Make art, not war
Арт Зона 798 или Ишуцюй – место, которое не без оснований претендует на то, чтобы быть китайским SoHo. Это северо-восток Пекина, километры галерей, арт-лавок и шоурумов – в непосредственной близости от аэропорта Шоуду. Можно заехать сюда во время длительной пересадки между рейсами, вот только вы рискуете попасть под обаяние узких увитых улиц, камерных арт-пространств и больших имен современного искусства и пропустить самолет, считает Анна Черноголовина.
Когда-то здесь была гигантсткая индустриальная зона Дашаньцзы – 156 заводов, возведенных как часть «Плана Социалистической Унификации», который Китай и СССР составили вместе. Только один завод, электронного оборудования, строили немцы, потому что ни в КНР, ни в Союзе не было таких технологий. Особенностью архитектурного проекта был функциональный дизайн, максимум естественного освещения, минимум теней (все окна направлены на север – прим. Spear’s Russia), – и эти особенности потом с успехом использовали художники и галеристы. Во всем здании, пожалуй, только изречения из красной книжицы Мао на стенах, напоминали о том, что в стране строят коммунизм. Маоистские надписи сохранились до сих пор и являются составной частью длинного ангара 798 Space – «сердца» арт-зоны.
В 70-ых заводы выпускали практически «все, что угодно»: военные компоненты отсюда отправлялись в Северную Корею; громкоговорители, которые здесь выпускались, устаналивали на Площади Тяньаньмэнь – скорее всего они еще работали во время разгонов протестов 4 июня 1989 года; акустика шла на нужды партии, в частности, для Зала Народного Собрания.
Самым крупным был завод 798 – его номер и унаследовала арт-зона. Но в 1980-ых годах наступило время Политики реформ и открытости, то есть предприятия массово лишали господдержки: в результате завод постепенно пришел в упадок – руководству ничего не оставалось, как кормить своих работников и пенсионеров, сдавая в аренду заводские площади.
Таким образом, в Дашаньцзы постепенно стали перебираться художники и галеристы: коммунистическая партия современное искусство не одобряла, а просторное и дешевое место на окраине Пекина и эстетика в стиле Баухауз вполне соответствовало их статусу.
В 2000-м году декан Скульптурного факультета Суй Цзяньго перенес сюда свою студию; открылось издательство Timezone 8 Art Books техасца Роберта Бернела – олицетворение западной экспансии в Китай. Место облюбовали граффитисты и скульпторы, которые и сегодня возводят скульптуры в духе социализма, отчасти напоминающие персонажей в красных галстуках Цзэн Фаньчжи, – на 798 достаточно мест, где визитеру нужно включить режим панорамной съемки, чтобы заснять все великолепие.
Одновременно появлялись модные клубы, например культовый Vibes, кафе и рестораны – считается, что лучшие средиземноморские блюда в Пекине можно попробовать в местном Yi House; а за крафтовым пивом от американских экспатов и местных экспатов нужно ехать в Ram Brewpub. Здесь – до своего заключения под арест после очередного конфликта с коммунистической партией – держал не только свою мастерскую, но и ресторан самый известный художник-диссидент Китая Ай ВейВей, который в 2011 году занял первое место в списке самых влиятельных арт-персон мира по версии The Times.
Вход во все галереи бесплатный, соответственно принципу «искусство должно быть доступным для всех» – проблема только в одном: в большинстве этих мест нельзя снимать. Впрочем, одновременно проходит много привозных выставок – от Пикассо до ксилографических работ японских художников в стилистике укие-э, включая работы Хокусая. За международное великолепие, естественно, приходится платить, но пекинцы, образующие очереди за билетами, которые растягиваются вплоть до входа в арт-зону, делают это с удовольствием.
Каждую осень в арт-зоне проходит Beijing Design Week – обязательное к посещению событие, которое собирает более 2 тыс. дизайнеров и профессионалов индустрии. Выставляться здесь – почетно, это равносильно признанию. Несмотря на весь этот калейдоскоп галерей и мероприятий многие в Пекине до сих пор считают, что на Арт Зоне 798 до сих пор создают нечто военное и секретное – одно производственное помещение до сих пор действует. Что ж, это только добавляет месту атмосферности.
Точки сборки
• В 2007 в арт-зоне 798 открылся UCCA: Центр современного искусства Ullens основали бельгийские коллекционеры Гай и Мириам Улленсы, увлеченные китайским искусством. 1500 работ современных художников – фото, видео, инсталляции – все эти плоды многолетних трудов занимают 8 тыс. кв. м, и грозят превратить ваш визит из планируемого двухчасового в дневной.
• Beijing Tokyo Art Projects – одна из старейших художественных галерей. Открылась в 1950 году в Токио, а в 2002 году – в 798. Первой привезла в Азию работы Джексона Поллока и Ива Кляйна. Хотя японское посольство выглядит как серая шестиэтажная крепость, и как будто бы своим внешним видом отражает непростые отношения между Японией и Китаем, галерея космополитична целиком и полностью.
• Farschou Foundation. Частный фонд с коллекцией современного искусства, старается представлять самых известных мировых художников – Ай Вейвея, Луизы Буржуа, Габриэля Ороско. Относительно новый, открылся в 2011 году и постоянно пополняется.
Экономика образов
Галерея pop/off/art, которая давно ассоциируется с Винзаводом, открыла второе пространство, на этот раз в центре Москвы. Ее основатель Сергей Попов рассказал WEALTH Navigator о том, кого, где и кому он теперь собирается показывать, объяснив заодно, может ли интерес к современному искусству служить экономическим индикатором, каким модам следуют сегодняшние коллекционеры, как развиваются события в противостоянии реализмов и концептуализмов и что призваны делать художники, а что – галеристы.
Кого и почему поддерживают через «вечные фонды»
Людмила Пантелеева — о разнице в предпочтениях благотворителей-миллиардеров и филантропов «из народа».
Изнанка провидца
Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.
Уникальная коллекция удивительного человека
Ксения Апель – о Сэмюэле Йозефовице, собирателе невероятной по уровню и разнообразию коллекции искусства, распродажа которой на торгах Christie’s в эти месяцы стала одним из главных сюжетов аукционного мира.
«Линия» на песке
Представьте себе город, плотность жителей в котором почти в девять раз выше, чем в самом густонаселенном московском районе Зябликово (265 тыс. человек на 1 км² против 30,5 тыс.). Город необычной формы расположен в одном из наиболее жарких мест на Земле, в нем нет автодорог, личный транспорт под запретом. Урбанистический кошмар? Нет, напротив, прообраз человекоцентричных городов будущего, невиданный в истории пример абсолютной энергоэффективности и максимального комфорта для жителей, отвечают власти Саудовской Аравии.
Блюдо дня в А-Клубе: черная уточка
Где бы вы ни были – в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи или Красноярске, – черная уточка, символ А-Клуба, укажет на лучшие места для завтрака, встречи с бизнес-партнерами или ужина с семьей. По мнению многих экспертов, в том числе из Frank RG, А-Клуб предоставляет своим клиентам лучший сервис private banking. Поэтому А-Клуб рекомендует тех, кто показывает такой же высокий уровень сервиса.
Окнами на Глобальный Юг
Среди архитектурных и урбанистических проектов, которые привлекают внимание профессионального сообщества, с каждым годом все больше примеров из развивающихся стран. Удивляться этому не надо, потому что именно в них присутствует огромный спрос на качественную среду, а растущая экономика создает условия для его адекватного удовлетворения. Лидерство уже давно и уверенно держит Китай – как по количеству ярких и сильных решений, в первую очередь в области общественной и коммерческой архитектуры, так и по уровню их реализации. Но и другие регионы не стоят на месте. WEALTH Navigator отобрал несколько интересных проектов из стран БРИКС, которые отметились за последние два-три года в списках финалистов и победителей различных международных архитектурных премий.
Дворец на набережной Круазет
Пятизвездочный Hotel Barrière Le Majestic Cannes расположен в Каннах на набережной Круазет всего в 200 м от знаменитого Дворца фестивалей и конгрессов, где каждый год в мае проходит Каннский кинофестиваль. Отель стал его партнером в первый же год, в 1946-м, и с тех пор принимает у себя кинозвезд и всех других участников престижного киносмотра, устраивает им вечеринки и кинопоказы в своем отельном кинотеатре, ублажает, подшивает наряды, погружает в волшебный, беззаботный мир люксового гостеприимства. Наталья Роно рассказывает, почему городу Каннам и Каннскому фестивалю без Le Majestic никак не обойтись.
Экономика образов
Галерея pop/off/art, которая давно ассоциируется с Винзаводом, открыла второе пространство, на этот раз в центре Москвы. Ее основатель Сергей Попов рассказал WEALTH Navigator о том, кого, где и кому он теперь собирается показывать, объяснив заодно, может ли интерес к современному искусству служить экономическим индикатором, каким модам следуют сегодняшние коллекционеры, как развиваются события в противостоянии реализмов и концептуализмов и что призваны делать художники, а что – галеристы.
Уникальная коллекция удивительного человека
Ксения Апель – о Сэмюэле Йозефовице, собирателе невероятной по уровню и разнообразию коллекции искусства, распродажа которой на торгах Christie’s в эти месяцы стала одним из главных сюжетов аукционного мира.
Ставка на партнерство
Работа с состоятельными клиентами, востребованная ими персонализация предложений, переход на новый уровень партнерства – приоритеты букмекерской компании «Лига Ставок». Не ограничившись запуском первой на рынке программы лояльности «Привилегия» и введением института персональных менеджеров, компания в уходящем году организовала серию мероприятий для VIP-клиентов. Это один из инструментов, благодаря которым «Лига Ставок» хочет стать для состоятельной аудитории больше, чем просто букмекером, раскрыть новые грани сотрудничества. И такой посыл, похоже, находит отклик у премиальных клиентов: гостей мероприятий, организованных «Лигой Ставок», в летнем спортивном сезоне можно было видеть на земле, на воде и в воздухе.
От карнавала к науке
Ксения Апель – о двух французах, творчество которых определило не только XVIII век, но и последующие столетия – создателе нового жанра Антуане Ватто и философе-просветителе, «отце» арт-критики Дени Дидро.
Оставить комментарий