Победа над кризисом и собой


Подводя итоги уходящего года в интервью Spear’s Russia, руководитель Росбанк L’Hermitage Private Banking Улан Илишкин объясняет, почему тот оказался переломным для банка и клиентов и что питает его оптимизм по отношению к 2022-му.

17.12.2021





Незаметно мы все прожили уже второй год при пандемии. Оглядываясь назад, чем этот 2021 год принципиально отличался от 2020-го – с точки зрения экономической динамики, бизнеса, поведения клиентов?

Весь 2020-й и банки, и клиенты находились в состоянии постоянного управления изменениями – экстремальная волатильность рынков, необходимость перестройки взаимодействия с основными контрагентами на дистанционный формат, закрытие границ, неопределенность с вакцинацией. 2020-й – стресс-тест.

Уходящий 2021-й принес гораздо более рациональное отношение к внешним факторам: клиенты во многом уже научились воспринимать пандемию как печальный, но управляемый фактор при принятии решений, в том числе по отношению к собственным финансам. Необычность ситуации заключается в продолжительности кризиса.

Те клиенты, которые смогли заработать в 2020-м на фондовом рынке, захотели повторить этот опыт. А те, кто не успел распробовать сверхприбыли ковидного инвестбума, осознали необходимость вложений в фондовый рынок. Все это потребовало существенного пересмотра подходов к работе с клиентами. Например, те инвестиционные стратегии, которые принесли нашим клиентам большую доходность по итогам 2020-го, были практически полностью пересмотрены нами уже в начале 2021-го с учетом глобальных изменений на рынках.

Эмоции, эмоциональный настрой – рынков, клиентов – тоже изменился? Про что был этот год?

Безусловно, уходящий от нас год эмоционально оказался гораздо комфортнее. Если 2020–й – это год о ценностях и человечности, то основной урок 2021-го, наверное, в том, что будущее всегда есть и о нем надо заботиться.

Идеалист верит в то, что краткосрочная перспектива ничего не значит. Циник – что в долгосрочной перспективе все неважно. Реалист – что все сделанное или несделанное в краткосрочной перспективе определяет перспективу долгосрочную.

И еще: 2020-й был про адаптацию, 2021-й – уже про развитие. Жизнь продолжается.

Какие тренды в прошлом году вы бы выделили как особенно важные?

Прежде всего, я бы отметил социально ответственные инвестиции, применение ESG-подходов в инвестиционных стратегиях. Безусловно, это один из самых значимых трендов этого года. Хотя для нас эти подходы не стали чем-то новым: у нас уже сформировался большой опыт работы в данной области, в том числе с учетом сильной экспертизы группы Societe Generale. Очевидно, уходит целая эпоха оценки компаний и создания портфелей исключительно на основании финансовых факторов, на смену им приходит интегрированная оценка бизнеса.

В вашей продуктовой линейке этот тренд получил отражение? Клиенты его оценили?

В прошлом году мы существенно расширили палитру наших решений в этой области, и теперь нашим клиентам доступны преимущества ответственного инвестирования практически во всех классах продуктов – страховых, структурных решениях, инвестиционных фондах. Портфель инвестиций клиентов L’Hermitage Private Banking в продукты ESG, рекомендованные группой Societe Generale, вырос за год на несколько миллиардов рублей.

На базе нашей управляющей компании (УК «РБ Капитал») мы недавно запустили паевой фонд, основанный на принципах ESG-инвестирования. Наши состоятельные клиенты также принимали в этом году участие в размещении зеленых облигаций.

Цифровизация?

Цифровые технологии, безусловно, дали возможность и финансовой индустрии, и частным инвесторам вывести взаимодействие на качественно иной уровень. Это отразилось и на объеме средств частных инвесторов на рынке, и на доступности для них все большего количества инструментов. Цифровизация помогла существенно снизить стоимость обслуживания одного клиента. Кроме того, позволила не только предоставить доступ частным инвесторам к торговле на рынках, но и предоставлять интересные решения по управлению капиталом и инвестиционного консультирования, например robo-advisory.

Скажете здесь о каких-то технологиях отдельно?

Развитию инвестрынка наибольшим образом способствуют две технологии: искусственный интеллект и технологии удаленной работы, такие как системы совместного использования пространств. Искусственный интеллект демократизировал работу с данными: теперь можно генерировать инвестиционные сигналы на основе текста новости или делать предсказания о том, какой портфель подойдет именно вам по степени похожести на других инвесторов. Технологии же совместной удаленной работы стирают физические границы для взаимодействия с клиентами и внутри команды – дают больше возможностей и выбора.

Но с одной стороны – увеличение возможностей. С другой – рост рисков. Возможности – это быстрый и профессиональный доступ на многие рынки. Например, всего несколько лет назад о приобретении активов или обязательств многих стран и континентов, включая КНР, страны Латинской Америки и Африки, невозможно было и представить, сейчас это просто. С другой стороны, мы получаем рост волатильности и рисков, так как на рынках появилось много новичков, которые иногда не знают, что они покупают или продают и почему. Вспомним пример Reddit и потерю денег многими частными клиентами. И даже банкротство хедж-фондов.

В активной защите

Снижение остроты ковидной повестки как-то повлияло на поведение, инвестиционные предпочтения ваших клиентов? Они выдохнули спокойнее, расслабились?

Наши клиенты не расслабились, и это стимулирует нас быть в тонусе.

Неизменным осталось и желание получить индивидуальные решения с нашей стороны. А это предполагает готовность клиента к откровенному диалогу с банком о своих ожиданиях и целях. Мы остаемся консервативными в отношении клиентских активов и достаточно активными в части новых технологий и продуктовых решений.

Клиенты стали опытнее, взыскательнее и прекрасно понимают принципы диверсификации, работая с нами по большому количеству типов продуктов и провайдеров.

Как банк реагировал на эти клиентские запросы?

Я бы сказал о трех ключевых элементах – дальнейшем расширении инвестиционного предложения, поддержке создания нашими клиентами качественных инвестиционных портфелей, фокусе на создание индивидуальных решений. Ну и еще один, при этом очень важный, элемент – спокойный сон нашего клиента, пока мы управляем его портфелем.

Так, за минувший год мы существенно увеличили количество доступных нашим клиентам инвестиционных стратегий. Когда я говорю «существенно», это означает около 200 новых интересных вариаций инвестиционных предложений для клиентов Росбанк L’Hermitage Private Banking.

Экспертиза группы Societe Generale по глобальным рынкам позволила нам на протяжении всего года предлагать нашим клиентам эффективные стратегии, в том числе основанные на долгосрочных тематических идеях. В качестве примера приведу недавно запущенные стратегии на трансформацию в Европе в области зеленой энергетики и кибербезопасности.

Прошлый год стал для нас знаковым и в другом направлении: на базе нашей дочерней компании «РБ Капитал» мы начали предоставлять услуги доверительного управления. Нашим клиентам стал доступен целый ряд инвестиционных стратегий в рамках основных классов активов.

К каким продуктам вы видите повышенный интерес?

Как и в 2020-м, мы наблюдаем повышенный интерес наших клиентов к высокодоходным барьерным структурным решениям. Клиентам актуальны такие инструменты не только с точки зрения базовых активов – в основном это акции крупнейших эмитентов, но и из-за высокой степени возможной индивидуализации таких продуктов. А также благодаря определенной условной защите от падений и возможности получать доход даже на умеренно снижающемся рынке.

В условиях снижения доходности государственных облигаций, низких (в реальности отрицательных) ставок доходности на долговых рынках, увеличения закредитованности и дефолтов состоятельные инвесторы все большую часть инвестируют в акции, хотя риск в текущее время при этом не возрастает.

Как так?

Именно так. Зачастую облигации с низким рейтингом и длинной дюрацией более волатильны и опасны для портфелей.

Плюс растет доля альтернативных и иных инвестиций. Вновь стал популярен рынок искусства, вина, появился интерес к таким темам, как криптоискусство. Однако даже в рисковых портфелях целесообразно присутствие защитных активов. И в условиях низких ставок доходностей в облигациях качественных заемщиков в долларах и евро группа Societe Generale благодаря своей экспертизе и масштабности готова предложить новые для российского рынка продукты. Первые транши были предложены клиентам Росбанк L’Hermitage Private Banking этой осенью.

Клиентов интересуют только продукты?

Не только. В последнее время мы отмечаем значительный рост спроса на услуги, связанные со структурированием передачи капитала и вовлечения молодых наследников в управление частью активов семьи. Мы находимся в начале очень большой волны, когда активы, находящиеся в разных странах, будут переходить от поколения к поколению. Причем так как мы международный банк, с данным вопросом клиенты обращаются не только по активам в России, но и по своим зарубежным вложениям. Здесь мы всегда можем привлечь наших коллег из группы Societe Generale, имеющих обширный опыт работы как с налоговыми вопросами при передаче капиталов, так и со структурированием самих сделок.

Вообще, мы стараемся не мыслить исключительно категориями продуктов. Мы за комплексную работу, цель которой – дать клиенту наилучшее для него решение.

Изначально, создавая инвестиционное направление в деятельности Росбанк L’Hermitage Private Banking, мы решили, что выбираем именно открытую архитектуру. Открытая архитектура объективна. Мы обеспечиваем доступ клиента как к собственным инвестиционным решениям Росбанка и группы Societe Generale, так и к решениям компаний-партнеров – лидеров в мире инвестиций. Для наших клиентов это возможность сделать объективно лучший выбор из большого числа управляющих компаний и стилей инвестирования. Это означает, например, что если клиент хочет диверсифицировать риск на эмитента структурного продукта и выбрать другой крупный иностранный банк, то сможет это сделать с нами, не открывая счета в другой кредитной организации.

С оптимизмом

Если коротко подвести итог уходящему году, как бы вы его оценили? Вы довольны?

Я доволен уходящим годом и работой команды Росбанк L’Hermitage Private Banking.

Прошлый год нес с собой один очень важный риск, о котором мы не сказали. Психологический. После стресса и адреналина прошлого года можно было ожидать усталость и апатию. Этого не произошло, и это одна из самых ценных побед – победа над собой. Наша команда порадовала меня своей стрессоустойчивостью. А также желанием, несмотря ни на какие трудности, демонстрировать лучшие свои профессиональные и человеческие качества.

Если подвести формальный итог, то количество наших клиентов увеличилось более, чем планировали. Доля инвестиционных продуктов в объеме всех активов в управлении Росбанк L’Hermitage Private Banking достигла 25%, как мы и рассчитывали. В частности, мы ставили перед собой амбициозные задачи по ESG-продуктам. Сегодня их доля в портфеле составляет примерно 7 млрд рублей. Свои деньги в ESG вложили около 20% наших клиентов. Увеличился и объем активов в управлении.

С каким настроением идете в 2022 год? Как на него смотрите и что там видите?

Мы смотрим на 2022 год с оптимизмом. В то же время он не представляется безоблачным. Как и большинство рыночных аналитиков, эксперты группы Societe Generale ожидают реакции американских монетарных властей на усиливающуюся инфляцию в виде повышения ключевой ставки. Это означает еще более внимательное отношение к портфелям и предложение решений, защищающих от возможных негативных сценариев. Тем не менее мы сохраняем осторожное оптимистичное отношение к глобальным рынкам, особенно к европейскому рынку акций.

Глобальные рынки акций выросли на 22%, а европейский – на 30%, в том числе потому, что рынок облигаций показывал отрицательную реальную или номинальную доходность. В следующем году мы предполагаем продолжение роста, хотя и более умеренными темпами. Кроме того, не исключаем коррекцию на ряде рынков, что открывает дополнительные возможности для клиентов крупного международного банка. В том числе во многих регионах мира, которые не восстановились в 2021 году.

Что может помешать этому оптимистичному сценарию?

Один из сдерживающих факторов – высокая долговая нагрузка некоторых стран и рост ставок в долларах, а также потенциальная презентация цифровых валют начиная с юаня, что может изменить систему международных расчетов.

Повышение ключевой ставки Банком России требует особенного внимания с точки зрения позиционирования ключевых элементов по депозитам, кредитам и комиссионным продуктам и влияния на инвестиционную активность наших клиентов.

Но заработать можно в любых условиях. Здесь, как вы видите, мы тоже оптимисты.



17.12.2021

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз








WEALTH Navigator Awards 2022: назван лучший банк для состоятельных клиентов


Wna2022_pbwm_news
 

Вечером 19 декабря в Москве со сцены театра Et Cetera были объявлены победители WEALTH Navigator Awards 2022 – первой в России премии для лучших представителей индустрии частного банковского обслуживания, управления большими капиталами и смежных индустрий.