Пик ставок пройден?
Именно этим вопросом сейчас задается, пожалуй, каждый инвестор как на российском, так и на глобальном рынке. По первым признакам складывается ощущение, что пик пройден, но аккуратность в таких оценках никогда не помешает: вспомним хрестоматийный пример 1970-х годов в США. Там тоже преждевременно подумали, что инфляция побеждена, но в итоге учетную ставку пришлось повышать до 20% годовых, напоминает Денис Асаинов.
В настоящее время долговой рынок России уже начинает отражать в котировках значительный разворот монетарной политики в 2024 году. По мнению участников рынка, смягчение денежно-кредитной политики во второй половине года будет достаточно быстрым. Следовательно, доходность длинных облигаций имеет потенциал для снижения на горизонте года. Но вопрос в том, насколько сильным оно будет. Кроме того, есть два важных фактора, которые пока игнорирует рынок: судя по риторике ЦБ РФ, ключевая ставка останется двузначной более длительное, чем ожидают инвесторы, время, а госрасходы в 2024 году вырастут на 26% год к году. Именно бюджетный импульс может стать главным источником инфляции в экономике, которую будет сдерживать Банк России за счет сохранения высоких ставок.
Этот эффект может сгладить активное взаимодействие правительства и ЦБ в рамках поручения президента России Владимира Путина, нацеленного на координацию действий по снижению инфляции и отслеживанию цен на социально значимые товары и услуги. Вероятно, мы увидим действия, аналогичные осуществленным в 2020 году, когда эффективная совместная работа ведомств способствовала восстановлению экономики после «ковидного» провала. В текущих условиях необходимо «спасать» экономику от перегрева. Впрочем, этот сценарий так или иначе предполагает сохранение двузначных ставок в экономике.
Применим эти вводные от Банка России к динамике финансового рынка. В 2023 году рынок рублевых облигаций был аутсайдером: композитный индекс облигаций снизился на 0,5%, индекс ОФЗ полной доходности – на 1%, в то время как индекс полной доходности Мосбиржи вырос на 57%. Впрочем, в условиях достижения пика процентных ставок и потенциального смягчения монетарной политики ЦБ РФ в 2024 году российские инвесторы будут вынуждены адаптировать стратегии. Может ли рынок рублевых облигаций стать интереснее акций? Вопрос открытый. По нашему мнению, на базе текущих макровводных возможны три сценария развития событий, и не во всех рублевые облигации будут фаворитами.
Сценарий первый – глобальная «мягкая посадка». Постепенное охлаждение экономической активности и в России, и в мире. Этот сценарий можно назвать наилучшим, ведь он позволит избежать экономических и политических шоков. При таком развитии событий облигации будут явным фаворитом: «мягкая посадка» сопровождается снижением прибылей компаний и дезинфляционными процессами в экономике, а в условиях текущих высоких ставок дивидендная доходность акций будет значительно ниже доходности облигаций.
Сценарий второй – «мягкая посадка» в России и рецессия в мире. Этот сценарий предполагает локальное снижение цен на сырьевые товары, что может привести к дефициту по счету текущих операций и последующему ослаблению рубля. Здесь наиболее правильным активом в портфеле выступят замещающие облигации и золото, так как для выхода из рецессии глобальные центральные банки перейдут к снижению ставок. Это приведет к росту цен золота в долларах США и снижению доходностей облигаций в твердых валютах. Акции при этом будут более или менее стабильны в рублевом выражении, так как курсовая переоценка позволит экспортерам удержать высокую рублевую прибыль.
Сценарий третий – инфляционный кризис в развитых экономиках. Хотя этот сценарий многими не рассматривается в качестве базового – такого банально не было более 40 лет, – предпосылки для него есть, в частности рост госрасходов в развитых странах, низкий уровень безработицы и напряженность на Ближнем Востоке. С инфляционными кризисами регуляторы не боролись с 1970‑х годов, что может усугубить ситуацию. Этот сценарий для российских инвесторов можно назвать лучшим из худших. Но с другой стороны, инфляция в экономику будет импортироваться уже не из-за курса, а из-за роста стоимости товаров и услуг в странах-производителях. А избыточные доходы от экспорта сырьевых товаров будут приводить к росту потребления в экономике, что значительно усилит проинфляционные риски. Таким образом, этот сценарий предполагает сохранение высокой ключевой ставки Банка России более длительное время и привлекательную дивидендную доходность сырьевых компаний.
Предстоящий год обещает быть интересным для финансового рынка: такие события, как выборы президентов в США и России, сохраняющаяся геополитическая напряженность и экономические риски, будут проверять на прочность глобальную экономику. Полагаем, что главным словом на 2024 год для инвестора станет «риск-менеджмент»: в насыщенной повестке, влияющей на рынки, особенно важно уделять время вдумчивому анализу разных сценариев развития экономической ситуации.
Для пассивного инвестора наиболее эффективной аллокацией активов при сбалансированном подходе станет следующая пропорция: 20% – рублевые облигации, 30% – замещающие облигации, 40% – акции и 10% – золото. Такая структура позволит пройти 2024 год в наиболее комфортном режиме, но активное управление может оказаться намного эффективнее в предстоящем году, ведь сценарии могут реализоваться, например, друг за другом.
Денис Асаинов, руководитель направления аллокации активов «А-Клуба»
Источник: WEALTH Navigator
Хедж-фонды против дефицита идей
Даниил Аплеев – о смысле и назначении хедж-фондов, их правильной интеграции в портфель и возможности импортозаместить этот класс активов в России.
Венчурная оттепель
«Венчурная зима» – популярная метафора для описания ситуации на российском венчурном рынке в последние пару лет. Часть инвесторов перестала вкладываться в российские проекты, часть потеряла интерес к высокорискованным сделкам, а многим стартапам пришлось выбирать между работой на отечественном и международном рынках. WEALTH Navigator узнал, чем сейчас живут российские венчурные инвесторы и есть ли у нас «звездные» стартапы с перспективами на глобальных рынках.
Инвестиции в элитную недвижимость на этапе строительства
Александр Икрянников – с анализом специфики момента и прогнозом на ближайшее будущее.
Мера всех вещей
Коллекционер Денис Химиляйне и галерист Сергей Попов соглашаются и спорят друг с другом о том, как понять значимость искусства, выясняют, зачем они занимаются своим делом, сравнивают Герхарда Рихтера с Васей Ложкиным, метеоритами и костями динозавра и обсуждают рациональный альтруизм, отсутствие вторичного рынка и свое влияние на положение вещей в арт-мире.
Год неопределившегося Дракона
Главное слово в лексиконе инвестора в 2024‑м – «неопределенность». К такому выводу пришла Александра Шнитникова, прочитав отчеты ведущих мировых банков и инвестдомов и обобщив тенденции, которые будут влиять на мировую экономику и динамику фондовых рынков в этом году.
Новый стиль привлечения капитала
Контекст 2022–2023 годов внес значительные коррективы в структуру российского рынка акций. Причем, отмечает Денис Асаинов, речь не только о торгах на вторичном рынке, но и о том, как проводятся сделки IPO и SPO.
Человек за каждым счетом
Инвестиции на фондовом рынке – путь к реализации личных целей и процветанию, встать на который еще только предстоит миллионам наших сограждан. В Сбере готовы взять на себя роль их заботливого проводника, видящего за каждым счетом живого человека, с его желаниями, чувствами и потребностями, рассказала в интервью Владимиру Волкову управляющий директор – директор управления электронных рынков Сбербанка Аиша Кубезова.
Оставить комментарий