Вирусная диджитализация
Одним из самых важных вторичных эффектов пандемии станет ускоренная диджитализация бизнеса. Это коснется всех, и об этом обязательно помнить инвесторам. Главa Sberbank Private Banking Евгения Тюрикова проанализировала для Spear's Russia текущую ситуацию и объяснила, как правильно работать со своими ожиданиями и на что обращать внимание в ситуации затянувшегося форс-мажора.

Из чего следует исходить, какие сценарии учитывать, принимая сейчас инвестиционные решения с любым возможным горизонтом?
Безусловно, основным драйвером рынков на протяжении последних месяцев стал именно COVID-19. После мартовского снижения к маю мы увидели достаточно сильный оптимизм, однако индексы по-прежнему значительно ниже пиковых уровней начала этого года. Зачастую рынками правит сентимент, и дальнейшая динамика индексов будет во многом определяться сроками возращения к нормальной жизни. К сожалению, на этом определенность заканчивается и дальше мы можем только строить сценарии и оценивать вероятность каждого из них.
Основной, то есть наиболее вероятный сценарий, на который сейчас ориентируются рынки, – это постепенное ослабление ограничений по миру в июне-июле при сохранении тех или иных мер до конца 2020 года с постепенным возращением к нормальной жизни в начале 2021 года. При этом важны не только сроки выхода из изоляции, но и то, с какой скоростью будут восстанавливаться экономика и корпоративные прибыли. Многое тут зависит от эффективности мер, предпринятых государствами по всему миру.
Для долгосрочного инвестирования вопрос тайминга не так важен, как то, в какой новый мир мы вернемся после снятия ограничений. Первую часть тезиса объяснить довольно легко.
Западные специалисты просчитали теоретический кейс наоснове индекса S&P 500 за последние 20 лет. В нем есть два инвестора с одинаковой суммой, каждый год оба вкладывают в рынок одну и ту же сумму, но один заходит в лучший момент года, а второй – в худший в течение 20 лет. В результате среднегодовая доходность успешного инвестора равна 9,16%, против 6,91% – у неуспешного. Всего 2,25% разницы. Это говорит о том, что в инвестициях важен не момент входа, а горизонт. И если говорить о долгосрочной перспективе, то текущая рыночная ситуация не так принципиальна, как общая стратегия.
Будут ли у карантина и самой пандемии положительные вторичные эффекты?
В интернете есть шутка, что в 2020 лидером цифровой трансформации стал не CIO, не CTO, а COVID-19. И отчасти это правда, многие компании ускорили переход в digital, для того чтобы соответствовать потребностям нового времени. Понятно, что вирус тут сыграл роль катализатора изменений, которые бы иначе могли растянуться на годы.
Есть такое понятие – мегатренды – долгосрочные тектонические изменения жизненного уклада. Мобильность – как раз одно из таких изменений, которое мы ощущаем на собственном опыте, тут и переход в digital, и омниканальность, и доступность 24/7. Очень часто сдвиг в наших привычках и поведении обеспечивают технологические инновации, но в этот раз главную роль сыграл вирус.
В то же время сегодня мы видим замедление другого мегатренда – глобализации. Сообщества по всему миру оказались крайне локализованными, международные границы закрыты, туризм фактически остановился. И если для обычных людей это просто вопрос отмены отпуска, то для бизнеса это вопрос стратегии. Нужен тщательный анализ производственных цепочек и ясное понимание того, насколько целесообразно в изменившемся мире заниматьсяих географической диверсификацией. Нужно разобраться,какие товары (особенно первой необходимости) могут, а какие не могут производиться за рубежом. Не исключено, что результатом такого анализа станет локализация бизнесов. Однако это неплохо, с точки зрения диверсификации портфелей, потому что активы станут менее коррелированы между собой.
Компании в каких отраслях еще долго не смогут генерировать прибыль, а будут лишь проедать деньги независимо от скорости восстановления экономики?
Продолжая предыдущий ответ, важно отметить, что если у компании до марта 2020 не было digital-стратегии, то вирус ее не создаст. Важно, чтобы было, что ускорять. Стратегия определяет, какие компании лучше переживут кризис, а какие не смогут. Поэтому делать ставку на индустрии в целом не совсем правильно, важно смотреть каждую конкретную компанию и отвечать себе на вопрос – адаптирован ли этот бизнес к новым реалиям?
По своей природе технологические компании были лучше готовы к режиму ограничений. Возрос спрос на услуги компаний SaaS, которые за считанные часы могут разворачивать облачные сервисы, удаленные каналы коммуникаций и аутентификаций. Хорошо показали себя платформенные бизнесы, которые смогли гибко адаптировать предложение под текущий спрос. В лидерах компании с масштабируемой бизнес-моделью, например, те сервисы онлайн-доставки, которые смогли справиться с ростом спроса. Что их всех объединяет, так это способность постоянно изменяться, создавать и поддерживать процесс устойчивых инноваций.
Нужно ли частным инвесторам делать переоценку бумаг портфельных компаний каждый день (неделю) или стоит дождаться какого-то конкретного момента?
Типичный инвестор не склонен к риску (risk averse) – это один из фундаментальных выводов поведенческой экономики. Иными словами, один потерянный доллар доставляет гораздо больше дискомфорта, чем удовольствие от одного заработанного доллара.
Вокруг этой теории появилось много интересных прикладных исследований. К примеру, если взять на один год двух инвесторов с одинаковыми портфелями, у которых, разумеется, будет одинаковая доходность, и разрешить одному из них посмотреть результат только раз в самом конце, а второму дать возможность проверять результаты ежеквартально, то с высокой вероятностью окажется, что уровень удовлетворения (или как это называется в экономике – «уровень полезности») у первого инвестора будет выше, чем у второго. И это при том, повторю, что доходность одинаковая.
Весь секрет в том, что ликвидный портфель будет подвержен рыночной волатильности и, скорее всего, при просмотре квартальных результатов второй инвестор может увидеть доходность, которая будет отклоняться от его ожиданий, что вполне вероятно скажется на его «удовлетворенности» от инвестиций.
Это не значит, что портфель нужно забрасывать, но важно быть готовым к краткосрочным колебаниям цен, которые вообще свойственны рыночным активам. Здесь есть несколько правил:
1) Долгосрочное инвестирование и четкий инвестиционный горизонт;
2) Стратегическая аллокация активов;
3) Поддержка профессионала – частного банкира или инвестиционного консультанта.
Насколько активно нужно сейчас управлять портфелем, чтобы просто сохранить его стоимость или минимизировать потери?
Здесь нет однозначного ответа. Почти 10 лет широкие индексы показывали высокие темпы роста. Это ставило управляющих в тяжелое положение, обыгрывать широкий рынок было тяжело. На волне развития технологий, в частности ETF, объем средств в пассивных стратегиях вырос с 25% до 50%.
Однако по мере роста неопределенности, например, в кризисный момент, роль инвестменеджера становится заметнее, потому что здесь нужно активное управление. Это мы и видим сейчас, когда все более востребованной становится услуга инвестиционного консультирования и долгосрочного финансового планирования. Как я уже говорила, возможны различные сценарии, ситуация меняется быстро, именно в такие моменты профессионал может подсказать, как часто нужно вносить корректировки в портфель, и его совет окажется ключевым для результата.
В то же время диверсификация сегодня важна, как никогда. Это касается и методов управления портфелем, поэтому мы, в частности, активно развиваем направление тематического индексного инвестирования. В этих стратегиях влияние управляющего определено заранее и прописано в правилах индекса, то есть это свое рода промежуточный мандат между активным и пассивным управлением. Мы видим определенный рост спроса на такие стратегии.
Какие оппортунистические варианты действий подсказывает сегодняшняя ситуация?
Кажется, что инвесторы теперь особенно часто смотрят на сектора виртуального общения, сервисов для удаленной работы и онлайн-образования, не менее популярна идея покупки жилой недвижимости в Москве. Им несколько проигрывают индексные фонды. А идея-лидер – кэш в правильной валюте.
Для контекста тут можно начать с нашей статистики. В марте-апреле количество брокерских сделок в Sberbank Private Banking выросло на 163 % по сравнению с этим же периодом 2019 года, а их объем – на 88%.
Причем покупали в два раза чаще, чем продавали и особенной популярностью пользовались акции. Главным предметом интереса инвесторов были финансы, на втором месте энергетика.
Если же отвечать по существу, то, как правило, во времена неопределенности возрастает спрос на качественные активы. В традиционном представлении – это компании с низким уровнем долга, высоким запасом наличности, понятным рынком и нециклическим спросом на их продукцию. Тем не менее за последнее время сформировалось и альтернативное представление о качестве – компании с высоким уровнем ESG-скоринга. Это бизнесы с понятным, прозрачным корпоративным управлением,которые в своей деятельности учитывают интересы экологии и общества. Безусловно, это характеристики качества, которые будут востребованы инвесторами в сегодняшнее непростое время, что в свою очередь может поддержать котировки в долгосрочной перспективе. Также важно то, что индустрия управления активами движется в сторону ESG-ориентированного выбора, это сложившийся тренд.
Согласно исследованию Deloitte, объем активов, управляемых в рамках ESG-подхода, к 2025 году составит не менее 50% от всех активов.
Если говорить о краткосрочной ситуации, то мы тоже видим преимущество ESG. C момента начала продаж ESG-ориентированные фонды показали динамику лучше рынка. Во-первых, традиционная аллокация в нефтяной сектор здесь гораздо меньше у рынка в целом. Во-вторых, технологические компании, такие как Zoom и Netflix, присутствуют в ESG-портфелях в значительном объеме. Например, 26% ESG MSCI USA Leaders Index составляют активы технологических бизнесов. И последнее, о чем нельзя забывать, ESG-ориентированные инвесторы должны смотреть на средний и долгий срок, только тогда у компании есть возможность в полной мере реализовывать свою стратегию и инициативы.
Есть ли будущее у российского рынка?

Регина Гирфанова, инвестиционный директор Sber Private Banking, – о «новой» экономике и о том, могут ли отечественные компании быть в ней конкурентными.
Создание ценности

Игорь Лисиненко, основатель компании «Май», – о потреблении чая и кофе в России, экспорте и прогнозах стоимости продукции.
Профессионализм – это не просто мастерство, это отношение

В 2020 году SPEAR’S AwardS признал команду Private Banking ВТБ легендарной на рынке. О том, почему это важно и в чем заключается философия бизнеса, рассказал Дмитрий Брейтенбихер.
Новый поворот

Глава Департамента по работе с состоятельными семьями УРАЛСИБа Ольга Дегтярева размышляет, как пандемия коронавируса изменила работу private banks в России и инвестиционные предпочтения клиентов, а также рассказывает о привлекательных активах и репозиционировании Уралсиб | Private Bank.
Код безопасности

Пока Big Tech выходит на финансовые рынки, банки сами торопятся превратиться в технологические компании, и героем нашего времени часто становится не клиентский менеджер или инвестиционный управляющий, а программист. Это добавляет удобства и клиентам, и бизнесу, но создает дополнительные возможности для злоумышленников. Глава Swordfish Security Юрий Сергеев рассказал SPEAR’S Russia, сколько ошибок совершают программисты, как дорого они могут обойтись и какие банки следует считать самыми безопасными.
Тотальный wealth management

Вероника Жукова, директор управления финансовых продуктов и развития платформы Sber Private Banking, - о цифровом настоящем, предъявляющем строгие требования всем участникам индустрии управления частными капиталами, и цифровом будущем, которое сделает жизнь хайнета намного удобнее.
Кто побеждает в кибербоях

С каждым годом киберпреступность приобретает все большие масштабы: открытые военные операции, шпионаж и саботаж не так часто выходят на первые полосы СМИ, однако специалистам, разрабатывающим технологии по отслеживанию и нейтрализации угроз, очевидно – бизнес, а иногда и целые государства не всегда готовы противостоять атакующим. Как узнать врага в лицо и выбрать релевантную защиту для себя и своего бизнеса, не тратя баснословных сумм на никому не нужные антивирусы, узнала руководитель А-Клуба Алина Назарова в беседе с Ильей Сачковым, генеральным директором и основателем Group-IB.
Делать мир лучше

Глава Mastercard в России Алексей Малиновский объясняет, как связаны платежная система и культура, и рассуждает о принципиальных идеях и технологической системе, стоящих за маленькими пластиковыми прямоугольниками, а также о том, что может прийти на смену картам.
Оставить комментарий