы, но и маленьким мальчиком, тем самым «Сережей, хитрой рожей». Надо хранить «внутреннего ребенка» в душе и в собственном мире-театре, как хранится до сих пор в Театре Образцова кукла Тяпа, «самый старый живой ребенок в мире».
И, может, увидев вот так в другом смешливого ребенка, мы сможем полюбить не человечество вообще, а каждого конкретного человека, как завещал нам играющий до самой старости в куклы Сергей Образцов.
Анализ «галантного века»

15 февраля 1710 года в Версале появился на свет будущий король Франции Людовик XV, прозванный Людовиком Возлюбленным. Его почти 60-летнее пребывание на троне (1715–1774 гг.), или «галантный век», совпадает с воцарением в искусстве Европы стиля рококо, который пришел на смену караваджистским драмам барокко. Во Франции, колыбели рококо, стили принято называть по именам королей. Так, сочетание барокко и классицизма XVII столетия известно как стиль Людовика XIV, рококо – стиль Людовика XV, а неоклассицизм – стиль Людовика XVI. И это вполне оправданно, считает Ксения Апель, ведь вкусы королей и их фавориток, особенно Людовика Возлюбленного и его избранницы, невероятной маркизы де Помпадур, оказали огромное влияние на искусство.
Михнов-Войтенко. Без образа

Его живопись «событийна и конкретна», ее «неверно называть абстрактной», настаивал этот художник, но его сопоставляют с Малевичем, Мондрианом, Кандинским и Поллоком. Его значение сравнивают со значением Бродского, Тарковского и Шнитке, но его имя известно куда меньшему числу людей. Речь идет о Евгении Михнове-Войтенко, петербургская выставка которого закончилась совсем недавно, а московская пройдет весной. Сергей Попов берется объяснить, почему наше внимание должно сосредоточиться на герое ленинградского андеграунда.
Еще раз про любовь

Пришедший на должность художественного руководителя театра «Шалом» чуть больше года назад Олег Липовецкий смог закончить в здании на Варшавском шоссе ремонт, длившийся девять лет, и главное – буквально вырвать театр из небытия. Сегодня Билеты туда не достать. Сам Олег тоже выходит на сцену как актер в постановке «Жирная Люба», как раз одном из хитов в афише «Шалома». В этом моноспектакле он говорит со зрителями о главном – о любви и мире в душе. Ведь «Шалом» в переводе с иврита и означает «мир». В интервью WEALTH Navigator Наталья Шастик также расспросила Олега Липовецкого о меценатах, демократии в театре и фигуре Творца в «Шаломе» и в жизни.
Асторическое в Петербурге

Легендарная «Астория» на Большой Морской, главным фасадом выходящая на Исаакиевскую площадь, впускающая в свои интерьеры грандиозного Исаакия, – место мифологическое. Как и положено историческим гранд-отелям, где реальность всегда перемешивается с выдумками, как строгий расчет с капризным мотовством в головах их богатых гостей. Наталья Роно рассказывает истории реальные и выдуманные, которые случались в «Астории» за 111 лет существования этого отеля.
Высоко-художественный токен

Токенизация искусства легитимирована сегодня в России на уровне не юридическом, а музейном. Процесс возглавил Эрмитаж: в сентябре один из главных музеев страны продал NFT-токены полотен из своей коллекции на 32 млн рублей. Аукцион, для которого в России нет никакой законодательной базы, проходил на маркетплейсе криптобиржи Binance. За несколько месяцев до того Инна Баженова, коллекционер, меценат и одна из самых влиятельных персон в российской арт-индустрии, объявила о запуске платформы The Art Exchange. Ее партнером по проекту стал профессиональный трейдер и управляющий инвестиционными фондами Андрей Беляков. Цель The Art Exchange – увеличить ликвидность произведений искусства как раз посредством их токенизации, применить к рынку искусства финансовые технологии и блокчейн. О платформе SPEAR`S Russia рассказала управляющая проектом Анна Левен.
Дорого. Богато. Сомнительно

Что покупать сегодня на арт-рынке? Старых мастеров, внимание к которым вернулось после сенсационного приобретения «Спасителя мира» почти за полмиллиарда? Современное искусство или NFT-арт? Пожалуй, в каждой из этих сфер художественного рынка не обошлось без большой спекулятивной игры. Впрочем, спекуляция давно часть арт-индустрии, развивающейся в том числе по законам инвестиционных структур и даже финансовых пирамид. Как сказал когда-то Винсент Ван Гог, «торговля произведениями искусства – всего лишь форма организованного грабежа».
Зритель как главный инвестор

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.
Анализ «галантного века»

15 февраля 1710 года в Версале появился на свет будущий король Франции Людовик XV, прозванный Людовиком Возлюбленным. Его почти 60-летнее пребывание на троне (1715–1774 гг.), или «галантный век», совпадает с воцарением в искусстве Европы стиля рококо, который пришел на смену караваджистским драмам барокко. Во Франции, колыбели рококо, стили принято называть по именам королей. Так, сочетание барокко и классицизма XVII столетия известно как стиль Людовика XIV, рококо – стиль Людовика XV, а неоклассицизм – стиль Людовика XVI. И это вполне оправданно, считает Ксения Апель, ведь вкусы королей и их фавориток, особенно Людовика Возлюбленного и его избранницы, невероятной маркизы де Помпадур, оказали огромное влияние на искусство.
Михнов-Войтенко. Без образа

Его живопись «событийна и конкретна», ее «неверно называть абстрактной», настаивал этот художник, но его сопоставляют с Малевичем, Мондрианом, Кандинским и Поллоком. Его значение сравнивают со значением Бродского, Тарковского и Шнитке, но его имя известно куда меньшему числу людей. Речь идет о Евгении Михнове-Войтенко, петербургская выставка которого закончилась совсем недавно, а московская пройдет весной. Сергей Попов берется объяснить, почему наше внимание должно сосредоточиться на герое ленинградского андеграунда.
Еще раз про любовь

Пришедший на должность художественного руководителя театра «Шалом» чуть больше года назад Олег Липовецкий смог закончить в здании на Варшавском шоссе ремонт, длившийся девять лет, и главное – буквально вырвать театр из небытия. Сегодня Билеты туда не достать. Сам Олег тоже выходит на сцену как актер в постановке «Жирная Люба», как раз одном из хитов в афише «Шалома». В этом моноспектакле он говорит со зрителями о главном – о любви и мире в душе. Ведь «Шалом» в переводе с иврита и означает «мир». В интервью WEALTH Navigator Наталья Шастик также расспросила Олега Липовецкого о меценатах, демократии в театре и фигуре Творца в «Шаломе» и в жизни.
Рождество в сине-белых тонах

Ксения Апель – о том, как датский фарфор покорил мир, рождественском специалитете и взаимосвязях Дании и России.
Оставить комментарий