Пять копеек к 120 000 долларов, которые все обсуждают
Сергей Попов – про справедливую цену на фрукты, тонкие художественные высказывания и критику партиципаторного искусства.

На ярмарке Art Basel Miami Beach продана работа Маурицио Каттелана, известная как банан, приклеенный серым скотчем к стене. В этом не было бы ничего необычного, если бы не два фактора: во-первых, это настоящий банан, он быстро испортится, в чем тут искусство, во-вторых, цена, которая моментально стала сакраментальной для арт-мира, да и вообще для всего прогрессивного человечества: 120 тыс. долларов (вдобавок еще за каждый из трех экземпляров, а не просто за один-единственный банан).
Надо сказать, сам факт такой цены за работу Каттелана не должен быть сюрпризом. Каттелан – один из самых дорогих художников в мире; его аукционный рекорд за скульптуру «Он» составляет 17,2 млн долларов. По этому поводу все отвозмущались годы назад, так как скульптура изображает Гитлера.
Стоимость «банана» составляет меньше 1% от стоимости скульптуры-рекордсмена, было бы что обсуждать. Однако понятно, что всех взволновало. Если его банан стоит 120 тыс., то уж мой-то всяко должен стоить не меньше; я вам таких бананов с дисконтом наклею – и далее по нисходящей вплоть до рекламы Carrefour и множества объектов-мемов, которые заполонили соцсети и даже немного выставки. Но это все, едва появившись, сразу становится неинтересным; интересен изначальный продукт. Мне эта работа кажется тонким и очень неглупым высказыванием художника. Безусловно успешным в плане общественного резонанса, но гораздо важнее – удачным для территории искусства. Именно этим объясняется цена. А не наоборот, как думает большинство.
Прежде всего, это не банан. Это произведение искусства под названием Comedian. Не вдаваясь в детали, что она выставлялась ранее – это все неважно, – понятно, что такая работа, будучи провозимой через таможню в качестве произведения искусства, вызывала бы удивление соответствующих служб. Возможно, ее бы даже не пропустили в таком качестве. Ну что ж, ее и не нужно никуда везти: банан все равно не доживет. Она существует в виде документации. Поэтому ее можно было и съесть прямо на стенде, как сделал один любитель примазываться к чужой славе.
Вообще говоря, за последнюю сотню лет мы привыкли, что произведение искусства может выглядеть как угодно: вот и данное не просто не должно никого удивлять – оно и хорошо собственной вторичностью и отношением к другим аналогичным произведениям. Каттелан рифмуется с Дюшаном: после французского пересмешника можно смело втаскивать на территорию искусства все, что угодно, и многие этим только и занимаются. Итак, это скорее оммаж Марселю Дюшану, мягкий реди-мейд; а вместе с тем и Уорхолу с его маркировками желтыми бананчиками нью-йоркских мест нового искусства и тиражностью. Но это не только стебный оммаж классикам, это было бы слишком просто. Это еще и явная критика доставшего всех партиципаторного искусства, в рамках которого зрителям, пришедшим посмотреть на искусство, предлагается поиграть в пинг-понг или поесть супчика. Каттелан выворачивает этот метод и предлагает любоваться на то, что обычно едят. Чистая концептуальная работа.
Далее, Каттелан не был бы собой, если бы его искусство не стоило дорого. Его фамилия рифмуется не только с Дюшаном, но еще и с Перротаном, галеристом, осуществившим сделку (сделки). И с этой точки зрения наш банан – беспримесно точное выявление голой стоимости бренда художника и его галереи.
120 тыс. долларов: половина создателя, половина продавца; 60 стоит имя художника в чистом виде и столько же – галериста, который помогает это имя художника валоризовать. Это немного похоже на то, как великий художник Ив Кляйн на заре 1960-х Маурицио Каттелан торговал воздухом, но все же более соотнесено с жесткими социокультурными реалиями нашего веселого века. Кляйн на своих рискованных торговых операциях зарабатывал инфаркты (но и неплохие денежкитоже), Каттелан со своими дилерами – только большие бодрые деньги, показывая остальным как можно. Есть и еще одна связка внутри творчества нашего художника, у которого довольно много «нехудожественных», но эффектных произведений: объект 1999 года под названием A Perfect Day (воздержимся от перевода) в виде приклеенного таким же серым скотчем к стене галериста Каттелана Массимо Де Карло. В той работе бренд галериста был буквально слеплен с брендом художника, но ее можно воспринимать и как остроумное размышление о границах искусства и жизни. Нынешняя работа воздает почести прежней 20 лет спустя.
Важнее, однако, мне кажется еще одна рифма имени автора: с названием работы – Comedian. Это не банан, это комедиант: художник нас смешит; он обладает прекрасным чувством юмора (не путайте с иронией, с каким-нибудь натужно ухмыляющимся постмодернистом). Эта работа – конечно же, автопортрет Каттелана, который посмотрел фильм «Джокер», слово comedian в нем повторяется десятки раз и служит ключом к мрачному повествованию. Герой Хоакина Феникса не устает повторять, что то, что кажется трагедией, – на самом деле комедия. Вот и здесь – это такая шутка Каттелана; смеяться после слова «банан».
Это грустная и циничная шутка в мире, где, как мы знаем, большинство шуток неполиткорректны и могут дорого обходиться; в мире, где цинизм по-крупному может быть не наказуем, а наоборот – всячески поощряем. По-моему, 120 тыс. американских зеленых бумажек за веселую умную констатацию этих прописных истин от добротного знатока своего дела и человеческих эмоций – вполне себе оправданная цена.
Здоровье-менеджмент

Пандемия возвела здоровье в разряд наивысших ценностей человека. Пора взглянуть на него как на ресурс и научиться им управлять, призывает Александр Островский, генеральный директор Независимой лаборатории «Инвитро».
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Два повода для беспокойства после пандемии: устойчивость долга и инфляция
В последние недели дискуссии общественная и медийная повестки в основном были сосредоточены на текущих медицинских и экономических проблемах, связанных с коронавирусной пандемией. Сейчас, когда появляются признаки улучшения ситуации в тяжело пострадавшей Южной Европе, а также в некоторых других странах, акцент смещается на возможные проблемы в долгосрочной перспективе. Рассмотрим два повода, вызывающих беспокойство. Во-первых, государственный долг может стать неустойчивым, а во-вторых, налоговое стимулирование и кредитно-денежная экспансия могут привести к безудержной инфляции. Как мы объясняем ниже, оба этих риска можно считать умеренными.
Вечная классика?
_web.jpg?1578582051)
Goldman Sachs разрешил IT-специалистам носить джинсы и футболки, а чуть раньше дресс-код ослабил J.P.Morgan Chase & Co. Значит ли это, что пиджаки и классические костюмы постепенно сдают свои позиции? Разбираемся с Константином Ефимовым, генеральным директором Indever.
Работа на вечность

О том, как меняется жизнь коллекционера, когда он решает создать собственный музей, о подводных камнях на этом пути, важности долгосрочного планирования и о том, что происходит на рынке антиквариата, рассказывает Давид Якобашвили, член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей, президент ООО «Орион Наследие», учредитель музея «Собрание».
Защитный актив для влюбленных

Модернистская советская фотография не будет терять свою ценность. Коллекционировать ее стоит, если у вас есть деньги, информация и вкус. При наличии первого, второе и третье можно купить. Однако Алекс Лахман уверяет, что чистая прагматика в этом деле вредна.
Удары в темноте от Дэмиена Херста

Маринованные коровы и конвейерное производство разноцветных пятен сделали Дэмиена Херста самым богатым и знаменитым из молодых британских художников, но по его собственному признанию, успех оказался «обоюдоострым мечом». Сегодня, в 54 года, когда дни пьянства и наркотиков позади, Дэмиен откровенно рассказывает, что на самом деле его мотивирует.
Музей как самая правильная инвестиция

С одной стороны, Музей AZ посвящен одному художнику – Анатолию Звереву, выдающемуся представителю советского нонконформизма. С другой – наведываться в него можно по несколько раз за год, потому что, отталкиваясь от творчества Зверева, тут рассказывают о целой эпохе – о 1960-х и том невероятном творческом прорыве, который тогда случился в СССР. Через выставки и проекты ведется диалог с русским авангардом начала XX века и современным искусством. Так Музей AZ оказывается одной из самых интересных и динамичных культурных институций Москвы. Но он еще примечателен и тем, что является меценатским проектом. Его создатель и директор – Наталия Опалева, известная миру бизнеса в качестве заместителя председателя правления «Ланта-Банка» и члена совета директоров GV Gold. О своей самой правильной инвестиции Наталия рассказывала в интервью SPEARʼS Russia.
Театр как история болезни и путь к излечению

Российский театр находится сегодня на небывалом подъеме. Он разнообразный, интересный и один из самых интенсивно развивающихся в мире. Такое стало возможно, в том числе, благодаря фестивалям – в первую очередь NET («Новый европейский театр»), который проводится с 1998 года, и «Территории», существующей с 2005-го. Их насыщенная зарубежная программа позволила России погрузиться в мировой театральный контекст, начать с ним диалог. Роман Должанский, арт-директор NET и член арт-дирекции «Территории», объясняет, что современный театр может дать своему зрителю, и почему меценатам стоит вкладывать туда деньги.
Вечная классика?
_web.jpg?1578582051)
Goldman Sachs разрешил IT-специалистам носить джинсы и футболки, а чуть раньше дресс-код ослабил J.P.Morgan Chase & Co. Значит ли это, что пиджаки и классические костюмы постепенно сдают свои позиции? Разбираемся с Константином Ефимовым, генеральным директором Indever.
Прийти в себя в Доломитах

Один уикэнд или полноценные каникулы – неважно. Времени на лыжи, граппу и массаж будет достаточно. SPEAR’S Russia погрузился в горное царство неги и биоархитектуры, созданное сетью отелей Lefay, и выяснил, что каждая минута идет здесь за пять.
Комментарии (1)
Здравствуйте!!
В настоящее время нам нужны 5 доноров почек для срочной трансплантации, каждому донору почки будет выплачена компенсация в размере 450 000 долларов США. Заинтересованным лицам следует обращаться по этому адресу электронной почты: [email protected] ([email protected])
100% гарантия ...
Оставить комментарий