Муза дальних странствий


Лето – время, когда оставаться в городе кажется абсурдным. если только этот город не Лондон: в июне – июле там пройдут торги для тех, кто не мыслит жизни без путешествий в пространстве или во времени. Картины великих маринистов и рисунки старых мастеров, редкие рукописи и шедевры импрессионистов – Софья Корепанова предлагает вашему вниманию традиционный обзор значимых торгов сезона.

27.06.2014




Джордж Стаббс. Играющие тигры. 1770-е


Катящийся камень

В преддверии лета аукционный дом Christie’s выставил на торги около 120 книг и рукописей русских писателей и поэтов – редкие автографы стихотворений «Дездемона» и «Да! Мир хорош, как старец у порога…» главного путешественника Серебряного века Николая Гумилева ушли с молотка за 104 500 фунтов. Из прочих лотов стоит отметить первое издание книги стихов Осипа Мандельштама «Камень», подписанное автором поэту Александру Виру (продано за 80 500 фунтов), и автограф «Разговора о Данте» того же Мандельштама (146 500 фунтов).

Впрочем, впереди еще одни торги рукописями любителя дальних дорог – правда, более позднего времени. Sotheby’s выставляет на аукцион Presley to Punk: A Rock & Roll History автограф песни Like a Rolling Stone музыканта и художника Боба Дилана с эстимейтом 1–2 млн. Эта песня превратила Дилана из народного музыканта в рок-икону. Кроме этой рукописи 24 июня в Лондоне можно будет побороться за лоты, связанные с The Beatles, Джими Хендриксом и Джони Митчелл.

Поклонникам автора «Капитанов» стоит обратить внимание на торги маринистов, которые 9 июля организует Bonhams. В числе лотов – произведения Джона Клевели, Фрэнсиса Холмана и его ученика Томаса Луни. В тот же день в рамках торгов старых мастеров Bonhams выставит на продажу еще один морской пейзаж – «Побережье Брайтона» Джона Констебля. Семья Констебля часто бывала в Брайтоне: там проходила курс лечения жена художника. И хотя сам Констебль отзывался о курортном городке довольно пренебрежительно – «не более чем Пикадилли на побережье», – изменчивость моря и неба не могла его не вдохновлять.

С морских путей – на сухопутные: в июне – июле поклонники гоночных ретрокаров смогут заполучить в коллекцию как минимум две легенды автоспорта. 27 июня в рамках Goodwood Festival of Speed в английском Чичестере Bonhams предложит побороться за Aston Martin Ulster CMC 614. С 1935 года автомобиль поучаствовал в более чем сотне заездов, за его рулем побывали известнейшие гонщики – можно вспомнить легенду Британии Эдди Холла или Томми Кларка, который управлял моделью на «24 часах Ле-Мана». Машина и сегодня на ходу. А 12 июля в музее Mercedes-Benz в Штутгарте тот же Bonhams выставит на продажу купе Mercedes-Benz 300SL Gullwing 1954 года – один из популярнейших спорткаров своего времени, оснащенный изящными дверьми, открывающимися по принципу «крыла чайки».

Время, назад!

Ближайшие два года станут знаковыми для всех ценителей искусства: в 2014 и 2015 годах Christie’s выставляет на продажу коллекцию профессора Й. К. ван Регтерена Альтены – самое крупное собрание рисунков старых мастеров из тех, что появлялись на рынке за последнее время. Среди жемчужин коллекции – произведения Рубенса, Рембрандта, Гольциуса и де Гейна, суммарная стоимость более 800 работ, собранных известным историком и бывшим руководителем отдела рисунков и тиражной графики Государственного музея Амстердама, – около 10 млн фунтов. Первая часть коллекции – более 70 рисунков голландских и фламандских мастеров эпохи Возрождения – будет выставлена на продажу в ходе лондонского аукциона 10 июля. Список топ-лотов возглавляет работа «Самсон и Далила» Питера Пауля Рубенса – единственный дошедший до наших дней набросок к находящейся в собрании лондонской Национальной галереи одноименной картине. Эстимейт – 1,5–2,5 млн фунтов.

Одно из главных достижений ван Регтерена – популяризация творчества выдающегося художника Якоба де Гейна Младшего: в частности, он подготовил блистательный каталог де Гейна, и сегодня художник считается одним из ключевых мастеров своего времени. На продажу выставляются 20 рисунков де Гейна, наиболее заметный – «Большое буковое дерево» эстимейтом 300–400 тыс. фунтов.

Работы из коллекции профессора можно будет купить еще на трех аукционах: части 2 и 4 (картины голландских и фламандских художников) будут проданы в Амстердаме в декабре 2014-го и в мае 2015 года, 3-я часть – французские и итальянские рисунки – уйдет с молотка в Париже в марте 2015 года.

А 8 июля Christie’s предложит на вечерних торгах портрет кисти Антониса ван Дейка с очень любопытной историей: некоторое время назад к ведущим британского телешоу об искусстве обратился священник Джейми Маклауд с просьбой оценить портрет, который он купил в антикварной лавке Чешира за 400 фунтов, – по собственному признанию, ради красивой золоченой рамы. Откликнувшиеся на просьбу отца Маклауда эксперты обнаружили, что портрет принадлежит кисти ван Дейка: изображение магистрата Брюсселя, датируемое XVII веком (эскиз к групповому портрету магистратов), планируется продать за 300–500 тыс. фунтов.

Sotheby’s открывает неделю старых мастеров в Лондоне 7 июля. С молотка уйдут редчайшие шедевры: так, 9 июля гостям торгов предложат девять знаковых работ мастеров эпохи Ренессанса и барокко. Топ-лотом станет набросок сидящего святого Иосифа Сандро Боттичелли, эстимейт – 1–1,5 млн фунтов. Стоит также упомянуть «Благовещение» Питера Пауля Рубенса (2–3 млн фунтов) и «Играющих тигров» Джорджа Стаббса (4–5 млн фунтов). Картина выставлялась на публике всего четыре раза с момента создания, она безупречна с точки зрения не только техники, но и правдоподобия: Стаббс – один из ведущих европейских анималистов, обладатель звания доцента в области анатомии и автор ряда научных изданий.

На вечернем аукционе Christie’s 8 июля в Лондоне впервые за последнее столетие на торги выставляется шедевр Франческо Гварди «Венеция, залив Сан-Марко, Пьяцетта и Дворец дожей» из коллекции барона Генри де Ротшильда. Один из самых знаменитых видов Венеции, созданный художником в период расцвета творческих сил, оценивается в 8–10 млн фунтов. Антонио Морасси, составитель полного каталога работ Гварди, описывая картину, говорит о «раскаленном свете, переливающемся розовыми, зелеными и голубыми тонами в причудливой игре красок».

Поклонникам импрессионизма стоит посетить торги Sotheby’s 23–24 июня в Лондоне: на продажу выставляется блестящая коллекция рисунков и живописи, в числе лотов – полотна Моне, Мане, Пикассо, Сислея, Миро. В частности, на вечерних торгах 23 числа будут представлены «Кувшинки» Клода Моне (эстимейт – 20–30 млн фунтов) и «Композиция с красным, синим и серым» одного из основоположников абстракционизма, нидерландского мастера Пита Мондриана (13–18 млн фунтов). «Цитаты» из работ Мондриана можно найти в коллекциях Ива Сен-Лорана и дома Hermès. А 24 июня стоит прицениться, например, к натюрморту «Груши и яблоки» Пьера Огюста Ренуара с эстимейтом 400–600 тыс. фунтов. Работа выполнена в характерной для мастера «перламутровой» манере, яркие, чистые цвета создают ощущение радости и полноты жизни.

Личное пространство

Нельзя не упомянуть о значимых торгах произведениями современного искусства. Так, 30 июня Sotheby’s в Лондоне предложит ценителям побороться за «3 этюда к портрету Джорджа Дайера» (эстимейт – 15–20 млн фунтов) Фрэнсиса Бэкона. В прошлом году работа Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» была продана на аукционе Christie’s за рекордные 142 млн долларов.

Еще один топ-лот торгов современного искусства – «Пространственный концепт» философа, художника и скульптора Лучо Фонтаны, автора «резаных» картин. Эстимейт – 350–450 тыс. фунтов. Считается, что после Малевича никто не осмеливался на столь радикальные преобразования холста. Почти все зрелые и поздние работы Лучо Фонтаны – скульптурные и живописные – называются одинаково: concetto spaziale. Очевидно, что автор не шутил над зрителем, а пытался решить одну большую задачу – добавить картине плоскости. Жанр, изобретенный Фонтаной, носит название «спациализм» от итальянского spazio – «пространство», «объем». Правда, самому мастеру больше нравилось американское звучание термина, space, означающее и космос, – неслучайно все разрезы и отверстия выходят на черный фон: художник приклеивал к подрамникам полоски черного бархата, «прорубая» окна в звездную бесконечность. «Я всегда считал себя первооткрывателем. Дыры, разрезы, отверстия – это мои открытия. В сущности, я освободил искусство. Вывел живопись из узких рамок картины, дал ей другую глубину, новое измерение», – утверждал сам мастер.

1 июля Christie’s выставит на торги культовую (и скандально известную) «Мою кровать» Трейси Эмин – звезды группы «Молодые британские художники». Инсталляция являет собой вполне стандартную неубранную кровать, где художница провела две горьких недели после разрыва с молодым человеком. Вокруг постели в художественном (в данном контексте это правомерное определение) беспорядке разбросаны предметы одежды, пустые бутылки, окурки и прочий мусор. «Кровать» планируется продать за 0,8–1,2 млн фунтов. Это, кстати, не первая «Кровать», которую Трейси выставляет на торги: предыдущая ушла с молотка за 770 тыс. долларов.

Пожалуй, рассказом о дорогих кроватях логично завершить обзор летних торгов – в конце концов, любой день, пусть и наполненный новыми впечатлениями, оканчивается в постели. Иногда, как в случае с последними лотами, – достаточно дорогостоящей. ‘

Атлас

Материалы по теме



Софья Корепанова
27.06.2014

Источник: SPEAR'S Russia №6(39)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз







Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.