Доложите обстановку


Лицо любой финансовой структуры в глазах клиента – отчет. А каким выглядит отчет в глазах представителя самой финансовой структуры? Егор Лысенко нашел ответ и на этот вопрос.

31.10.2011





Штат специалистов – от шеф-повара до подмастерья – работает на кухне ресторана, чтобы посетитель имел возможность насладиться ужином и оценить работу мастеров кулинарного дела по результатам. Так и сотни финансистов могут разбиться в лепешку, жонглируя деривативами и с грацией пианиста управляясь с терминалом Bloomberg, но лишь в случае, если в клиентском отчете будет доминировать число со знаком «плюс», владелец счета останется доволен трудами управляющих.

Реальность такова, что разумный инвестор стремится все больше и полнее контролировать процесс управления своими сбережениями и главный его инструмент – отчетность. Требования к ней растут из года в год, а готовить достойный рапорт о проделанной работе профессионалам помогает дорогостоящее и специализированное программное обеспечение. О нем и о том, каким должен быть правильный отчет, многое знают эксперты индустрии.

Форма и содержание

«Отчет должен быть понятным, содержать расшифровку транзакций, информацию о внесенных средствах и об изъятиях, которые совершает компания, – начинает вице-президент – глава УК “Промсвязь” Алексей Ищенко. – Желательно графическое изображение состояния портфеля: и в кэше, и в бумагах. Кроме того, в хорошем отчете вы найдете данные об абсолютной и относительной доходности за различные периоды: месяц, квартал и year-to-date. Таковы принятые стандарты». Коллега спикера – директор департамента частного капитала Пром­связьбанка Петр Терехин – обобщает рецепт хорошей отчетности: «Идеальный отчет – это большая плюсовая цифра в любой период времени, причем одна. А если серьезно, отчет должен содержать конкретные ответы на общие вопросы на одной странице и позволять посмотреть частное в расширениях и приложениях».

Между тем лукавством было бы остановиться на едином для всех случаев и клиентов варианте. «Основная трудность при подготовке финансовых отчетов и разработке форматов – это противоречие между универсальным и кастомизированным. С одной стороны, эффективнее (в том числе с точки зрения IT) готовить одинаковые, универсальные отчеты всем клиентам. С другой стороны, у многих из них свои пожелания, свое представление об удобстве, а для компании делать такие формы и тем более их все автоматизировать – дорого», – описывает вечную дилемму директор по информационным технологиям «Группы КапиталЪ Управление активами» Елена Круглова.

Программная база

Сложные программные решения не могут не сказываться на конечной стоимости услуг – это в полной мере касается и управления частными капиталами. Поэтому всякий раз, получая оперативный и удобный отчет, клиент вправе задуматься о роли ПО в ценообразовании сервиса и о необходимости применения передовых IT-технологий в генерации финансовых сводок. Нельзя ли ограничиться средствами MS Office? Нельзя, отвечают специалисты. «Специфика ПО в том, что оно должно оперативно и полно отражать потоки денежных средств и бумаг, а также быть совместимым с программами, связанными с аллокацией активов, – говорит Алексей Ищенко. – Поэтому одним Excel тут не обойтись». В то же время, по словам Елены Кругловой, основные преимущества специализированного финансового ПО – заточенность функциональности под решение конкретных задач в рамках конкретных бизнес-процессов и скорость работы сложных расчетов, требующих обработки огромных массивов данных и циклов, которые немыслимо было бы сделать средствами Excel.

И хотя доля программного обеспечения, в том числе и «отчетного», довольно велика в общем объеме корпоративных издержек любого финансового института, это неизбежные и, что важнее всего, полезные инвестиции. «Любой VIP-клиент рассчитывает, при этом имея на это полное право, что его банк готов предоставить ему информацию по любому из счетов, – комментирует Терехин. – Это может быть и операция с золотом, и торговля срочными контрактами, и различные кредиты. Чтобы клиент получил достоверную информацию, необходимо собрать данные из очень многих источников. Так что без автоматизации сбора данных качественный процесс невозможен. Программное обеспечение, используемое при подготовке отчетности, подкачивает и формирует данные из разных источников (например, данные о ценных бумагах из депозитария, остатки на брокерских счетах из стандартных систем банка) и, безусловно, является другой ступенью развития, нежели работа “на коленке” – такая, как составление стандартных макросов в Excel».

Основная задача ПО – давать правильную и изменяющуюся во времени информацию онлайн, продолжает банкир. «Формы отчетов у всех банков разные, – делится Терехин. – Конечно, они имеют модульный, стандартный финансовый характер, но цветовые, графические решения и последовательность у каждой компании свои, что заставляет клиента привыкать к определенной структуре отчета. Поэтому основным источником информации остается персональный менеджер, который всегда рядом с клиентом. Таким образом, бумаги очень часто сразу отправляются в корзину».

Клиентское мнение

Каковы же требования клиентов к IT-базе управляющих и самой отчетности? ПО – это внутренняя кухня банка, и клиента не должно интересовать и не интересует ничего, кроме достоверности данных, отраженных в итоговом отчете, уверен Терехин: «Такой отчет носит универсальный характер и, в соответствии с законодательством, при необходимости дублируется выписками с различных счетов в банке и депозитарии». Клиенты совершенно не в курсе технических тонкостей управля­ющих, соглашается Ищенко. Им необходима достоверная и актуальная информация. «При этом периодичность отчетности по рублевым счетам установлена ФСФР – раз в квартал, а вот данные по нерезидентским счетам клиенты могут запрашивать хоть каждый день, и если компания не обладает возможностью выдавать отчет ежедневно, то, на мой взгляд, она просто не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Хотя на деле, конечно, каждый день отчет никто не запрашивает», – говорит Ищенко. А из основных клиентских требований к отчету Круглова выделила наглядность, понятность, удобный привычный формат, информативность, дизайн и корректность данных.

Личный опыт

При формировании технологической базы для подготовки отчетов разные игроки поступают по-разному. «Скажем, у “Атона” для этих целей была разработана (и доработана нашей командой из “Ренессанса”) своя программа, а вот “Ренессанс”, например, в свое время только покупал программное обеспечение», – рассказывает Алексей Ищенко, работавший ранее в обеих компаниях.

В свою очередь Круглова рисует собственную картину: «В группе Управляющих компаний “КапиталЪ” внедрена единая информационная система AssetЪ, позволяющая гибко настраивать шаблоны отчетов. Так, при подготовке отчетности мы используем программное обеспечение собственной разработки. После выгрузки из информационной системы данных в отчет средствами MS Office могут добавляться анализ и комментарии аналитиков и портфельных управляющих».

Наконец, корпоративным опытом в области эксплуатации «отчетного» ПО делится начальник Управления продуктов private banking НОМОС-БАНКа Матвей Вакорин: «Мы регулярно используем консолидированную отчетность для наших клиентов. Мы используем отчеты на базе программы Business Objects, которая подтягивает данные из разных автоматизированных банковских систем, строит графики динамики рыночных индикаторов и имеет возможность создавать любые группировки данных для наглядного восприятия клиентом его финансового положения по всем продуктам-услугам в private banking. Консолидированный отчет автоматизирован и запускается нажатием одной кнопки с выбором отчетного периода. Его можно сразу распечатать или отправить по e-mail. На наш взгляд, преимущества такого формата отчетности очевидны как для банка, так и для клиента: это оперативность, достоверность и гибкость предустановленных настроек. Такой консолидируемый отчет выглядит достаточно строго и состоит из нескольких основных разделов: денежные средства на счетах, депозиты, инвестиционные продукты, металлические счета, брокерские и счета депо и основные показатели с фондового рынка в виде графиков (валюты, индексы, металлы). Самой большой проблемой при создании подобных отчетов является оперативность подгрузки данных, которая упирается в возможность хранилища банка. В настоящий момент мы предоставляем консолидированные отчеты по закрытию предыдущего рабочего дня».

Логично предположить, что, раз клиенты изо дня в день становятся все требовательнее к управляющим и внимательнее к деталям, роль грамотно составленных отчетов и «отчетного» ПО в управлении частными капиталами будет продолжать расти, что наряду с очевидными трудностями откроет финансистам новые горизонты. Например, возможность выгодно выделиться на фоне конкурентов кристальной честностью и прозрачностью денежных потоков.

Атлас



Егор Лысенко
31.10.2011

Источник: SPEAR’S Russia

Комментарии (6)

Putri 23.02.2012 10:02

What a joy to find such clear thniknig. Thanks for posting!

Shiva 31.10.2011 12:33

Я вообще за то, чтобы персональные менеджеры вставали на табуретку и читали заученный отчет как стишок. Вот это нормальная будет отчетность. Можно добавить драматичных элементов в эту картину (выбивание табуретки из-под ног, если результаты ДУ плачевные), но что-то внутри меня протестует против насилия над банкирами.

Anonymous 31.10.2011 12:30

Быстро Ищенко освоился на новом месте. Уже комментирует от лица Промсвязи. Молодец =)

Eklektik170 31.10.2011 12:27

"Отчет должен быть понятным". На этом можно было бы и остановиться.

eclair 31.10.2011 12:25

А как количество мониторов на столе у трейдера коррелируют с доходностью? Тоже интересная тема для статьи

Зеленов 31.10.2011 12:24

Картинка хороша. Сразу видно - рисовал трейдер)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


"Одиссей против хорьков" Георга фон Вальвица


Wallwitz_print
 

«Финансовые рынки были и остаются миром, лишенным полутонов, миром кричаще громким, зачастую сверх всякой меры. В этом есть определенная свобода, которую равным образом ценят и горностай, и Одиссей. Вид павших товарищей или падающих курсов повергает их в глубокое отчаяние, но, если к тому благоволит судьба, они не преминут закатить щедрый пир или иным образом продемонстрировать свою мощь и власть». SPEAR’S Russia публикует отрывок забавной (а местами не очень забавной) книги немецкого финансиста, любезно предоставленный издательством Ad Marginem Press. Книга вышла в рамках совместной издательской программы с музеем современного искусства «Гараж», переводчик – Татьяна Зборовская. Немецкий оригинал был впервые опубликован в 2011 году.



На стыке двух миров


1-01-01
 

Использование российским бизнесом судов британской юрисдикции для разрешения коммерческих споров входит в широкую практику. Но вместе с известными преимуществами подобный подход нередко несет в себе и существенные риски, чреватые чувствительными потерями или упущенной выгодой. В начале августа в непринужденной обстановке одного из московских ресторанов состоялась неформальная встреча топ-менеджеров и владельцев собственного бизнеса, организованная юридической группой PARADIGMA совместно с Jaguar Land Rover. В ходе нее юристы компании рассказали о коллизиях, возникающих на поле трансграничного права, а также об инструментах юридической защиты и нападения, используемых в интересах клиентов в подобных разбирательствах. Самые запоминающиеся моменты выступлений, выдержанных в стилистике «охотничьих рассказов» на примерах реальных дел PARADIGMA, выслушал и записал Владимир Волков.