Картинки с выставок


В мае на арт-рынке начинается активный сезон торгов – он продлится до середины июля. Безусловный гвоздь сезона – июньская Russian Art Week в Лондоне. Софья Корепанова предлагает прицениться к топ-лотам, а заодно узнать, на кого еще кроме признанных гениев стоит обратить внимание.

20.05.2014




Василий Верещагин. Жемчужная мечеть в Агре. Конец 1870-х - начало 1880-х


В рамках Russian Art Week Sotheby’s приглашает сразу на три тематических аукциона: 2–3 июня пройдут торги «Шедевры русского искусства», «Русское искусство» и «Русское декоративно-прикладное искусство, Фаберже и иконы». Как следует из названия, самые яркие лоты появятся в первом акте: это лучшие произведения из коллекции Конфедерации творческих союзов, преемника Союза художников СССР. Картины, за которые можно будет побороться 2 июня, хорошо показывают, что происходило в русской живописи 1910–1920-х годов. Топ-лоты: «Месильщики теста» Михаила Ларионова, примитивиста, одного из основоположников русского авангарда и создателя «лучизма» – первого абстрактного течения в России (эстимейт – 800–1200 тыс. фунтов), «Дети с зонтами» участника «Бубнового валета» Аристарха Лентулова (эстимейт – 600–800 тыс. фунтов), а также «Голова крестьянина» Казимира Малевича – тоже 600–800 тыс. фунтов. На торгах «Русское искусство» стоит обратить внимание на элегантный «Портрет дамы» Константина Маковского (150–200 тыс. фунтов) и «Боэми, вождь племени Авунгура» Александра Яковлева с эстимейтом 50–70 тыс. фунтов. Портрет этот, как и почти 300 других экзотических работ, Яковлев привез из «Черного круиза», организованного автомобильной компаний Citroёn в 1924–1925 годах. Коллекция наброс­ков и картин принесла художнику орден Почетного легиона.

Наконец, жемчужина декоративно-прикладной коллекции Sotheby’s – серебряная шкатулка в виде головы богатыря из «Руслана и Людмилы». Поклонникам серебра и пушкинского шедевра придется отдать 350–500 тыс. фунтов.

Стоит упомянуть и два шедевра Фаберже, которые Bonhams выставит на русские торги 4 июня, – это изящный «Ландыш» из золота, нефрита и бриллиантов в вазе из горного хрусталя (эстимейт – 200–300 тыс. фунтов) и фигурка «Мещанки», выполненная с использованием оникса, лазурита и сапфира (300–500 тыс. фунтов). Топ-лотами же живописной коллекции Bonhams станут «Огни мира» Николая Рериха – они оцениваются в 800–1200 тыс. фунтов – и «Натюрморт с фрук­тами и цветами» Владимира Давидовича Бара­нова-Россине (за полотно планируют выручить 700–900 тыс. фунтов).

Фаворитами русских торгов Christie’s станут две работы Василия Верещагина – «Жемчужная мечеть в Агре» (эстимейт – 1–1,5 млн фунтов) и «Портик церкви XVII века в Ярославле» (эстимейт – 300–500 тыс. фунтов). Ни та ни другая не выставлялись на торги более 95 лет. В 1874 году Верещагин отправился в Индию, где оставался почти два года, собирая этнографический материал для готовящейся серии картин. «Жемчужная мечеть в Агре» написана им в парижской студии в конце 1870-х – начале 1880-х годов. Почти десятилетие спустя художник прокомментировал: «Я люблю мусульманские мечети: молитва проста и не менее торжественна, чем у христиан, но божество
у них не представляется ни кистью художника, ни резцом скульптора. Вы чувствуете, что Бог присутствует во время вашей молитвы, но где он? Пусть это откроет ваша душа».

Кроме того, на торгах Christie’s можно будет побороться за «Пейзаж с мостом, Кисловодск» Арис­тарха Лентулова (эстимейт – 1,5–2,5 млн долларов) и «Гималаи» из серии «Сикким» Николая Рериха (250–350 тыс. долларов).

Аукционный дом MacDougall’s, занимающийся исключительно русским искусством, выставит на торги Russian Week несколько ярких лотов. Среди них – невероятно динамичные, пронизанные светом «Сосны и березы» Михаила Ларионова (эстимейт – 700–1200 тыс. фунтов), поэтичная «Бухара. Восточный город» Павла Кузнецова (1,9–3 млн фунтов), а также «Мальчик с картузом, сидящий на стуле» Роберта Фалька – полотно оценивается в 800–1200 тыс. фунтов.

Иконы китча

Фавориты сезона определены, но нельзя забывать, что в мае пройдет серия очень заметных торгов совсем другой тематики. 14 мая в Нью-Йорке Sotheby’s выставит серию из шести автопортретов короля поп-арта Энди Уорхола. Полотна пойдут с молотка одним лотом, ожидается, что они будут проданы за 25–35 млн долларов. Автопортреты были созданы Уорхолом в 1986 году за несколько месяцев до смерти. Еще одним топ-лотом станет скульптура «Попай» Джеффа Кунса. Автор нашумевшей «Собаки из воздушных шариков» – самый дорогой современный художник (и один из самых эпатажных, несмотря на внешность брокера с Уолл-стрит, которым он в свое время и работал). Считается, что именно он придумал новый китч – и, судя по стоимости его работ, не прогадал.

В скульптуре легко узнается знаменитый моряк, любитель шпината и герой американских мультфильмов. Статуя из нержавеющей стали высотой 2,1 м была создана в 2009 году и никогда раньше не экспонировалась и не выставлялась на торги, ее эстимейт – 25 млн долларов. «История поп-арта начинается с “Попая” и им же заканчивается. Начиная с его первых репрезентаций Роем Лихтенштейном и Энди Уорхолом в 1960-е годы до трехмерной скульптуры Джеффа Кунса, созданной спустя полвека, этот американский герой всегда оставался настоящей иконой истории искусства и поп-культуры», – отмечает глава отдела современного искусства Sotheby’s Алекс Роттер.

Не отстает от конкурента и Christie’s: 13 мая в Нью-Йорке аукционный дом предложит вниманию пуб­лики два произведения Энди Уорхола: «Расовые беспорядки» (эстимейт – 50 млн долларов) и «Белая Мэрилин» (эстимейт – 12–18 млн долларов). На торгах будет и Джефф Кунс: знаменитый «Поезд» планируется продать за 25–30 млн долларов. Дополняют набор «Номер 5» Джейсона Поллока и «Три наброска к портрету Джона Эдвардса» Фрэнсиса Бэкона (в прошлом году триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» ушел за рекордные для открытых аукционов 142,4 млн долларов; в этот раз эстимейт – 80 млн).

Праздник ждет и поклонников искусства плаката: 21 мая Christie’s приглашает на аукцион винтажных постеров. Среди самых ценных – «Галоши Резинотреста» Владимира Маяковского и Александра Родченко. Эстимейт – 30–40 тыс. фунтов.

Ускользающая красота

За всем разнообразием предложений начала лета нельзя не заглянуть на лондонский Sotheby’s 22 мая. В рамках торгов британским и ирландским искусством аукционный дом выставит «Пандору» Данте Габриэля Россетти – считается, что это самое значительное произведение мас­тера из тех, что появлялись на торгах за последние годы. Моделью для Пандоры со шкатулкой в руках послужила вечная муза прерафаэлитов – Джейн Берден (Моррис). Возможно, художник изобразил ящик Пандоры неслучайно: как раз во время создания эскиза он был вынужден вскрыть гробницу своей жены, чтобы достать оттуда рукопись, и это, несомненно, произвело на него огромное впечатление, вызвав шквал воспоминаний и чувств. Впрочем, не стоит забывать (и картина явно об этом напоминает): когда ящик Пандоры был открыт и оттуда вылетели все бедствия мира, в нем осталась Надежда – самое страшное зло, как говорил Зевс. Эстимейт работы – 5–7 млн фунтов.

Звуки и буквы

Русское искусство, прерафаэлиты и contemporary art интересны не всем. Но это не значит, что покупать нечего. 20 мая Sotheby’s выставляет на лондонские торги коллекцию книг, нот и манускриптов, жемчужиной которой, без сомнения, станет 320-страничная партитура Симфонии № 2 Сергея Рахманинова. Этот единственный сохранившийся автограф великого произведения не демонстрировался публике около 100 лет и сейчас выставляется на торги с эстимейтом 1–1,5 млн фунтов.

Еще один музыкальный артефакт – страницы партитуры «Реквиема», написанные рукой Моцарта (эстимейт – 300–500 тыс. фунтов). А любители литературы и естественной истории оценят прочие лоты – в их числе фрагменты Библии Гутенберга, книги XV–XVI веков, оригинальное первое издание «Происхождения видов» Дарвина и другое.

Для поклонников Джона Леннона Sotheby’s выставляет на торги в Нью-Йорке большую коллекцию рукописей и рисунков музыканта, которые послужили основой для его книг In His Own Write и A Spaniard in the Works. В коллекции, пока принадлежащей издателю обеих книг, – 89 лотов стои­мостью от 500 до 70 тыс. долларов: это самое крупное частное собрание работ Леннона, когда-либо появлявшееся на рынке. Изюминка запланированных на 4 июня торгов – пародия Леннона на Шерлока Холмса – рукопись The Singularge Experience of Miss Anne Duffield. 

Атлас

Материалы по теме



Софья Корепанова
20.05.2014

Источник: SPEAR'S Russia №5(38)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз







Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.