Новый стиль привлечения капитала


Контекст 2022–2023 годов внес значительные коррективы в структуру российского рынка акций. Причем, отмечает Денис Асаинов, речь не только о торгах на вторичном рынке, но и о том, как проводятся сделки IPO и SPO.

07.12.2023





До 2022 года при выходе компаний на IPO или SPO основное внимание уделялось институциональным инвесторам, а именно нерезидентам. Основной листинг российских компаний, как правило, проводился на биржах Нью-Йорка и Лондона, а не в Москве, а нерезиденты традиционно получали приоритетную аллокацию. Понятно, что объем иностранного капитала значительно больше капитала внутреннего, что и позволяло проводить крупные сделки. Так, за 2021 год в рамках IPO российские компании привлекли 3,7 млрд долларов, а с учетом SPO – 7,4 млрд.

В 2023 году рынок первичного привлечения акционерного капитала в России ожил. С начала года на рынок вышли ГК «Астра», ЮГК, Henderson, «Евротранс», которые в совокупности привлекли почти 30 млрд рублей. Но тактика размещений, очевидно, изменилась: акцент делается совершенно на другой класс инвесторов.

Основной оборот на Мосбирже сейчас обеспечивают частные инвесторы. И у эмитентов нет другого выбора, кроме принятия новых правил игры – фокусировать свои сделки на физических лицах. И здесь зачастую в ход идут нестандартные способы работы с аудиторией. Например, могли бы мы подумать еще несколько лет назад, что для обеспечения успешного IPO нужно вывезти на месторождения золота инвестиционных блогеров, показать им весь процесс добычи и производства, чтобы затем они доступным языком рассказали частным инвесторам, как руда превращается в золотые слитки? Именно так сделала в ходе IPO ГК «Южуралзолото», размещение которой стало в конечном счете одним из наиболее успешных в 2023 году.

И все же, что должны делать эмитенты и инвестиционные банки, чтобы удовлетворить интересы всех сторон – и эмитентов, и инвесторов? Для эмитентов удовлетворение интересов – это привлечение требуемого объема капитала по разумной цене, для инвес­торов же – хорошая динамика цен на вторичном рынке, причем и сразу после размещения, и в среднесрочной перспективе.

Во-первых, компании должны размещать акции по адекватной оценке, не завышая ее в надеж­де, что, мол, частный инвестор все переварит. Не переварит. Частные инвесторы, особенно в сегментах top affluent и HNWI, сейчас на порядок более квалифицированные, чем несколько лет назад. У многих HNWI есть свои команды аналитиков и управляющих; многие имеют доступ к независимой buy-side аналитике. Поэтому раскусить несправедливую оценку зачас­тую не составляет для них труда.

Во-вторых, компании должны быть предельно прозрачны как в вопросе раскрытия информации о своей структуре и бизнесе, так и в части общения с инвес­торами. Прекрасной практикой нового периода IPO стало проведение конференц-звонков с частными инвесторами с учас­тием представителей эмитентов уровня CFO, CEO или даже контролирующего акционера.

Наконец, в-третьих, компании должны очень внимательно подходить к вопросу ценообразования и аллокаций, чтобы при начале вторичных торгов книга была должным образом сбалансирована между долгосрочными держателями, российскими институционалами и HNWI-клиентами, целью которых является получение доходности на горизонте 6 месяцев и больше, и спекулянтами, которые хотят «войти и выйти».

К настоящему моменту многие компании заявили о планах провести IPO до конца 2024 года. Официально объявили об этом «Делимобиль», SkyEng и Т1. Еще, полагаю, не менее 10 компаний активно изучают выход на биржу. Поэтому частным инвесторам предстоит большая работа по анализу «новобранцев». Особую осторожность надо проявлять при размещении компаний, которые близки частным инвес­торам с точки зрения продукта. В таких сделках упор зачастую делается на эмоциональную привязанность частных инвесторов к бренду, к продукту. Но часто это может маскировать завышенную или даже неадекватную оценку бизнеса либо туманные перспективы роста.

Еще один вопрос, который стоит задать себе: «А не являются ли сейчас облигации более привлекательным активом, чем акции?» Ответ на этот вопрос не будет однозначным по определению. Важно понимать, что после повышения ключевой ставки ЦБ привлечение заемного капитала для многих компаний попросту стало слишком дорогим. Поэтому, когда эмитент не хочет размещать облигации под, скажем, 17% годовых, а проводит SPO, это означает, что размещение акций обойдется дешевле. И здесь, подчеркну, особое беспокойство вызывают именно сделки SPO, участие в которых допустимо лишь при одновременном соблюдении двух условий. Первое – это безупречный track record эмитента в выполнении своих обязательств перед инвесторами. Второе условие – наличие дисконта не менее 7–8% к цене акций на вторичных торгах.

При этом, если компания уже давно планировала выйти на первичный рынок акций и особенно если объем размещения не превышает 5–7% акционерного капитала, скорее всего, это является сигналом, что эмитент не просто «арбитрирует» между долговым и акционерным рынками, но действительно реализует свою долгосрочную стратегию на рынке капитала. А значит, при условии адекватной оценки такие сделки можно и нужно рассматривать для включения в портфель.


Денис Асаинов, руководитель направления аллокации активов «А-Клуба»



07.12.2023

Источник: WEALTH Navigator


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз