С акцентом на семейном банкинге


Забота об интересах не только самого клиента, но и членов его семьи – очевидный и набирающий обороты тренд. Выйдя за рамки private banking, он становится все более распространенной практикой в сегментах Top Affluent и Affluent, констатирует начальник управления по работе с премиальными клиентами Private Banking ВТБ Дмитрий Титов.

25.12.2023





Ваши коллеги по индустрии private banking констатируют: 2023‑й после крайне турбулентного 2022‑го стал годом пересмотра привычных инвестиционных стратегий и взглядов на финансовое планирование. Менялись и modus operandi банков, и предпочтения клиентов, в случае с которыми одной из ключевых тенденций стал переход от рисковых продуктов к более простым и понятным. Вы подтверждаете эту тенденцию? Какие продукты и решения наиболее востребованы у ваших состоятельных клиентов?

И 2022, и 2023 годы стали периодом преобладания защитных инвестиционных стратегий, рисковые инструменты действительно отошли на второй план. Традиционно востребованы депозиты. С текущим двузначным уровнем ставок это отличная база для сбережений: хорошая доходность, 100-процентная защита вложенных средств и понятный срок возврата. Так, наиболее интересная ставка для размещения у нас сейчас составляет 15,5% в руб­лях для новых клиентов (классический безопциональный вклад на 3 года с капитализацией процентов). Если говорить о валюте, китайский юань остается популярной альтернативой доллару и евро. Сейчас наши клиенты могут разместить средства в юанях на срок от 3 до 36 месяцев, минимальная сумма вклада – 1 тыс. юаней, максимальная доходность для розничных вкладчиков достигает 3,35% годовых.

Мы по-прежнему наблюдаем интерес к физическому золоту в слитках, особенно возросший после отмены НДС 20% на его приобретение и внедрения опции обратного выкупа, что положительно сказалось на ликвидности продукта. С момента его выхода реализовано 55,5 тонны. ВТБ на российском рынке лидирует, наша доля в продажах составляет более 35%.

Аналогичная динамика и по инвестиционным бриллиантам, традиционно предлагаемым в партнерстве с компанией «АЛРОСА». Это также связано с изменением законодательства в части отмены НДС 20%, но в большей степени – с конъюнктурой рынка.

В 2023 году мы столкнулись с ужесточением денежно-­кредитной политики и повышением ключевой ставки, связанными с желанием регулятора снизить инфляцию, «охлаждая» потребительский спрос. Это отразилось на долговом рынке, а именно стал заметен переток средств из облигаций с фиксированным купоном в государственные и корпоративные облигации с переменным купоном, привязанным либо к RUONIA, либо к ключевой ставке. Сейчас на рынке более 50 таких выпусков. ВТБ для квалифицированных инвесторов в сентябре выпустил трехлетние облигации-­флоатеры, купон которых выплачивается ежемесячно и приносит доходность, равную ключевой ставке. Важно, что данная ценная бумага ликвидна, торгуется на вторичном рынке и имеет наивысший рейтинг надежности от ведущих рейтинговых агентств АКРА и «Эксперт РА». На текущий момент заключено более 7 тыс. сделок на сумму более 15 млрд руб­лей. Спрос растет, и мы продлили подписку до конца 2023 года.

Относительно новые инструменты, о которых много говорили в 2023 году, – ЦФА и замещающие облигации. Стали ли они популярны у хайнетов?

Цифровые финансовые активы – это и новый, и перспективный вид финансовых инструментов, вызывающий большой интерес у состоятельных инвесторов. Так было и в 2022 году, и в 2023‑м: спрос только рос. В основном идут запросы по самым простым ЦФА – цифровым облигациям, по своему подходу и структуре максимально приближенным к обычной биржевой облигации. Их особенность в том, что эмитент может выпус­тить финансовый актив в виде долговой бумаги гораздо быстрее, чем инвестировать выпуск на бирже, и с меньшим количеством транзакционных издержек. За счет этого получается дать более высокую доходность для инвесторов по сравнению с обычной классической прос­той облигацией. Также привлекательными являются ЦФА на драгоценные металлы, и мы стремимся поставить данный продукт на полку.

И последний вид ЦФА, особенно популярный среди наших клиентов, – это ЦФА на недвижимость, их также называют «ЦФА на квадратный метр». Мы внимательно следим за рынком, за объемами и видим, что у этого инструмента тоже есть достаточно хорошие перспективы в будущем.

Замещающие облигации стали важным инструментом хеджирования инфраструктурных и санкционных рисков, потому что они выпущены по российскому праву. Обычно инвесторы позитивно смотрят на добавление замещающих облигаций в портфель, так как их дальнейшему росту будут способствовать законодательные изменения, которые обязывают провести замещение российских корпоративных евробондов до 1 июля 2024 года.

Wealth management – это не только про финансовые услуги, но также и про нефинансовые сервисы и lifestyle-­программы для всей семьи. Как в этом смысле вы справляетесь с последствиями санкций и ограничений, существенно трансформировавших сферу нефинансовых услуг?

Да, современный wealth management невозможно представить без юридического сопровождения сделок, налогового консультирования или структурирования активов. В обслуживании состоятельных клиентов тенденция развития нефинансовых сервисов и программ лояльности уже не новость. И Private Banking ВТБ в этой сфере в авангарде благодаря хорошо развитой экосистеме семейного финансового офиса.

Безусловно, с уходом иностранных партнеров мы столкнулись с просадкой многих сервисов, но вскоре нашли аналоги и стали внедрять замещающие решения. Например, когда ушел с рынка Priority Pass, мы первыми на рынке запустили новый сервис Mir Pass. Он позволяет владельцам премиальных карт Mir Supreme бесплатно посещать более 250 бизнес-­залов аэропортов и железнодорожных вокзалов как в России, так и за рубежом.

Однако на замещении мы не остановились и стали запускать, например, медицинские программы лояльности: телемедицину, второе медицинское мнение, онкострахование. Очень популярной перед праздниками стала наша ресторанная программа – скидка 10% от суммы чека в ресторанах Novikov Group при оплате счета картой Mir Supreme от Private Banking ВТБ, вдобавок кешбэк 7% от НСПК «Мир» и 4% мультибонусов от ВТБ.

Ваши прогнозы на 2024 год? Какие значимые тенденции определят особенности работы банкинга для состоятельных людей в общем и Private Banking ВТБ в частности?

Мы ожидаем основной фокус на семейном банковском обслуживании – то есть решении финансовых и нефинансовых задач как клиента, так и всех членов его семьи. Ранее такой подход был свой­ственен преимущест­венно сегменту private banking. Сейчас мы наблюдаем, как интеграция интересов семьи становится распространенной практикой, по крайней мере в ВТБ и в сегменте top affluent и affluent.

В сфере инвестиций, поскольку 2024 год будет периодом двузначных ставок, акцент сохранится на защитных стратегиях, стремлении нивелировать процентные риски, а значит, на инструментах с плавающим купоном и депозитных продуктах с хорошей доходностью.

Считаю, что интересными будут замещающие облигации, а также акции и облигации российских компаний, которые после обвала 2022 года выглядят недооцененными с точки зрения фундаментальных мультипликаторов.

В классе альтернативных инвестиций сохранится спрос на золото, инвестиционные монеты, драгоценные камни и объекты жилой и коммерческой недвижимости, что традиционно для периода высокой волатильности рынков.



25.12.2023

Источник: WEALTH Navigator


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз