«Страсти по Бумбарашу» в Театре Олега Табакова


Новые «Страсти по Бумбарашу» режиссера Владимира Машкова – спектакль взрывной в буквальном и переносном смысле. На сцене тут взрывают, стреляют, строчат из пулемета. И делают это задорно, ярко, с песнями, хорошо знакомыми по фильму 1971 года с Валерием Золотухиным, и танцами, постановщиками которых выступила Алла Сигалова. Именно большим размахом и залихватством «Бумбараш-2021» отличается от легендарной постановки «Табакерки» 1993 года, где режиссером тоже был Машков, а главного героя играл Евгений Миронов. На премьере последний, кстати, был и как бы передал эстафету новому Бумбарашу – Севастьяну Смышникову. А он в этой роли прекрасен и поражает способностью не только играть, но и петь и двигаться. Новая версия «Страстей по Бумабарашу», где каждому актеру надо быть безупречным певцом и танцором, хорошо демонстрирует, как изменился театр за последние 25 лет, насколько он стал зрелищнее, масштабнее и многозадачнее.
18.06.2021




Главный элемент декораций в спектакле – стол со скамьями, который в нужный момент становится помостом, трибуной и эшафотом. Стол легко катают по сцене, непрерывно меняя у него скатерть – зеленая, красная, белая. В этих разноцветных взмахах куском ткани – весь безжалостный круговорот Гражданской войны, ее смертельный вихрь, который уносит и уничтожает героев. Удивительно, конечно, что пьеса Юлия Кима, по которой поставлен фильм и спектакль, основана на текстах Аркадия Гайдара. Главный героизатор Гражданской войны тут оказывается ее разоблачителем. Бумбараш не хочет быть не Кибальчишем, ни Плохишем, он хочет «хату маленька, печка да завалинка», но, увы, у красных, белых и зеленых совсем другие планы на его счет. Любопытно, что красные у Машкова – молодежь, а белые – более старшее поколение актеров. Но прекраснее всех зеленые: атаманша Софья Николаевна (Анна Чиповская) в мехах, чулках, колье со своими сексапильными бандитками будто из «двадцатых» не советских, а джазово-американских. С ней связана сама лирическая сцена спектакля, когда, узнав в предводителе белогвардейцев (Евгений Миллер) своего возлюбленного, она пустится с ним в вальс, нежный, прощальный, станет на минуту барышней, а не атаманшей. Впрочем, пулемету все равно, кто ты и сколько тебе лет, он косит всех без разбора, он и есть главный герой. И в спектакле пулемет появляется сам по себе, как живое существо, чтобы других живых больше не осталось.

Свой спектакль Машков посвятил столетию окончания Гражданской войны. Но то, что она не закончилась в 1921-м, нет никаких сомнений. Пулемет по-прежнему где-то за кулисами, притаился и ждет своего триумфального выхода на сцену.


Автор – Наталья Шастик.

Источник: Spear's Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз