Private banking à la russe


Вялая благотворительность, чрезмерная любовь к депозитам и розница вместо настоящего частного банковского обслуживания. Это всего лишь несколько штрихов к портрету российской индустрии private banking в 2011 году, который SPEAR’S Russia написал руками банкиров.

24.02.2012





Двузначная цифра

Если в Великобритании первое знакомство клиента с private banking зачастую происходит через обращение за кредитом, то для российских HNWI private banking начинается с амбициозных планов. Участники рынка в ответ только горько констатируют: увы.

В частности, управляющий директор по работе с ключевыми клиентами Дойче Банка в России Елена Логинова подчеркивает, что большинство российских клиентов – cash-rich и избалованы с точки зрения доходности.

«Первый вопрос такого клиента: сколько вы сможете для меня заработать? И в ответ он, как правило, хочет услышать двузначную цифру», – комментирует Логинова.

По мнению вице-президента, начальника управления VIP-продуктов и услуг ВТБ24 Александра Свешникова, знакомство с оте­чественной индустрией private banking начинается с депозита.

«Именно обращение с целью размещения депозита на комфортных условиях приводит клиентов в private banking. Менее распространенный мотив – проведение различного рода сделок (в том числе с участием заемных средств)», – считает эксперт.

Доверие

Кто побеждает в борьбе за российского миллионера – традиционный private banking или wealth-бутик, сама индустрия определить пока не решается, ссылаясь на объективный исходный критерий выбора клиента – преследуемые им цели.

«Есть задачи, с которыми небольшие финансовые бутики справляются лучше, чем отделы private banking крупных банков, но есть вещи, которые wealth-бутикам не под силу, – например, pre-IPO-обслуживание и другие решения, связанные со сделками большого объема», – уверена Елена Логинова.

Правда, некоторые участники рынка скромно замечают, что банковский сектор развивается очень динамично в последние годы и универсальные банки с традиционным обслуживанием частных капиталов в сумме растут все же быстрее, чем узкоспециализированные структуры. В частности, директор департамента частного капитала Промсвязьбанка Петр Терехин вспоминает, что до кризиса 2008 года дела у wealth-бутиков шли в гору. Но в настоящее время до начала следующего цикла роста мировых финансовых рынков именно private banking становится наиболее востребованным инструментом.

«Определяющую роль играет доверие», – вступает в спор директор private banking «Тройки Диалог» Алексей Голубых. Его доводы достаточно убедительны. «Дело в степени доверия или недоверия к финансовому рынку в целом и его представителям в частности. Наши соотечественники склонны доверять больше “своим” подконтрольным советникам, чем институциональным. А если и доверяют финансовым институтам, то по похожему принципу: “этот банк контролирует мой знакомый, поэтому он точно не посоветует плохого, а в случае форс-мажора подскажет, когда забирать деньги, и поможет с этим”», – констатирует Алексей Голубых.

По мнению Александра Свешникова, более тесные отношения менеджера с клиентом – это следствие более доверительного отношения конкретного хайнета к банку. Российские банки, в свою очередь, с большей готовностью, чем зарубежные, открывают счета клиентам.

Депозитный аппетит

Российская индустрия, обслуживающая крупные капиталы, не может нарисовать типовой портрет клиента.

«В российский private banking приходят разные люди и по возрасту, и по сфере деятельности. Среди них встречаются и владельцы бизнесов, и топ-менеджеры, и те, кто вышел из бизнеса, а private banking воспринимают как площадку для сохранения накопленных средств. Нет ни одного клиента, который был бы похож на другого по своей структуре дохода, сбережений или по своему отношению к банку», – убеждает Александр Свешников. Но для всех участников рынка очевидно, что HNWI в России из всей продуктовой линейки обслуживающих их финансовых организаций чаще всего выбирают депозиты. По словам Елены Логиновой, недвижимость, яхты, самолеты, экзотические продукты, классические продукты акций и облигаций – инвестиции, популярные за границей, но не в России.

А депозитный аппетит отечественных состоятельных клиентов объясняется просто: российский private banking предлагает сравнительно (по отношению к западноевропейскому рынку) высокие ставки по премиальным вкладам. Поэтому в портфеле российского клиента коммерческого банка до 80% активов приходится на депозиты и лишь 20% – на другие виды активов (металлы, ценные бумаги).

Рыночное равновесие ограничений

Зарегулированность рынка не тормозит развитие российской индустрии private banking, но и не создает для нее благоприятных условий. «Сегодня индустрия управления частным капиталом вошла в определенное равновесие: клиенты поняли, что им нужно от российских wealth-менеджеров, а что – от западных. Российские банки проигрывают в разнообразии продуктовой линейки и не могут обслуживать клиентов за рубежом, но рынок позволяет им предлагать клиентам продукты, с которыми их иностранные коллеги не могут конкурировать», – считает Елена Логинова. По ее мнению, проблема состоит в том, что если рыночное равновесие нарушится, отечественные wealth-менеджеры могут лишиться этого конкурентного преимущества и будут вынуждены модифицировать существующие продукты и разрабатывать новые. «Тогда действительно появится необходимость менять законодательную базу для того, чтобы сделать эти качественные изменения возможными», – подчеркивает управляющий директор по работе с ключевыми клиентами Дойче Банка.

В важности пересмотра правовых основ и регулирующих механизмов не сомневается и Александр Свешников. По его мнению, российский private banking смог бы расширить продуктовую линейку, включив в нее и услуги, популярные за рубежом, не будь жестких законодательных ограничений. «Например, невозможность использования депозитов клиента для залога по кредиту значительно сужает спектр услуг для клиентов с крупными суммами», – сожалеет он.

Петр Терехин добавляет к списку ограничений Постановление ЦБ РФ 110-И, которое изменило структуру кредитов, «пусть и краткосрочных, но крайне необходимых для работы с VIP-клиентами». По его словам, кредитование в иных валютах, кроме рубля, стало фактически невозможным. При этом и на кредиты в рублях наложены серьезные ограничения. Среди благоприятных условий для российских и зарубежных инвесторов он находит ставку налогообложения. В некоторых случаях, по его наблюдениям, отмечается движение денег нерезидентов из западных банков в российские, «что само по себе необычно».

Факультативная благотворительность

Благотворительность стала главным трендом британского private banking. Но с интересами российских клиентов филантропия пересекается на периферии, хотя финансовым институциям есть что предложить, причем нередко на безвозмездной основе (например, выпуск благотворительных пластиковых карт).

Так, по наблюдениям Александра Свешникова, российские крупные капиталы относятся к благотворительности без повышенного внимания. Небольшой спрос на организацию данных услуг иногда возникает, но тенденции к его росту пока не прослеживается. Алексей Голубых отмечает, что в России массового интереса к филантропии нет, если только это не приносит непосредственной выгоды. Те, кто бескорыстно помогает нужда­ющимся, делает это напрямую, а не через предложения финансовых институтов. Состоятельные клиенты часто сами организуют собственные благотворительные программы. И как правило, это закрытые мероприятия.

Премиальная розница

Российской индустрии private banking не один год, и тем не менее обслуживание частного капитала в России не переросло в самостоятельный бизнес. Private banking существует как надстройка над розницей. Руководству банков еще предстоит осознать разницу между премиальной розницей и private banking.

Алексей Голубых настроен критично, но не пессимистично: «Отечественный private banking недоразвит. И коммерческие банки пока не сфокусированы на этом бизнесе. Нет культуры наследования и передачи собственности из рук в руки по закону. Но это обязательно придет, и нужно быть готовыми к росту спроса на услуги private banking внутри страны. История знает как минимум один яркий пример успеха услуг private banking на внутреннем рынке. Речь идет о США. России потребуется пройти этот путь быстрее, но, надеюсь, с меньшими издержками».

Атлас

Материалы по теме



24.02.2012

Источник: SPEAR’S Russia

Комментарии (6)

Adinda 27.06.2012 15:50

Just the type of insgiht we need to fire up the debate.

николй 31.03.2012 13:07

Для цивилизованного оборота денег России нужно еще 300 лет

Buffett 27.02.2012 14:04

У России свой, особенный путь. Как и всегда :)

ИгорЬ 24.02.2012 18:42

Есть пара занятных кор, в частности Яхты, как инвестиция. И вообще, выборка из 4 банков ни разу не репрезентативна. А жаль

mega 24.02.2012 18:07

депозиты - наше всё! все в кэш!!!

Vasco Da Gama 24.02.2012 18:06

Довольно занятная картина получается...


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз