Расставить точки над ИИ
Заменит ли искусственный интеллект финансистов?
Вероника Жукова – о потенциале самой горячей технологии, опытах ее практического применения в западных банках и мнении ChatGPT о конкуренции с людьми.
Мнения: предвзятый ИИ и скучный рынок будущего
Этой осенью две разные организации – Ассоциация международных инвестиционных консультантов и Национальная ассоциация участников фондового рынка – отдельно друг от друга провели собственные деловые конференции для профсообщества. Темы центральных сессий совпали: все обсуждали, кто побеждает в соревновании между финансовыми советниками и искусственным интеллектом. Дискуссию о том, а началась ли вообще такая гонка в инвестиционном мире, уже никто не ведет. Всем очевидно, что да.
Мнения, как всегда, разделились. С одной стороны оказались те, кто считает, что технологии не заменят ценность человеческого общения и что искусственный интеллект, особенно большие языковые модели (large language models – нейросети вроде ChatGPT), научился у человека далеко не только хорошему – известны случаи, когда ИИ, например, отказывал в кредитах представителям социальных меньшинств. С другой стороны прозвучали высказывания, что у нейросетей есть все шансы заменить часть финансовых посредников, как это уже постепенно происходит с профессиями водитель, юрист, сценарист и другими.
Ярко высказался глава набсовета Мосбиржи Сергей Шевцов, заявив, что развитие ИИ, в частности робоэдвайзинга, может убить «брокеридж»: «Раньше мы ходили покупать билеты на самолет в киоск, а сейчас у нас есть выходы на агрегаторы. Поэтому возможности интернета, обработки данных и искусственного интеллекта очень сильно поменяют ландшафт – рынок станет скучным, место для неэффективности станет гораздо меньше. …И, как холодильник будет заказывать молоко вместо человека, так же… инвестиционные решения будут приниматься по финансовому плану, адаптированному к конкретному человеку».
Кейсы: личный фонд на блокчейне и предсказание сроков сделки
А что говорят зарубежные коллеги? На конференции в Лондоне, тоже прошедшей осенью и тоже посвященной ИИ в финансовой сфере, обсуждения были более прагматичные: сошлись на том, что искусственный интеллект – это реальность, в которой мы живем, и с ней нужно работать. Представители ведущих мировых институтов рассказали, как они внедрили ИИ-технологии и с какими вызовами столкнулись.
Меня лично порадовали два кейса. Первый – инвестиционной компании Franklin Templeton. Коллеги планируют структурировать свои фонды на блокчейне и уже работают над тем, чтобы на базе ИИ давать клиентам советы по управлению капиталом в реальном времени. Компания стоит на том, что будущее управления благосостоянием – за блокчейном и максимально персонализированными решениями.
Второй кейс – банка BNY Mellon. Они разработали систему предиктивной аналитики для торговых расчетных операций, что позволило сэкономить миллионы долларов. Сделки с ценными бумагами, которые не удается завершить вовремя, могут заблокировать капитал, и клиенты могут столкнуться со штрафами за несвоевременное завершение сделок на различных рынках. Созданное решение от BNY Mellon позволяет предсказывать, будет ли сделка завершена в срок. Это дает клиентам достаточно времени для решения возможных проблем с контрагентами и успешного завершения сделок.
Исследования: новые wealth-навигаторы финансового лабиринта
На обложке последнего отчета BCG – маяк. Авторы рассуждают о новой волне вызовов индустрии wealth management, о том, на что ориентироваться и куда двигаться игрокам.
Что касается географических ориентиров, то здесь аналитики BCG прогнозируют, что через пять лет первым по активам офшорным центром станет Гонконг, на третье место поднимется Сингапур. Рост их значимости ставит перед традиционными площадками много вопросов, и не последние из них – вопросы технологий.
Самый большой потенциал роста доходов исследователи видят в области применения ИИ для финансового консультирования. Генеративный искусственный интеллект может выполнять задачи CIO, создавая инвестиционные идеи и проверяя их на соответствие распределению средств и риск-аппетиту клиента. Из моего опыта, российские игроки в индустрии wealth management так далеко пока не заглядывают: волна шоков, связанных с геополитикой и регулированием, продолжает испытывать многих брокеров и управляющие компании на прочность, поэтому инвестировать в долгую сейчас сложнее, чем когда-либо.
Решения: как применяют ИИ в финансовой индустрии уже сейчас
1. Внутренний центр знаний и клиентский сервис
Считается, что зумеры могут удерживать непрерывное внимание на чем-либо не более восьми секунд. Теперь представьте, что зумеры выросли (хотя они уже вообще-то 18+, но все еще молоды) и пошли работать в большие финансовые институты, где процессы постоянно и детально меняются, а их нарушение приводит к убыткам и поэтому требует повышенной концентрации от сотрудников. ИИ помогает избежать здесь проблем. С его помощью систематизируются внутренние знания компании, создается удобный навигатор, который с полуслова может понять запрос и предложить решение сотруднику банка. Пока он не заменяет человека полностью, но подсказывает ему оптимальные ответы. Так работает помощник Juno в одном из крупнейших банков Норвегии – DNB.
2. РегТех и предотвращение мошенничества
Системы, способные предотвращать попытки мошенничества, в финансовой сфере существуют уже давно. Но традиционные прогностические модели сегодня уже не справляются с масштабами мошеннических действий. Киберпреступники применяют алгоритмы машинного обучения, каждый раз используя все новые методы обмана цифровых компаний.
Как с этим борются? КлИИн клИИном вышибают. Так, например, немецкая компания RegTech Hawk AI предлагает банкам и платежным компаниям технологии AML и предотвращения мошенничества. Компания уже привлекла 17 млн долларов в рамках серии B в этом году. По словам представителей Hawk AI, в 2022 году объем потерь от мошенничества в США превысит 41 млрд долларов, а на быстрорастущих рынках за последние 12 месяцев уровень мошенничества увеличился на 37%. В связи с этим финансовые организации постоянно вынуждены совершенствовать свои инициативы по мониторингу транзакций и проверке клиентов для защиты своего бизнеса.
3. Wealth-tech решения
ИИ помогает клиентам сокращать издержки по управлению капиталом: он отвечает за ребалансировку портфеля и подбирает аналитику для принятия решений. В ближайшем будущем GenAI сможет предлагать собственные инвестиционные идеи и показывать, что будет с портфелем в плане эффективности и риска, если добавить в него ту или иную бумагу. Вопрос о том, сможет ли ИИ заменить личное общение с сотрудником, остается спорным.
Выводы от ChatGPT
Очевидно, ИИ должен привести к демократизации сферы wealth management – грамотное управление капиталом станет общедоступным. Первый шаг в эту сторону уже сделан: ИИ уравнял между собой и гигантов рынка, и стартапы. И те и другие внедряют передовые технологии, только крупные компании предпочитают собственные разработки, в то время как новые и небольшие игроки чаще прибегают к уже готовым решениям.
А точного ответа на вопрос, сможет ли все-таки ИИ полностью заменить финансовых консультантов, никто, конечно, дать не может. Я спросила у ChatGPT. Его ответ: «Искусственный интеллект (ИИ) имеет потенциал изменить область финансов и финансового консультирования, но заменить полностью финансовых консультантов, вероятно, не получится. Вместо этого ИИ может стать мощным инструментом, который поможет финансовым консультантам улучшить качество своей работы и предоставить более точные и информированные советы своим клиентам».
Кажется, несмотря на прогнозы алармистов, ИИ все же на нашей стороне. Если он, конечно, еще не научился блефовать.
Вероника Жукова, исполнительный директор Wealth IQ Solutions
Источник: WEALTH Navigator
Личные, но пока нелюбимые
Личные фонды задумывались как замена некогда популярным у состоятельных россиян трастам, потерявшим былую привлекательность после введения санкций. «Упаковать» в такой фонд можно практически что угодно: компании, недвижимость, автомобили, ценные бумаги и прочее. Размышляя о том, почему личные фонды так и не стали пока полноценной альтернативой трастам, Александр Пергушев подмечает предпосылки, которые могут изменить ситуацию.
Войти в долю
Глеб Тимошенко – о месте долевого страхования жизни в структуре решений для сохранения, приумножения и наследования капитала.
Не IPO единым
Андрей Русецкий – о трансформации механизма pre-IPO в новых условиях и его перспективах.
Человек звучит в центре
В конце прошлого года Сбер представил новую трехлетнюю стратегию, в центре которой находится человек с его целями и потребностями. В середине мая компания «СберСтрахование жизни» рассказала о квартальных результатах работы в рамках новой концепции «человекоцентричности». WEALTH Navigator выслушал и записал некоторые подробности.
Не IPO единым
Андрей Русецкий – о трансформации механизма pre-IPO в новых условиях и его перспективах.
Человек звучит в центре
В конце прошлого года Сбер представил новую трехлетнюю стратегию, в центре которой находится человек с его целями и потребностями. В середине мая компания «СберСтрахование жизни» рассказала о квартальных результатах работы в рамках новой концепции «человекоцентричности». WEALTH Navigator выслушал и записал некоторые подробности.
Накопить на мечту и заработать
В ближайшие годы российскому рынку накопительного страхования жизни предстоит глубокая трансформация, которую начала «СберСтрахование жизни». Компания, следуя стратегии человекоцентричного подхода, меняет условия по программам страхования жизни, делая их более ликвидными. Специально для WEALTH Navigator Ольга Монахова рассказала о расширении предложения по программам премиального медицинского обслуживания.
Неустойчивое развитие?
Вероника Жукова – об академических сомнениях в пользе инвестиций воздействия и решительном настрое западных практиков, а также о трудном выборе источников финансирования, который встает перед создателями российских стартапов.
Оставить комментарий