Сергей Попов
Директор галереи pop/off/art
Очередная история из мира больших денег в искусстве – рекорд стоимости произведения Дэвида Хокни, достигнутый на аукционе Christie’s в ноябре уже прошлого года, – может быть рассмотрена как одно из исторически значимых событий, которое задает поворот самой истории искусства. 90 миллионов долларов за живописную картину «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» 1972 года – это новый рекорд цены для живого художника. Он более чем в полтора раза перекрывает предыдущий аналогичный рекорд – то были 58 миллионов долларов за скульптуру «Оранжевая собака» Джеффа Кунса – и более чем в три раза превышает прежний рекорд на картину самого Хокни (28,5 миллионов). Сообщая тем самым следующее: конкуренция в поле современного искусства растет, ставки в ней повышаются, возможности конвертации цены при жизни художника могут опережать даже смелые прогнозы аналитиков. Ведь еще относительно недавно таких денег мог стоить только лучший Пикассо. А до того – лучший Ван Гог (из находившихся в частных руках, само собой). Теперь наступила очередь лучшего Хокни.
То, что эта работа из категории the one and only, является, с моей точки зрения, определяющим фактором небывалой цены. По мнению многих специалистов, это именно лучшая, важнейшая работа художника, помимо нескольких, включенных в коллекции музеев (как, например, хрестоматийный «Большой всплеск» в собрании Tate). Недаром на недавней ретроспективе в той же Tate она была вынесена на обложку каталога. Она связана с личной историей – на ней изображен тогдашний любовник Хокни художник Питер Шлезингер. Сюжет картины – можно сказать, образцовый для художника, то, за что его, собственно говоря, любят и ценят: бассейн с плывущей под водой фигурой, точное, именно портретное изображение второй фигуры на краю бассейна, широкомасштабный пейзажный фон. Картина большого формата, сложная по композиции (художник работал над ней около года), красивая по цвету, гедонистичная по мотиву, с безупречной и впечатляющей историей владения: она была в собрании Дэвида Геффена, известного коллекционера, легендарного музыкального продюсера.
По поводу небывалой цены аналитики рынка искусства предполагают что-то вроде сговора, но наиболее правдоподобной выглядит версия о фиксированной при помощи аукциона сумме, при которой все стороны, включая посредника, остаются полностью удовлетворенными, а главное – покупатель, заплативший столь значительные деньги, получает больше гарантий, чем при заключении частной сделки, пусть и с несколько меньшей суммой. Ведь предыдущий аукционный рекорд Хокни не обеспечивал его рынку такой уверенности. Теперь новым покупателям можно смело указывать на прецедент. Он же задет перспективу для рынка крупнейших фигуративных живописцев старшего поколения в мире, в число которых входят не только Герхард Рихтер и Ансельм Кифер, Франц Гертч и Эд Рушей, но и наши Илья Кабаков и Эрик Булатов.
Однако важно не путать причину со следствием: какие бы силы и договоренности не стояли за данной покупкой, в центре этой истории – несомненный шедевр одного из крупнейших ныне живущих художников, одновременно связанного и с английским, и с американским рынком и мировоззрением. Про Хокни неоднократно говорили , насколько он недооценен. Переступив порог 80-летия, он продолжает не просто активно работать, но и динамично эволюционировать, изобретать новые форматы изображения (такими стали в равной мере и его видеоинсталляции, и напечатанные в шелкографической технике рисунки для iPad). Ретроспективные выставки в важнейших музеях мира (Tate, Центр Помпиду, Метрополитен) не просто «состоялись»: они вызвали огромную зрительскую активность, очереди на вход и толпы в залах. Документальные фильмы о художнике собирают, пусть и скромную, кассу в кинотеатрах и демонстрируются по телевидению во всем мире. Феномен Хокни стал убедительным аргументом в пользу того, как высоко может быть оценен художник, не следующий за общепринятыми трендами и не претендующий быть революционером-авангардистом в искусстве, но скромно решающий вопросы построения пространства и цвета в картине, которой он, в числе прочих, позволяет оставаться актуальным явлением.
Источник: PBWM.ru
Левые и правые технологического спектра
Руслан Юсуфов спорит с Марком Андриссеном, Сэмом Альтманом, Сундаром Пичаи и Брайаном Чески, предсказывает протесты новых луддитов и пытается понять, «каким будет столкновение идеального видения будущего ИИ с реальностью его реализации».
Нагоняет ужасы
Новые технологии не только добавляют удобства в нашу жизнь, но и таят потенциальные опасности. Автоматизация и искусственный интеллект, нейросети и биотехнологии – каждый виток прогресса сопряжен с новыми рисками. WEALTH Navigator узнал у представителей IT-индустрии, какие угрозы они считают наиболее серьезными.
Удачно слиться
Алексей Куприянов – о том, почему растет роль консультантов в структурировании сделок и какую добавленную ценность приносят своим клиентам инвестбанкиры.
Как потерять клиента
Виталий Дашин задумывается о том, к какому беспорядку может привести идеальный порядок, и вспоминает несколько историй из своей банковской карьеры в Швейцарии и Лихтенштейне.
Мера всех вещей
Коллекционер Денис Химиляйне и галерист Сергей Попов соглашаются и спорят друг с другом о том, как понять значимость искусства, выясняют, зачем они занимаются своим делом, сравнивают Герхарда Рихтера с Васей Ложкиным, метеоритами и костями динозавра и обсуждают рациональный альтруизм, отсутствие вторичного рынка и свое влияние на положение вещей в арт-мире.
Аукционный марш быков и минотавров
Ксения Апель напоминает о значимости и стоимости Пикассо не для того, чтобы в очередной раз напугать ценами, а чтобы привлечь внимание к его доступности. Вернее, к доступности его керамики и графики.
Самоидентификация. Дорого
Большинство состоятельных коллекционеров покупают искусство, не думая об этом как об инвестиции. Далеко не все из них согласятся с мыслью, что это вообще имело какой-то финансовый смысл. Однако арт-рынок намерен расти, а хайнеты готовы тратить. Где, как и зачем они это делают, изучали в совместном исследовании Art Basel и UBS.
О времени арт-рынка
Валерия Колычева размышляет об инвестиционной привлекательности произведений искусства, проверяет на прочность идею о том, что при правильном подходе арт-рынок обыгрывает фондовый по потенциальной доходности, и Измеряет «справедливость» аукционных результатов в мысленном эксперименте.
Очень большая малая энергетика. Часть вторая
В продолжении своего большого интервью владелец ярославской инжиниринговой группы ПСМ («Промышленные силовые машины») Андрей Медведев рассказывает WEALTH Navigator о будущем децентрализованного энергоснабжения и объясняет, как наступившая эпоха рынка качественного производителя и его личный невротизм заставят компанию расти и сделают его миллиардером.
Левые и правые технологического спектра
Руслан Юсуфов спорит с Марком Андриссеном, Сэмом Альтманом, Сундаром Пичаи и Брайаном Чески, предсказывает протесты новых луддитов и пытается понять, «каким будет столкновение идеального видения будущего ИИ с реальностью его реализации».
Экономика и венчур. О чем писали в блогах
Финансы стремительно токенизируются, новые цифровые активы так или иначе используют почти все финансовые организации, установили исследователи GDF. Ценность сети – будь то блокчейн или нетворкинг – в количестве участников, напоминает предприниматель Джейсон Розенталь. Сэм Альтман из OpenAI полюбил разговаривать с компьютером после запуска новой языковой модели. Венчурный капиталист Чамат Палихапития исследует, как меняется роль медиа и их влияние на потребителей. Автор «Глобального неравенства» экономист Бранко Миланович вспоминает издания, которые он любил читать в разные периоды жизни, и сокрушается, что в нью-йоркском метро уже не встретишь человека с газетой.
Экономика и венчур. О чем писали в блогах
Инвесторы и исследователи размышляли, как государствам регулировать искусственный интеллект, чтобы соблюсти социальную справедливость и избежать усиления неравенства. Экономисты прощались с отцом поведенческой экономики, нобелевским лауреатом Даниэлем Канеманом, который умер 27 марта в возрасте 90 лет. Другой нобелевский лауреат, Жан Тироль, посмотрел на риски и возможности криптовалют беспристрастным взглядом экономиста. А гуру менеджмента Ицхак Адизес написал в своем блоге о простых радостях.
Оставить комментарий