Зачем главе Группы «КапиталЪ Управление активами» коллекция рукописей


Лучшим русским драматургом Сергей Михайлов считает Гоголя, а вот Чеховские пьесы не кажутся ему достаточно хорошими. Председатель совета директоров Группы «КапиталЪ Управление активами» много знает про национальный театр и собирает прижизненные издания лучших драматургов. Он рассказал Алине Проскуряковой, почему «популярное коллекционирование» – живописи, автомобилей, китайского фарфора – проигрывает в долгосрочной перспективе менее очевидным темам.

26.04.2013




Сергей Михайлов


Доктор экономических наук, профессор, член совета директоров ОАО «Лукойл», ИФД «КапиталЪ», ОАО «Спартак» – перечень постов и должностей Сергея Михайлова очень длинный, а рабочий календарь расписан на год вперед. При этом он часто ходит в театр, много читает – библиотека занимает комнату московского дома в Серебряном Бору – и ежедневно бегает полтора часа. А еще – коллекционирует. Картины старой Москвы Владислава Рябова, швейцарские часы, предметы военного гардероба (в прошлом Михайлов – полковник Советской армии) и французское вино – в своем доме на Лазурном Берегу: перевозка портит благородный вкус. Но одно собрание совершенно уникально. Это коллекция прижизненных изданий драматургов самых старых русских театров – Александринского, Малого и МХАТа. Все книги на русском, ничего иностранного и церковного – чтобы можно было читать. Хотя коллекционные издания Михайлов не читает (жалко) – только пролистывает. «Смотришь на них, думаешь, и сразу хочется узнать историю создания текста, перечитать репринт». Он удивляется, что ни внуки Качалова, ни племянники бывшего директора Малого театра Головина, ни последователи Чехова и Станиславского не собрали такую библиотеку: «Недосуг было, не додумались, распродали в тяжелые времена – не знаю, почему не собрали».

В переговорной ИФД «КапиталЪ» сейчас хранится «транзитная» часть коллекции, но и в ней – прижизненный Чехов, «Мертвые души» 1846 года, Бунин с автографом автора. Есть в этом шкафу и просто редкие книги, например «Москва реконструируется». Внутри – по-старому объемные черно-белые фотографии центральных улиц и проспектов. О такой Москве мечтали в 1938 году. Мы долго сравниваем, как было и как стало. На иллюстрациях – люди будущего в своих отдельных квартирах, как живые. «Раньше прорисовывали фотографии», – объясняет Михайлов. Издание открывается портретами Сталина, Микояна и Кагановича. Было выпущено всего 5500 экземпляров – для специалистов, но к нашему времени осталось несколько штук: серия сильно пострадала из-за того, что портреты вождей, фотографии и схемы Москвы вырезались. Они часто становились украшением домашних интерьеров. «Видите пометку карандашом? Эксперты нумеровали страницы, чтобы определить фактическое число листов. Эта книга редкая по замыслу, и видно, что архитектурой занимались исключительно грамотные люди, способные видеть на 30 лет вперед. Они сделали много, а останься в живых, могли бы сделать еще больше». Сергей Михайлов вынимает из шкафа книгу с похожим названием – «Реконструкция Киева», в ней – «историческая перечень сего города, также показания жителей», изданная на 100 лет раньше. Фотографий еще не было, весь план реконструкции – текстом на голубоватых от времени страницах.

Собирание картин Сергей Михайлов считает ленивым коллекционированием. Книги требуют времени и целеполагания, ведь мало прочесть купленную книгу. «После того как ты ее хорошенько узнал, будешь долго читать о том, что ее окружало, – о времени, авторе, пытаться понять, что было у него в голове и в душе. Вот Чехов – любил ли он на самом деле театр? Любил ли на самом деле жену? Почему писал такие грустные пьесы? Это и есть самое интересное».

Все книги под ключом, ключ у секьюрити, секьюрити – большой эксперт в области букинистики и периодики Алексей Наумов. С его подачи Михайлов и взялся собирать прижизненные издания русских драматургов. Собрание книг одного автора называет как инвес­тор – портфелем. Базовый портфель Чехова, к примеру, содержит около 50 книг. «Меня всегда интересует, сколько таких портфелей еще ходит по рынку. Предположим, мои эксперты и брокеры выясняют, что пять. И я покупаю все пять. Они формируют спекулятивную часть коллекции, а я становлюсь царем горы и командиром цены».

Стоимость экземпляра варьируется от 2 до 300 тыс. долларов. Ценность определяется не только редкостью, но и природой появления книги на рынке. Книги по архитектуре и москвоведению не выпускались для библиотек и массового читателя, серии от 30 до 300 экземпляров предназначались исключительно для специалистов. «Думаю, на горизонте 5 лет моя коллекция способна дать 50-процентный прирост годовой стоимости – то есть через 5 лет все это будет стоить в 2,5 раза дороже».

Старая Москва маслом, правильный и чистый русский язык… Михайлов любит дореволюционную Россию и говорит, что никогда не купил бы «Черный квадрат». А в России – наши корни. «Охота знать, кто ты есть. Моему социалистически-капиталистическому поколению этого всегда недоставало, легко было потерять память. Легко стать гражданином мира, но ведь ты зачем-то родился здесь. Жизнь дана, чтобы разобраться – зачем». Он уверен, что скоро в России сложится цивилизованный рынок букинистики, а люди, обладающие денежными ресурсами, станут аккумулировать раритеты менее очевидные, чем картины и машины. «Литература требует более глубоких знаний, много времени и хороших консультантов. Да и сам рынок посложнее. Картину легко купить – хоть по телефону, хоть на открытой выставке».

Расскажите о рынке прижизненных изданий крупных авторов, как он выглядит в России и за рубежом?

За рубежом намного лучше развита система аукционов, но я пока покупаю только в России. Там дороже, потому что количество вывезенных за рубеж библиотек совсем невелико. В смутное время мало кто думал спасать книги – везли с собой в основном драгоценности. Вообще аукцион мне не слишком интересен. Лучше влиять на цену, формировать ее. Настоящий коллекционер и спекулянт умеет покупать дешевле и продавать дороже. Процесс формирования и совершенствования коллекции подразумевает, конечно, избавление от чего-то не очень нужного в пользу чего-то звездного или необходимого.

Какова стандартная процедура поиска и приобретения нужного предмета коллекции?

Есть трейдеры, которые находят нужные вещи. Бывает, сам отправляю их к обладателям дорогих библиотек, где, по моим ощущениям, есть правильные книги. Бывает, хожу в букинистические магазины на Арбате и на Мясницкой. Сравнить котировки, да и просто интересно. Брожу, смотрю, нюхаю, трогаю… Но самые ценные издания находятся все же в частных коллекциях – не систематизированные, не структурированные и не содержащиеся в должных условиях. Из библиотек и музеев я не покупаю – это воровство. Кстати, друзья и родственники теперь всегда знают, что мне дарить. Жене и дочери так прямо заявляю, какую книгу хочу получить на день рождения. А что, они же не стесняются заказывать мне машины и драгоценности.

Легко ли владельцы библиотек расстаются со своими книгами?

Нелегко. Никто из них не руководствуется чисто меркантильными интересами, но – нужны деньги, негде хранить. Ради того, чтобы книга попала в хорошие руки, готовы даже пренебречь выгодой, бывает, не слишком дорого и продают. Они прекрасно понимают историческую ценность своих книг, знают, откуда каждая появилась в доме, сколько лет она здесь живет, где стоит и сколько раз ее перемещали. Часто относятся к ней как к живому существу, это же память о близких. У меня вот не может быть, к сожалению, такого сакрального чувства: не получил в наследство коллекции. Так что имеет смысл им платить, но не имеет смысла переплачивать.

Сколько процентов составляет брокерская надбавка в этом бизнесе?

Примерно пять процентов. Зависит от тех усилий, которые приходится затратить, чтобы заполучить нужный экземпляр.

А подделки? Как строится экспертиза?

Вот (Сергей Михайлов вынимает из папки сертификат Федерального архивного агентства – заключение о подлинности прижизненного издания Бунина с автографом и дарственной надписью на французском языке). Кроме того, есть музеи, библиотеки и просто эксперты, которым я по известным причинам доверяю, а они по тем же причинам не могут мне врать.

Сейчас в вашем собрании свыше 2000 книг, для коллекции с четко определенной темой это очень много. Сколько времени еще потребуется, чтобы собрать все, что вы хотите?

Думаю, не больше полугода. Самоощущение и позицию любого коллекционера определяет понимание рынка. Я точно знаю, как он выглядит и что с ним можно сделать.

Зачем вы купили эту подборку фотографий иностранных актеров? (Перебираю папку с подписанными фотографиями 17-летнего Леонардо Ди Каприо, молодого Жерара Депардье, других звезд Голливуда.)

Просто так, потому что это шоу-бизнес, а театр – тоже шоу-бизнес. Отдал за нее совсем немного, тысяч 20 долларов. Никакого здравого смысла в этой торговле нет. Владелец оценивает не столько вещь, сколько свою к ней привязанность. Да и покупатель торгуется исходя из собственного понимания того, сколько ему не жалко за эту книгу. Логики тут совсем мало. Но это все про историю. Вот, например, знаете, что здесь было в конце XIX века (показывает на Москву-реку, формирующую величественный вид из окна, – 16-этажное здание ИФД «КапиталЪ» стоит в самом красивом месте Краснопресненской набережной)? Алексей, неси нашу карту околотков Москвы. Вот, смотрите: болото. И на месте Белого дома было болото. Разве не интересно про все это узнавать?


Материал опубликован в SPEAR’S Russia #4(27) под заголовком “Родная речь”

Атлас

Материалы по теме



Алина Проскурякова
26.04.2013

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (1)

AHSMAPDJXQ 15.01.2014 06:58

We've arvreid at the end of the line and I have what I need!


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Изнанка провидца

08.12.2023 Savoir Vivre HNWI

13
 

Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-­джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из  багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.