Сто вопросов к «мета» по-взрослому


Метавселенные – новое и пока еще слишком сложное для широкого понимания явление техносферы, вопросов к которому явно больше, чем ответов. Формулируя наиболее важные, Руслан Юсуфов пытается ответить хотя бы на часть из них.

21.10.2022





Как и на многое в нашей жизни, существует определенная мода на технологии. Если прошлый год проходил под флагом искусственного интеллекта, позапрошлый был годом блокчейна, то явным лейтмотивом 2022-го стали метавселенные.

По-настоящему тема взлетела, когда Марк Цукерберг объявил, что Facebook будет превращаться в метавселенную, а сама компания в 2021 году была переименована в Meta 1.

Важно отметить, что в данный момент у Facebook 1 довольно низкие показатели вовлеченности молодых людей: если еще десять лет назад процент присутствия подростков на платформе составлял более 94%, то сегодня их менее 27%. При этом вовлеченность молодежи у TikTok гораздо выше. И Facebook пытается повторить свой удачный опыт, когда платформа смогла стать той соцсетью, которая открыла Web 2.0. Сейчас компания пытается «пере­изобрести» себя, чтобы не оказаться на задворках истории.

Шаги основателя Facebook подстегнули рост интереса участников рынка к теме: венчурные инвесторы начали активно вкладываться в развитие метавселенных. Стартапы, которые занимались компьютерными играми, социальными сетями или сайтами знакомств – да чем угодно, – все как один занялись мета­вселенными. Студия по VR-разработке теперь метавселенная, девайс виртуальной реальности – тоже метавселенная. В связи с этой модой на технологические прорывы мы, как обычно, ждем, что все поменяется и все будут жить в новом мире.

Пузырь ли это? Судя по всему, да, метавселенные – это очередной пузырь. Точно такой, как был с криптовалютой и рынком ICO в 2017 году. Сейчас настало время формирования такого вот пузыря вокруг метавселенных и невзаимозаменяемых токенов NFT.

Если гипотеза о пузыре метавселенных верна, то, по неминуемой логике вещей, он обязательно рано или поздно лопнет. Но это вовсе не означает конца истории. Важно понимать, что даже после схлопывания пузыря на рынке остаются компании и новые бизнес-модели, которых раньше не существовало. Так, например, произошло с пузырем доткомов, который просуществовал с 1995 по 2001 год. Сдувшись, он оставил многих инвесторов с огромными убытками и даже ни с чем. Но после него «в наследство» остались социальные сети, которыми все мы активно пользуемся до сих пор, а также электронная торговля. А кроме того, он вывел такие компании, как Amazon, eBay и PayPal, на верхние строчки корпоративных рейтингов.

Скорее всего, нечто подобное произойдет и на этот раз – теперь с метавселенными. Попробуем разо­браться, к чему может привести­­­ нынешний­­­ связанный с ними ажиотаж.

Рассмотрим развитие метавселенных в рамках длинного горизонта планирования – десять и более лет. Внутри идеи существует множество не до конца нам сейчас понятных взаимодействий: с одной стороны, это про виртуальную, или дополненную, реальность; с другой – про геймификацию процессов и компьютерные игры. А еще – это про виртуальные пространства, которые пользователь может создавать внутри цифрового мира. И тут возникает вопрос: будет ли это одна метавселенная, несколько или у нас будет их очень много и мы в итоге придем к тому, что каждый одновременно будет жить в нескольких мирах?

В любом случае, если эти миры появятся, все мы – люди, организации, государственные органы – станем взаимодействовать как-то иначе. В виртуальных мирах мы будем по-другому общаться, по-другому работать, по-другому развлекаться и проводить свободное время. Поэтому, с одной стороны, метавселенная открывает безграничные возможности для новых взаимодействий, дает шанс быть кем угодно. С другой – скорее всего, мы принесем туда все проблемы сегодняшнего дня, связанные с рисками кибербезопасности и утечками персональных данных.

Дотянуться до зумера

Интересный факт: сегодня выросло поколение людей, для которых цифровые артефакты имеют большее значение, чем ценные вещи физического мира. Эти люди с большей вероятностью купят новый скин для игрового персонажа в виртуальной игре за вполне реальные деньги, чем пойдут в условный ЦУМ за условной сумкой известного бренда, который олицетворял статусность для предыдущего поколения.

Поэтому бренды понимают, что, во-первых, их потребители могут устареть вместе с ними. А во-вторых, что открывается гигантский рынок для новых товаров и новых каналов сбыта. И победит тот, кто сможет выстроить процессы создания и доставки востребованного контента очень изощренной и не совсем понятной аудитории миллениалов, зуммеров и, в перспективе, поколения альфа.

Именно поэтому Nike покупает компанию по производству цифровых кроссовок. Это новый товар. Плюс, продавая цифровые кроссовки, компания вообще не ограничена своими физическими возможностями, поскольку может дотянуться до любого человека в мире, у которого есть интернет.

За последний год кто только если не сходил, то анонсировал свой приход в метавселенную. Так, JPMorgan открывает в виртуальном пространстве свое банковское отделение, а Gucci покупает виртуальную землю и строит на ней свой бутик. Одна из крупнейших публичных библиотек, Амброзианская библиотека в Милане, совместно с картинной галереей Pinacoteca Ambrosiana в апреле 2022 года анонсировала свой приход в Web3-пространство с проектом The Visi. Чуть раньше, осенью 2021 года, аукционный дом Sotheby’s запустил NFT-платформу Sotheby’s Metaverse.

Часто подобные шаги объясняются попыткой следовать за хайпом, желанием собрать публикации в СМИ и показать, что ты не древний, как мамонт, а молодежный, модный и технологичный. В конце концов, чего не сделаешь, чтобы добраться до новой, молодой аудитории.

Лакомый кусок

Меж тем для традиционного бизнеса выход в метавселенную – это колоссальный вызов. Может сложиться так, что их аудитория расколется на «старых», которые проигнорируют новое виртуальное пространство, и «молодых», которые с радостью войдут в цифровые миры, где их ждут другие герои, другие сервисы, другие бизнесы.

Поэтому для условного банка здесь возникает масса нетривиальных вопросов. От того, а как, собственно, ему интегрироваться в эту метавселенную, до – надо ли стоить собственную метавселенную банка или создавать свое «представительство» внутри «чужой» виртуальной площадки, к которой можно подойти и заказать услугу в физическом мире.

Примером может служить компания McDonald’s, которая зарегистрировала цифровые товарные знаки. Сеть планирует сделать так, чтобы посетитель метавселенной в процессе виртуальной жизни оформлял заказ, который привозил бы ему на дом курьер уже в реальном мире, потому что физическое тело тоже необходимо питать.

Здесь возникает и вопрос о том, а какими деньгами будет расплачиваться клиент. Если виртуальными, то тогда нужна соответствующая финансовая система внутри этой метавселенной. И подобных вопросов появляется множество.

Тем не менее уже сейчас этот рынок – лакомый кусок пирога, который бизнес вряд ли захочет упустить. И пусть еще рано говорить о приходе в метавселенные как о массовом явлении, но отдельные проекты уже сейчас привлекают гигантские венчурные инвестиции в свое развитие.

Например, британский стартап по распределенным пространственным вычислениям Hadean создаст инфраструктуру для метавселенной. Для этого он привлек 30 млн долларов. В число инвесторов попали разработчик компьютерных игр Epic Games и китайский холдинг Tencent.

В известной мере это проявление той самой моды на технологии, о которой было сказано выше. То, что сегодня в тренде, привлекает внимание всех. Любой боится выпасть из этой «модной» обоймы, смотрит на соседей справа и слева и рассуждает так: нам тоже надо хотя бы заявиться в этой теме.

Поэтому сегодня в метавселенные идут банки, ретейлеры, автопроизводители, модные бренды одежды. Компания Samsung Electronics запустила виртуальную игровую площадку Space Tycoon в метавселенной Roblox. Не остаются в стороне и звезды: аватар певицы Майли Сайрус стал первым цифровым гостем метавселенной Gucci Beauty в Roblox. С каждым днем таких примеров становится только больше.

Вопросы без ответа

Однако, что бы мы ни предполагали, как бы ни фантазировали на тему будущего метавселенных, уже сейчас возник ряд вопросов, четких ответов на которые пока нет.

Допустим, действительно будет метавселенная имени Марка Цукерберга. Но как в этом случае будет регулироваться защита пользовательских данных?

У Facebook и до этого были большие проблемы с доверием пользователей, когда он продавал данные Cambridge Analytica, которые использовались в предвыборной кампании Дональда Трампа в 2016 году.

А если за целым виртуальным миром будет стоять один человек, где гарантия, что злоупотребления прекратятся?

Или, например, что будет, если Марк Цукерберг сойдет с ума? И не получится ли так, что в этом мире приближенные к его владельцу будут получать больше возможностей для реализации? Не войдем ли мы в так называемый «режим бога», который будет лично принимать решения в отношении населения метавселенной?

Вопрос другого порядка: а кто же будет стоять за метавселенными? Возможна ли глобальная метавселенная, которой будет владеть некая мега-IT-корпорация? Или она должна быть децентрализована и принадлежать самим пользователям, чтобы избежать всевозможных рисков, связанных с геополитическими изменениями? В таком случае эти живые люди могут решить, что внутри их общей метавселенной нет никаких правил и никакие государственные или правоохранительные органы ничего не могут никому запретить. Возможно ли это? И если да, то как в такой ситуации бороться с рисками?

Такие же вопросы есть по поводу идентификации личности в метавселенных, где кто угодно может быть кем угодно. Нас уже сейчас не волнует, кто и как выглядит физически. Мы привыкли к аватарам, к цифровому собеседнику с картинкой вместо лица, маскам в TikTok и фильтрам в Instagram 2.

Пандемия окончательно вывела всех в цифровое пространство, и все превратились в квадратики в Zoom. Люди научились коммуницировать в онлайне, решать деловые вопросы, делать покупки.

В действительности мы не знаем, кто или что стоит за квадратиком – настоящий человек или искусственный интеллект. А уже через десять лет станет неважно, кто стоит за аватаром панды или цветочка, потому что это будет нормой.

В этой связи появляются новые вопросы, с которыми мы пока не сталкивались. Например, как ограничить контент 18+ в ситуации, когда ты не знаешь, сколько лет пользователю – ребенок он или взрослый, потому что и ребенок, и взрослый в одинаковом костюме панды?

На все эти и многие другие вопросы нам только предстоит найти ответы. Но как бы ни сложилось будущее метавселенной, она уже здесь, с нами.


1 Facebook и Meta признаны экстремистскими и запрещены в России.
2 Instagram признана экстремистской и запрещена в России.


Руслан Юсуфов – футуролог, управляющий партнер MINDSMITH



21.10.2022

Источник: WEALTH Navigator


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз