«Линия» на песке
Представьте себе город, плотность жителей в котором почти в девять раз выше, чем в самом густонаселенном московском районе Зябликово (265 тыс. человек на 1 км² против 30,5 тыс.). Город необычной формы расположен в одном из наиболее жарких мест на Земле, в нем нет автодорог, личный транспорт под запретом. Урбанистический кошмар? Нет, напротив, прообраз человекоцентричных городов будущего, невиданный в истории пример абсолютной энергоэффективности и максимального комфорта для жителей, отвечают власти Саудовской Аравии.
Через несколько лет пустынные земли и горные хребты на северо-западе королевства, от Красного моря вглубь Аравийского полуострова, прорежет прямой, как стрела, 170-километровый футуристический город, целиком помещенный за зеркальный фасад. Его название отражает форму: Line – «Линия». Высота конструкции, изображения которой немедленно воскрешают в памяти кадры фантастических фильмов о будущем человечества, составит полкилометра, ширина – 200 метров.
Такая форма – отражение нового подхода к планированию и использованию городского пространства, перехода от традиционной горизонтальной структуры, когда город расширяется от центра к окраинам, к более эффективной, по мысли авторов проекта, вертикальной структуре. Эти планы озадачили некоторых урбанистов. Одни полагают, что город будет похож на гигантский каньон с темнотой на нижних уровнях. Другие отмечают, что города испокон веков разрастались по концентрической модели, расходясь от исторического центра к периферии, как круги по воде, и в этот естественный ход вещей не может безболезненно быть интегрирована новомодная вертикальная структура.
Границами города станут два параллельных ряда 500-метровых небоскребов. Между ними разместятся жилые пространства, офисы и вся полагающаяся современному городу инфраструктура (школы, университеты, стадионы, больницы, парки, опера и музеи, полицейские участки). Передвигаясь не только по горизонтальной, но и по вертикальной оси, жители «Линии» смогут добраться до любого городского объекта максимум за 5 минут. Единственным видом транспорта в мегаполисе будет общественный. Поезда смогут разгоняться до 510 км/ч, и на то, чтобы пересечь весь город, уйдет 20 минут.
Ориентированная по оси запад – восток для максимально полного использования солнечного света, «Линия» станет городом с нулевыми выбросами. Энергия для него будет поступать исключительно из возобновляемых источников. Фасад из зеркальных панелей поможет поддерживать комфортный микроклимат в городе, что немаловажно для района, где температура воздуха нередко поднимается выше 40 °С.
Традиционный город членится на районы, и в «Линии» они тоже будут. Арабский мегаполис будет поделен на 135 модулей, каждый из которых сможет принять 80 тыс. жителей. По планам к 2030 году население «Линии» составит 1 млн человек, к 2045-му – 9 млн, что подразумевает 25-процентный прирост нынешнего населения Саудовской Аравии (35 млн человек).
Впрочем, к этим (и любым другим) прогнозам и обещаниям в случае с «Линией» следует относиться довольно осторожно. Информации о ходе проекта, за исключением пресс-релизов от реализующей его саудовской государственной компании, нет. Недаром журналисты издания Middle East Eye были вынуждены анализировать снимки с китайского спутника дистанционного зондирования Земли, чтобы удостовериться: по данным на май 2023 года, в районе строительства шли земляные работы. Разглядеть что-то подробнее не удалось.
Очевидно, что анонсированный график строительства «города мечты» выдержать не удается. В октябре 2021 года Надми Аль-Наср, гендиректор проекта «Неом» (о нем – далее), в интервью Bloomberg уверял: первые жители заселятся в «Линию» в 2024 году. Сейчас понятно, что с новосельем придется повременить: на сайте проекта говорится, что первые модули «Линии» будут построены между 2026 и 2030 годами.
Территория опережающего развития по-арабски
Строительство линейного города – часть амбициозного инфраструктурного мегапроекта «Неом», который оценивается в 500 млрд долларов. Его идеолог и хедлайнер – наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман Аль Сауд, которого одни называют выдающимся реформатором арабского мира, а другие – выдающимся же прожектером.
Анонсированный в 2017 году проект «Неом» направлен на диверсификацию экономики главного мирового экспортера нефти, улучшение инвестиционного климата и социальную модернизацию королевства. На сайте проект назван ни много ни мало акселератором прогресса человечества.
Этот проект – одно из практических воплощений государственной программы Vision 2030 по экономической и социальной трансформации Саудовской Аравии, способ преодолеть «сырьевое проклятие». В планах наделить Неом статусом свободной экономической зоны. В интервью Bloomberg несколько лет назад Мухаммед бен Салман Аль Сауд оценил экономический эффект проекта «Неом» к 2030 году в 100 млрд долларов.
Технологический хаб разместится в провинции Табук – именно в этих пустынных местах, по уверению здешних жителей, Моисей 40 лет водил евреев. На площади, равной территории Бельгии, кроме «Линии», построят аэропорты, морской порт, первоклассные курорты, в том числе горнолыжные. Тем самым Саудовская Аравия рассчитывает потеснить Дубай в роли главного курорта исламского мира.
Участвовать в проекте «Неом» приглашены иностранные компании. Но пока их отношение к арабской инициативе довольно сдержанное. Во-первых, попадающая в публичный доступ информация о деталях и сроках реализации проекта весьма скудна и противоречива, недостатка нет разве что в красочных рекламных буклетах, довольно неконкретно расписывающих преимущества этой инициативы. Во-вторых, строительство «прекрасного мира будущего» на отдельно взятой территории сопровождается скандалами разного рода, связанными с пертурбациями в королевской семье Саудовской Аравии, насильственным отселением нескольких десятков тысяч человек из тех районов, где пройдет «Линия», стычками местных племен с силами правопорядка. После убийства в саудовском посольстве в Стамбуле журналиста Джамаля Хашогги, критика политики Эр-Рияда, из руководящих структур проекта «Неом» вышли несколько именитых участников, включая британского архитектора Нормана Фостера.
Источник: WEALTH Navigator
Эндаументы мирового масштаба
Составляя специально для WEALTH Navigator ренкинг крупнейших мировых эндаументов, Людмила Пантелеева среди прочего напоминает полудетективную историю фонда мормонов, деньги из которого расходовались отнюдь не на богоугодные начинания, и объясняет, как элитный жокейский клуб превратился в главного благотворителя Гонконга.
Союз EXEED и интернета
За ближайшее десятилетие автомобили изменятся больше, чем за весь прошлый век. Индустрию стремительно трансформируют новые технологии и онлайн-сервисы. Один из убедительных примеров происходящих изменений – флагман бренда, Новый EXEED VX.
Экономика образов
Галерея pop/off/art, которая давно ассоциируется с Винзаводом, открыла второе пространство, на этот раз в центре Москвы. Ее основатель Сергей Попов рассказал WEALTH Navigator о том, кого, где и кому он теперь собирается показывать, объяснив заодно, может ли интерес к современному искусству служить экономическим индикатором, каким модам следуют сегодняшние коллекционеры, как развиваются события в противостоянии реализмов и концептуализмов и что призваны делать художники, а что – галеристы.
Кого и почему поддерживают через «вечные фонды»
Людмила Пантелеева — о разнице в предпочтениях благотворителей-миллиардеров и филантропов «из народа».
Блюдо дня в А-Клубе: черная уточка
Где бы вы ни были – в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи или Красноярске, – черная уточка, символ А-Клуба, укажет на лучшие места для завтрака, встречи с бизнес-партнерами или ужина с семьей. По мнению многих экспертов, в том числе из Frank RG, А-Клуб предоставляет своим клиентам лучший сервис private banking. Поэтому А-Клуб рекомендует тех, кто показывает такой же высокий уровень сервиса.
Окнами на Глобальный Юг
Среди архитектурных и урбанистических проектов, которые привлекают внимание профессионального сообщества, с каждым годом все больше примеров из развивающихся стран. Удивляться этому не надо, потому что именно в них присутствует огромный спрос на качественную среду, а растущая экономика создает условия для его адекватного удовлетворения. Лидерство уже давно и уверенно держит Китай – как по количеству ярких и сильных решений, в первую очередь в области общественной и коммерческой архитектуры, так и по уровню их реализации. Но и другие регионы не стоят на месте. WEALTH Navigator отобрал несколько интересных проектов из стран БРИКС, которые отметились за последние два-три года в списках финалистов и победителей различных международных архитектурных премий.
Дворец на набережной Круазет
Пятизвездочный Hotel Barrière Le Majestic Cannes расположен в Каннах на набережной Круазет всего в 200 м от знаменитого Дворца фестивалей и конгрессов, где каждый год в мае проходит Каннский кинофестиваль. Отель стал его партнером в первый же год, в 1946-м, и с тех пор принимает у себя кинозвезд и всех других участников престижного киносмотра, устраивает им вечеринки и кинопоказы в своем отельном кинотеатре, ублажает, подшивает наряды, погружает в волшебный, беззаботный мир люксового гостеприимства. Наталья Роно рассказывает, почему городу Каннам и Каннскому фестивалю без Le Majestic никак не обойтись.
Оставить комментарий