Доложите обстановку


Лицо любой финансовой структуры в глазах клиента – отчет. А каким выглядит отчет в глазах представителя самой финансовой структуры? Егор Лысенко нашел ответ и на этот вопрос.

31.10.2011





Штат специалистов – от шеф-повара до подмастерья – работает на кухне ресторана, чтобы посетитель имел возможность насладиться ужином и оценить работу мастеров кулинарного дела по результатам. Так и сотни финансистов могут разбиться в лепешку, жонглируя деривативами и с грацией пианиста управляясь с терминалом Bloomberg, но лишь в случае, если в клиентском отчете будет доминировать число со знаком «плюс», владелец счета останется доволен трудами управляющих.

Реальность такова, что разумный инвестор стремится все больше и полнее контролировать процесс управления своими сбережениями и главный его инструмент – отчетность. Требования к ней растут из года в год, а готовить достойный рапорт о проделанной работе профессионалам помогает дорогостоящее и специализированное программное обеспечение. О нем и о том, каким должен быть правильный отчет, многое знают эксперты индустрии.

Форма и содержание

«Отчет должен быть понятным, содержать расшифровку транзакций, информацию о внесенных средствах и об изъятиях, которые совершает компания, – начинает вице-президент – глава УК “Промсвязь” Алексей Ищенко. – Желательно графическое изображение состояния портфеля: и в кэше, и в бумагах. Кроме того, в хорошем отчете вы найдете данные об абсолютной и относительной доходности за различные периоды: месяц, квартал и year-to-date. Таковы принятые стандарты». Коллега спикера – директор департамента частного капитала Пром­связьбанка Петр Терехин – обобщает рецепт хорошей отчетности: «Идеальный отчет – это большая плюсовая цифра в любой период времени, причем одна. А если серьезно, отчет должен содержать конкретные ответы на общие вопросы на одной странице и позволять посмотреть частное в расширениях и приложениях».

Между тем лукавством было бы остановиться на едином для всех случаев и клиентов варианте. «Основная трудность при подготовке финансовых отчетов и разработке форматов – это противоречие между универсальным и кастомизированным. С одной стороны, эффективнее (в том числе с точки зрения IT) готовить одинаковые, универсальные отчеты всем клиентам. С другой стороны, у многих из них свои пожелания, свое представление об удобстве, а для компании делать такие формы и тем более их все автоматизировать – дорого», – описывает вечную дилемму директор по информационным технологиям «Группы КапиталЪ Управление активами» Елена Круглова.

Программная база

Сложные программные решения не могут не сказываться на конечной стоимости услуг – это в полной мере касается и управления частными капиталами. Поэтому всякий раз, получая оперативный и удобный отчет, клиент вправе задуматься о роли ПО в ценообразовании сервиса и о необходимости применения передовых IT-технологий в генерации финансовых сводок. Нельзя ли ограничиться средствами MS Office? Нельзя, отвечают специалисты. «Специфика ПО в том, что оно должно оперативно и полно отражать потоки денежных средств и бумаг, а также быть совместимым с программами, связанными с аллокацией активов, – говорит Алексей Ищенко. – Поэтому одним Excel тут не обойтись». В то же время, по словам Елены Кругловой, основные преимущества специализированного финансового ПО – заточенность функциональности под решение конкретных задач в рамках конкретных бизнес-процессов и скорость работы сложных расчетов, требующих обработки огромных массивов данных и циклов, которые немыслимо было бы сделать средствами Excel.

И хотя доля программного обеспечения, в том числе и «отчетного», довольно велика в общем объеме корпоративных издержек любого финансового института, это неизбежные и, что важнее всего, полезные инвестиции. «Любой VIP-клиент рассчитывает, при этом имея на это полное право, что его банк готов предоставить ему информацию по любому из счетов, – комментирует Терехин. – Это может быть и операция с золотом, и торговля срочными контрактами, и различные кредиты. Чтобы клиент получил достоверную информацию, необходимо собрать данные из очень многих источников. Так что без автоматизации сбора данных качественный процесс невозможен. Программное обеспечение, используемое при подготовке отчетности, подкачивает и формирует данные из разных источников (например, данные о ценных бумагах из депозитария, остатки на брокерских счетах из стандартных систем банка) и, безусловно, является другой ступенью развития, нежели работа “на коленке” – такая, как составление стандартных макросов в Excel».

Основная задача ПО – давать правильную и изменяющуюся во времени информацию онлайн, продолжает банкир. «Формы отчетов у всех банков разные, – делится Терехин. – Конечно, они имеют модульный, стандартный финансовый характер, но цветовые, графические решения и последовательность у каждой компании свои, что заставляет клиента привыкать к определенной структуре отчета. Поэтому основным источником информации остается персональный менеджер, который всегда рядом с клиентом. Таким образом, бумаги очень часто сразу отправляются в корзину».

Клиентское мнение

Каковы же требования клиентов к IT-базе управляющих и самой отчетности? ПО – это внутренняя кухня банка, и клиента не должно интересовать и не интересует ничего, кроме достоверности данных, отраженных в итоговом отчете, уверен Терехин: «Такой отчет носит универсальный характер и, в соответствии с законодательством, при необходимости дублируется выписками с различных счетов в банке и депозитарии». Клиенты совершенно не в курсе технических тонкостей управля­ющих, соглашается Ищенко. Им необходима достоверная и актуальная информация. «При этом периодичность отчетности по рублевым счетам установлена ФСФР – раз в квартал, а вот данные по нерезидентским счетам клиенты могут запрашивать хоть каждый день, и если компания не обладает возможностью выдавать отчет ежедневно, то, на мой взгляд, она просто не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Хотя на деле, конечно, каждый день отчет никто не запрашивает», – говорит Ищенко. А из основных клиентских требований к отчету Круглова выделила наглядность, понятность, удобный привычный формат, информативность, дизайн и корректность данных.

Личный опыт

При формировании технологической базы для подготовки отчетов разные игроки поступают по-разному. «Скажем, у “Атона” для этих целей была разработана (и доработана нашей командой из “Ренессанса”) своя программа, а вот “Ренессанс”, например, в свое время только покупал программное обеспечение», – рассказывает Алексей Ищенко, работавший ранее в обеих компаниях.

В свою очередь Круглова рисует собственную картину: «В группе Управляющих компаний “КапиталЪ” внедрена единая информационная система AssetЪ, позволяющая гибко настраивать шаблоны отчетов. Так, при подготовке отчетности мы используем программное обеспечение собственной разработки. После выгрузки из информационной системы данных в отчет средствами MS Office могут добавляться анализ и комментарии аналитиков и портфельных управляющих».

Наконец, корпоративным опытом в области эксплуатации «отчетного» ПО делится начальник Управления продуктов private banking НОМОС-БАНКа Матвей Вакорин: «Мы регулярно используем консолидированную отчетность для наших клиентов. Мы используем отчеты на базе программы Business Objects, которая подтягивает данные из разных автоматизированных банковских систем, строит графики динамики рыночных индикаторов и имеет возможность создавать любые группировки данных для наглядного восприятия клиентом его финансового положения по всем продуктам-услугам в private banking. Консолидированный отчет автоматизирован и запускается нажатием одной кнопки с выбором отчетного периода. Его можно сразу распечатать или отправить по e-mail. На наш взгляд, преимущества такого формата отчетности очевидны как для банка, так и для клиента: это оперативность, достоверность и гибкость предустановленных настроек. Такой консолидируемый отчет выглядит достаточно строго и состоит из нескольких основных разделов: денежные средства на счетах, депозиты, инвестиционные продукты, металлические счета, брокерские и счета депо и основные показатели с фондового рынка в виде графиков (валюты, индексы, металлы). Самой большой проблемой при создании подобных отчетов является оперативность подгрузки данных, которая упирается в возможность хранилища банка. В настоящий момент мы предоставляем консолидированные отчеты по закрытию предыдущего рабочего дня».

Логично предположить, что, раз клиенты изо дня в день становятся все требовательнее к управляющим и внимательнее к деталям, роль грамотно составленных отчетов и «отчетного» ПО в управлении частными капиталами будет продолжать расти, что наряду с очевидными трудностями откроет финансистам новые горизонты. Например, возможность выгодно выделиться на фоне конкурентов кристальной честностью и прозрачностью денежных потоков.

Атлас



Егор Лысенко
31.10.2011

Источник: SPEAR’S Russia

Комментарии (6)

Putri 23.02.2012 10:02

What a joy to find such clear thniknig. Thanks for posting!

Shiva 31.10.2011 12:33

Я вообще за то, чтобы персональные менеджеры вставали на табуретку и читали заученный отчет как стишок. Вот это нормальная будет отчетность. Можно добавить драматичных элементов в эту картину (выбивание табуретки из-под ног, если результаты ДУ плачевные), но что-то внутри меня протестует против насилия над банкирами.

Anonymous 31.10.2011 12:30

Быстро Ищенко освоился на новом месте. Уже комментирует от лица Промсвязи. Молодец =)

Eklektik170 31.10.2011 12:27

"Отчет должен быть понятным". На этом можно было бы и остановиться.

eclair 31.10.2011 12:25

А как количество мониторов на столе у трейдера коррелируют с доходностью? Тоже интересная тема для статьи

Зеленов 31.10.2011 12:24

Картинка хороша. Сразу видно - рисовал трейдер)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз





Вселенная с приставкой «мета»


Img_5365
 

Метавселенная – слово и феномен, возникший в поле зрения, в жизни современного человека не так давно. Как все грандиозное, это продукт столкновения нескольких сущностей. С одной стороны, невероятного технологического прогресса последних лет, в базе которого блокчейн и интернет нового поколения Web 3.0. С другой – всего человеческого в каждом из нас: стремления вести социальную жизнь и общаться, желания развлекаться, получать удовольствие в игре. Ведь у взрослых, как у детей, те же игрушки, только дороже, а с некоторых пор еще и гораздо более технологичные. Постепенное «переселение» современного человека из реального мира в виртуальный не новость, но с появлением полноценных метавселенных может перестать быть просто фигурой речи. Пока это больше красивый, но довольно абстрактный концепт, который еще только предстоит наполнить реальным технологическим содержанием. Однако за дело уже берутся мировые техногиганты, «внезапно» разглядевшие в метавселенных новый мегатренд и мегавозможность «длиною в жизнь» для своего бизнеса. Работы хватит всем. Свою часть из нее предстоит сделать Inanomo – компании, которая развивает одноименную интегрированную криптовалютную технологическую платформу, предназначенную для хранения, обмена и инвестиций в фиатных деньгах и криптовалютах. Осенью прошлого года на страницах WEALTH Navigator в рамках совместного редакционного проекта мы рассказали о запуске на площадке Inanomo крипто-игрового направления. Его логическим развитием на платформе станет новый продукт – технологическая платформа для разработчиков метавселенных. По сути – метавселенная для метавселенных. О том, как это устроено и почему запуск нового продукта даст новый толчок развитию всей инфраструктуры Inanomo, рассказывает ее основатель и генеральный директор Кирилл Садилов.