«Сиена на заре Ренессанса» в ГМИИ им. Пушкина


Из тосканских городов Сиена самая обольстительная. Сохранив средневековый облик, она не превратилась в музей, осталась местом живым, где ренессансное настроение – часть повседневности. Сиена – город Мадонны: считая Богоматерь покровительницей, сиенцы сделали ее частью политической символики, а свои изображения Девы распространяли по всей Италии. А еще Сиена – город треченто, Проторенессанса, пришедшегося на XIV век, или 1300-е годы, что и есть trecento.
12.09.2021




Из этого прекрасного города в Москву, в Пушкинский музей, приехала до 3 октября замечательная выставка «Сиена на заре Ренессанса».

Сиенская живописная школа была особой. В отличие от флорентийцев сиенцы вели поиски нового изобразительного языка, не отказываясь от византийской и готической традиций. И это удивительно, видеть, как византийская эстетика преломляется в новом искусстве XIV века. У Сиены ренессанс был «трансцендентный», сохраняющий религиозный мистицизм. Сиенские мастера восхищают тонкостью красок, сияющих как драгоценные камни, изяществом линий, золотым фоном вместо пейзажного, введенного Джотто.

Как Сиена спорила политически с Флоренцией, так сиенец Дуччо, великий мастер линий и узоров, вступал в эстетическую полемику со своим младшим современником флорентийцем Джотто.

Увы, нам не привезли главную работу Дуччо «Маэсту», служившую алтарем сиенского собора. Зато в ГМИИ им. Пушкина можно увидеть трогательную «Мадонну» Пьетро Лоренцетти, чей трон словно вырезан из слоновой кости; маньеристскую «Мадонну умиление» Джованни ди Паоло; несколько работ тончайшего колориста Симоне Мартини. К привозным шедеврам музей добавил свои: Маттео ди Джованни, Сассетту, Сеньи ди Бонавентуры, ученика Дуччо, Сано ди Пьетро, Бернардино Фунгаи и других.

Но главное – из архива Сиены к нам приехали переплеты государственных приходно-расходных книг, которые на протяжении столетий служили живописной летописью города. Миниатюры на их обложках писали лучшие художники, и так эти бухгалтерские книги стали не про суетное и меркантильное, а вечное и прекрасное.

Источник: Spear's Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз