Торг уместен

Аукционы ноября - декабря


Ноябрь для арт-рынка будет на редкость урожайным: на торги произведениями модернизма и современного искусства выставляются десятки выдающихся лотов из частных коллекций, которые никак нельзя упустить. А в начале декабря все истинные поклонники русской живописи соберутся в Лондоне – ведь впереди зимние торги с Шишкиным, Левитаном и прочими, дорогими нашему сердцу мастерами. Самые значимые аукционы сезона – в обзоре Софьи Корепановой.

12.11.2015




Василий Ситников. Автопортрет с воронами у Кремля, 1970.


Начало зимы – время Русских недель в Лондоне. Дважды в год – в июне и декабре – здесь совершаются сделки, определяющие весь рынок русского искусства. Основные покупатели – русские: действительно, западному коллекционеру купола и осенние высохшие луга мало что скажут. Поклонникам же родных осин будет за что побороться: четыре аукционных дома – Christie’s, Sotheby’s, Bonham’s и MacDougall’s представляют всю палитру от Шишкина до Ситникова.

Правда, прошлые, июньские русские торги с выручкой 21,1 млн фунтов нельзя назвать удачными: хотя с молотка ушло около 60% выставленных работ, часть топ-лотов остались непроданными – за них предлагали суммы меньше эстимейта, – а результаты оказались самыми слабыми за десять лет. К тому же прямо перед аукционом Sotheby’s снял с торгов полотно Айвазовского «Вечер в Каире» – российское бюро Интерпола сообщило, что картина украдена. Самым дорогим лотом стало полотно Зинаиды Серебряковой «Спящая девочка» – за него отдали сумму, в восемь раз превышающую эстимейт (5,9 млн долларов). В целом же эксперты отмечают, что полотен таких популярных мастеров, как Айвазовский, на рынке довольно много, цена на них достигла верхнего предела, а платить ее покупатели из России с учетом валютной ситуации не стремятся. Впрочем, декабрь покажет, сохранилось ли такое положение дел.

Родные просторы

Christie’s проведет свой аукцион «Шедевры русского искусства» 30 ноября. На торги попадут произведения из выдающихся частных коллекций. Среди них «Автопортрет с воронами у Кремля» Василия Ситникова, подаренный художником итальянскому коллекционеру Франко Миелле. Эстимейт этой яркой работы – 70–90 тыс. фунтов. Купола и соборы – один из любимейших объектов художника, он писал их бесчисленное количество раз. Еще один лот – «Портрет Великого Князя, позднее Императора Николая I (1825–1855) верхом» Джорджа (Георга) Доу из частной голландской коллекции. В 1820-х годах мастер жил в Санкт-Петербурге и писал портреты участников Отечественной войны 1812 года – известны его портреты Кутузова, Барклая-де-Толли и прочих знаменитых ветеранов. Помогали ему в этом русские художники, в том числе крепостной живописец Александр Поляков. Бытует мнение, что многие полотна с подписью Доу принадлежат кисти Полякова, причем Доу еще и недоплачивал ему жалованье. Поляков стал свободным художником лишь в 1833-м. В то время Доу уже не было в живых; в последние годы жизни мастер был обласкан Николаем I – тот пригласил его на коронацию и назначил первым художником своего двора. Портрет будущего царя оценили в 100–150 тыс. фунтов. Стоит обратить внимание и на полотно «Под снегом №18» Ильи и Эмилии Кабаковых. Карандашный рисунок из частной американской коллекции оценивается в 180–250 тыс. фунтов.

В тот же день, 30 ноября, Christie’s проведет торги шедеврами декоративно-прикладного искусства. Здесь можно присмотреться к группе редких фарфоровых статуэток из серии «Народы России» Императорского фарфорового завода (эстимейты лотов из частной бельгийской коллекции варьируются от 15 до 30 тыс. фунтов). Коллекция дома Саксен-Кобург-Гота представила значимую подборку произведений Фаберже, включая презентационные бовенитовые каминные часы, украшенные серебром и позолотой. Лоты оцениваются в 6–60 тыс. фунтов. Наконец, на торгах будет представлен императорский презентационный позолоченный портсигар Фаберже, украшенный гильошированной эмалью, принадлежавший первому французскому авиатору, авиаконструктору-новатору Леону Морану. Эстимейт – 40–60 тыс. фунтов.

Sotheby’s вступит в игру в первый день зимы. Аукционный дом собрал значительное число качественных работ из частных собраний, никогда ранее не выставлявшихся на торги. Среди них редкое произведение мастера парадного и камерного портрета Дмитрия Левицкого – «Портрет княгини Варвары Голициной», датированный 1779 годом. Впервые на торгах появляется «Зима в Абрамцево» Валентина Серова – художник изобразил резиденцию своего покровителя Саввы Мамонтова. Стоит упомянуть «Рамаяну» Бориса Григорьева, акварель «Купчиха» Бориса Кустодиева. Портрет дочери Айдан кисти Таира Салахова – блестящий образец гения портретиста – оценен в 250–350 тыс. фунтов, «Псково-Печерский монастырь» Сергея Виноградова – в 80–120 тыс. фунтов. Кроме того, с молотка планируется продать более 250 работ Натальи Гончаровой и ее супруга Михаила Ларионова из выдающейся коллекции семейства Лефебр-Фуане, в том числе эскизы костюмов и декораций к балетам Дягилева, интерьерные зарисовки и наброски.

В этот же день пройдут и торги произведениями декоративно-прикладного искусства. Заслуживают отдельного упоминания шкатулки, которые изготовили для Николая II соперники Карл Ган и Карл Фаберже. Остальные лоты – произведения мастерской Фаберже из частных собраний, в том числе эмали и иконы в окладах.

2 декабря – очередь MacDougall’s, единственного в Лондоне аукционного дома, который специализируется исключительно на русском искусстве. На торги попадут, в частности, несколько произведений Исаака Левитана: стартовая цена его «Половодья» – 250–350 тыс. фунтов. Иван Шишкин, милый сердцу каждого, у кого в детстве была дача или деревня, представлен жизнерадостным полотном «Сосновый лес», его эстимейт – 400–600 тыс. фунтов. Есть и портрет кисти Константина Сомова: меланхолический «Отдых на закате» эксперты оценили в 180–250 тыс. фунтов. Кстати, именно MacDougall’s решился вторгнуться в расписание лондонских русских торгов и пустил с молотка искусство советского периода не в декабре или июне, а в октябре. Причем торги оказались весьма успешными: игривый женский портрет кисти Александра Дейнеки «За занавеской» ушел с молотка за 2,25 млн фунтов.
Тогда же, 2 декабря, свои торги проведет четвертый (и последний) участник традиционной русской недели – дом Bonhams. Он выставит на продажу «Марокканского мальчика» Зинаиды Серебряковой и «Пейзаж с двумя охотниками» Ивана Похитонова. «Марокканский мальчик» фигурировал и на прошлых, июньских русских торгах: он был продан за 182 тыс. фунтов.

Отметим, что на момент сдачи номера в печать список топ-лотов русских торгов был еще не до конца сформирован, так что коллекционерам стоит следить за наполнением каталогов.

Незабытое и новое

Большой мир живет не только русскими торгами. 10 ноября в Нью-Йорке Christie’s в рамках аукциона «Послевоенное и современное искусство» выставит на продажу гигантского «Паука» Луизы Буржуа. Его многотонной родственницей с нежным именем Maman москвичи могли полюбоваться нынешней осенью в «Гараже». Цена сообщается по запросу, ориентировочно она составляет 25–35 млн долларов. Также на торгах будет представлено еще одно перфорированное произведение Лучо Фонтаны из серии «Смерть бога» – на сей раз оно лучезарно-желтое. «Четыре Мэрилин» Энди Уорхола оцениваются примерно в 40 млн долларов, «Бригадир» Люсьена Фрейда – в 30 млн. На аукционе также будут представлены работы Сая Твомбли и Кристофера Вула.

11 ноября Sotheby’s приглашает на нью-йоркские торги послевоенным и современным искусством. С молотка среди прочего уйдет «Без названия» классика абстрактного экспрессионизма Джоан Митчелл (700 тыс. – 1 млн долларов), творения Александра Колдера, Роберта Мазервелла, Морриса Луиса и Ли Краснер (жены Джексона Поллока; ее «Птичья беседа» оценивается в 500–700 тыс. долларов).

На следующий день состоится продолжение – торги исключительно современным искусством. На них будут представлены работы Роя Лихтенштейна, Роберта Индианы, Герхарда Рихтера. У «Современной картины с добавлением желтого» Лихтенштейна, оцененной в 1,5–2 млн долларов, весьма интересная история: некогда она была частью коллекции экс-директора банка Santos Эдемара Сида Феррейры. В 2006 году банкира посадили в тюрьму за махинации, но перед этим он сумел спасти от конфискации свою коллекцию искусства, которую оценивают в 30 млн долларов. Картины были контрабандой вывезены за рубеж, по документам их стоимость была ничтожной (например, Лихтенштейн и Хоакин Торрес-Гарсия в сумме стоили якобы 180 долларов). В 2008 году Лихтенштейн оказался на торгах Sotheby’s в Лос-Анджелесе, где полотно и изъяли представители Агентства национальной безопасности США. Другой значимый лот – «Жара» одного из крупнейших современных американских мастеров Кеннета Ноланда (1,5–2 млн долларов).

12 ноября Christie’s в Нью-Йорке проведет вечерние торги произведениями импрессионизма и модернизма. Эстимейты впечатляют: за динамичные «Желтые ирисы на фоне розовых облаков» Клода Моне планируется выручить 6–8 млн долларов, за лаконичные, словно светящиеся изнутри «Яблоки на скатерти» Поля Сезанна, находившиеся в частной японской коллекции, – 7–10 млн. «Деревья на краю дороги» того же Сезанна, последние 50 лет бывшие частью выдающейся американской коллекции, воздушны и легки, карандаш изящно оттенен акварелью. Эстимейт – 400–600 тыс. долларов. «Зеркало мира» Рене Магритта – собственность знатной дамы, эстимейт – 3–5 млн долларов – объединяет два ключевых для творчества мастера мотива: зеркальную поверхность и обнаженное женское тело. Впоследствии этот сюжет нашел развитие в серии из шести полотен 1946 года. Картина, находившаяся в одной коллекции с 1985 года, выставляется на торги впервые. Умиротворяющий «Синий воздух» Марка Шагала оценили в 6–8 млн долларов. Ценителям также предлагается побороться за два полотна Пабло Пикассо – «Сидящий мужчина (Марди Гра)» оценен в 6–9 млн долларов, в эту же сумму обойдется его «Графин». Наконец, на торгах будет представлена двухчастная лежащая деревянная фигура Генри Мура, ее эстимейт – 7–10 млн долларов.

17 и 18 ноября в Лондоне Sotheby’s проведет аукцион британского современного и послевоенного искусства – здесь можно прицениться к таким вновь открытым шедеврам, как двойной портрет Люсьена Фрейда, изобразившего себя вместе с первой женой Китти (600–800 тыс. фунтов), и тройной портрет «Отец с двумя сыновьями» поклонника индустриальных сюжетов Лоуренса Стивена Лори (1,5–2 млн фунтов). Кроме того, с молотка планируется продать произведения скульптора-абстракциониста Линна Чедвика, а также Генри Мура, Уильяма Робертса, Уильяма Тернбулла и Стэнли Спенсера.

Акцент вновь сместится на заокеанское искусство 18 ноября. В этот день Sotheby’s распродает в Нью-Йорке очередную, американскую часть коллекции Альфреда Таубмана, бывшего владельца аукционного дома. Таубман был великолепным специалистом по американской живописи, визионером, который сумел предсказать успех нескольких значимых авторов XIX–XX столетий. Выбор впечатляет: на торгах будет представлен «Великолепный закат во Флориде» участника «школы реки Гудзон» Мартина Джонсона Хеда эстимейтом – 7–10 млн долларов, воздушный акварельный «Красный адмирал» Чарльза Берчфилда (600–800 тыс. долларов), «Портрет Ланселота Аллена» Джона Сарджента эстимейтом 800 тыс. – 1,2 млн долларов и многое другое – в том числе полотна Реджинальда Марша и Чарльза Демута.

19–20 ноября Sotheby’s приглашает погреться в Латинскую Америку: в Нью-Йорке пройдут торги современной живописью этого региона. Разумеется, не обошлось без Фернандо Ботеро, специалиста по полновесным красотам и, по собственному признанию, «самого колумбийского из колумбийских художников». Его семейный портрет оценили в 1,2–1,8 млн долларов. Стоит обратить внимание на работы Хоакина Торреса Гарсиа, Хесуса Рафаэля Сото, стремившегося, как и Александр Колдер, внести в искусство больше реального движения, Вифреда Лама и мастера фантастики и мистики Леоноры Каррингтон. Ее «Жонглер» был продан на торгах Sotheby’s в 2008 году за 780 тыс. долларов, нынешний эстимейт полотна – 1,5–2 млн долларов. 



Софья Корепанова
12.11.2015

Источник: SPEAR'S Russia #11(53)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз







Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.