Пять копеек к 120 000 долларов, которые все обсуждают


Сергей Попов – про справедливую цену на фрукты, тонкие художественные высказывания и критику партиципаторного искусства.

09.01.2020





На ярмарке Art Basel Miami Beach продана работа Маурицио Каттелана, известная как банан, приклеенный серым скотчем к стене. В этом не было бы ничего необычного, если бы не два фактора: во-первых, это настоящий банан, он быстро испортится, в чем тут искусство, во-вторых, цена, которая моментально стала сакраментальной для арт-мира, да и вообще для всего прогрессивного человечества: 120 тыс. долларов (вдобавок еще за каждый из трех экземпляров, а не просто за один-единственный банан).

Надо сказать, сам факт такой цены за работу Каттелана не должен быть сюрпризом. Каттелан – один из самых дорогих художников в мире; его аукционный рекорд за скульптуру «Он» составляет 17,2 млн долларов. По этому поводу все отвозмущались годы назад, так как скульптура изображает Гитлера.

Стоимость «банана» составляет меньше 1% от стоимости скульптуры-рекордсмена, было бы что обсуждать. Однако понятно, что всех взволновало. Если его банан стоит 120 тыс., то уж мой-то всяко должен стоить не меньше; я вам таких бананов с дисконтом наклею – и далее по нисходящей вплоть до рекламы Carrefour и множества объектов-мемов, которые заполонили соцсети и даже немного выставки. Но это все, едва появившись, сразу становится неинтересным; интересен изначальный продукт. Мне эта работа кажется тонким и очень неглупым высказыванием художника. Безусловно успешным в плане общественного резонанса, но гораздо важнее – удачным для территории искусства. Именно этим объясняется цена. А не наоборот, как думает большинство.

Прежде всего, это не банан. Это произведение искусства под названием Comedian. Не вдаваясь в детали, что она выставлялась ранее – это все неважно, – понятно, что такая работа, будучи провозимой через таможню в качестве произведения искусства, вызывала бы удивление соответствующих служб. Возможно, ее бы даже не пропустили в таком качестве. Ну что ж, ее и не нужно никуда везти: банан все равно не доживет. Она существует в виде документации. Поэтому ее можно было и съесть прямо на стенде, как сделал один любитель примазываться к чужой славе.

Вообще говоря, за последнюю сотню лет мы привыкли, что произведение искусства может выглядеть как угодно: вот и данное не просто не должно никого удивлять – оно и хорошо собственной вторичностью и отношением к другим аналогичным произведениям. Каттелан рифмуется с Дюшаном: после французского пересмешника можно смело втаскивать на территорию искусства все, что угодно, и многие этим только и занимаются. Итак, это скорее оммаж Марселю Дюшану, мягкий реди-мейд; а вместе с тем и Уорхолу с его маркировками желтыми бананчиками нью-йоркских мест нового искусства и тиражностью. Но это не только стебный оммаж классикам, это было бы слишком просто. Это еще и явная критика доставшего всех партиципаторного искусства, в рамках которого зрителям, пришедшим посмотреть на искусство, предлагается поиграть в пинг-понг или поесть супчика. Каттелан выворачивает этот метод и предлагает любоваться на то, что обычно едят. Чистая концептуальная работа.

Далее, Каттелан не был бы собой, если бы его искусство не стоило дорого. Его фамилия рифмуется не только с Дюшаном, но еще и с Перротаном, галеристом, осуществившим сделку (сделки). И с этой точки зрения наш банан – беспримесно точное выявление голой стоимости бренда художника и его галереи.

120 тыс. долларов: половина создателя, половина продавца; 60 стоит имя художника в чистом виде и столько же – галериста, который помогает это имя художника валоризовать. Это немного похоже на то, как великий художник Ив Кляйн на заре 1960-х Маурицио Каттелан торговал воздухом, но все же более соотнесено с жесткими социокультурными реалиями нашего веселого века. Кляйн на своих рискованных торговых операциях зарабатывал инфаркты (но и неплохие денежкитоже), Каттелан со своими дилерами – только большие бодрые деньги, показывая остальным как можно. Есть и еще одна связка внутри творчества нашего художника, у которого довольно много «нехудожественных», но эффектных произведений: объект 1999 года под названием A Perfect Day (воздержимся от перевода) в виде приклеенного таким же серым скотчем к стене галериста Каттелана Массимо Де Карло. В той работе бренд галериста был буквально слеплен с брендом художника, но ее можно воспринимать и как остроумное размышление о границах искусства и жизни. Нынешняя работа воздает почести прежней 20 лет спустя.

Важнее, однако, мне кажется еще одна рифма имени автора: с названием работы – Comedian. Это не банан, это комедиант: художник нас смешит; он обладает прекрасным чувством юмора (не путайте с иронией, с каким-нибудь натужно ухмыляющимся постмодернистом). Эта работа – конечно же, автопортрет Каттелана, который посмотрел фильм «Джокер», слово comedian в нем повторяется десятки раз и служит ключом к мрачному повествованию. Герой Хоакина Феникса не устает повторять, что то, что кажется трагедией, – на самом деле комедия. Вот и здесь – это такая шутка Каттелана; смеяться после слова «банан».

Это грустная и циничная шутка в мире, где, как мы знаем, большинство шуток неполиткорректны и могут дорого обходиться; в мире, где цинизм по-крупному может быть не наказуем, а наоборот – всячески поощряем. По-моему, 120 тыс. американских зеленых бумажек за веселую умную констатацию этих прописных истин от добротного знатока своего дела и человеческих эмоций – вполне себе оправданная цена.



09.01.2020

Комментарии (1)

Small
Dr Michael 07.02.2021 00:51

Здравствуйте!!
В настоящее время нам нужны 5 доноров почек для срочной трансплантации, каждому донору почки будет выплачена компенсация в размере 450 000 долларов США. Заинтересованным лицам следует обращаться по этому адресу электронной почты: [email protected] ([email protected])
100% гарантия ...


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе


20190906_174137_1
 

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.






Высоко-художественный токен


B4dc6d4a-3edb-40b7-989b-5e6d19839a49
 

Токенизация искусства легитимирована сегодня в России на уровне не юридическом, а музейном. Процесс возглавил Эрмитаж: в сентябре один из главных музеев страны продал NFT-токены полотен из своей коллекции на 32 млн рублей. Аукцион, для которого в России нет никакой законодательной базы, проходил на маркетплейсе криптобиржи Binance. За несколько месяцев до того Инна Баженова, коллекционер, меценат и одна из самых влиятельных персон в российской арт-индустрии, объявила о запуске платформы The Art Exchange. Ее партнером по проекту стал профессиональный трейдер и управляющий инвестиционными фондами Андрей Беляков. Цель The Art Exchange – увеличить ликвидность произведений искусства как раз посредством их токенизации, применить к рынку искусства финансовые технологии и блокчейн. О платформе SPEAR`S Russia рассказала управляющая проектом Анна Левен.



Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.





Территория искусства и театра


Img_3133
 

Начало октября в Москве – время ходить на спектакли, проекты и выставки Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», который всегда выбирает для своей программы наиболее актуальные форматы. Придуманный в 2005 году фестиваль стал первым в России, который собрал в рамках одного события совершенно разные жанры: театр, танец, перформанс, искусство. И еще вторая особенность этого полномасштабного ежегодного проекта – схема финансирования: фестиваль существует преимущественно на деньги спонсоров. Алексей Новоселов, член арт-дирекции «Территории», куратор и заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Московского музея современного искусства (ММOМА), рассказывает в интервью SPEAR’S Russia о сочленении искусств, необходимости корпоративного просвещения и отсутствии порога входа в клуб меценатов.


Профессия: продюсер

10.09.2021 Увлечения

Img_7184
 

Планируя интервью с Леонидом Роберманом, основателем компании «Арт-Партнер» и одним из самых успешных театральных продюсеров России, мы думали, что будем беседовать о коммерческой изнанке театра, но получился разговор о самой его сути. Видимо, такое знание и позволяет агентству «Арт-Партнер» не только иметь в своей афише 15–20 спектаклей в месяц, но и удостаиваться высших театральных наград. Так, в 2018 году впервые за 27-летнюю историю премии «Хрустальный Турандот» специально для Леонида Робермана была введена номинация «За создание уникального негосударственного театра», а в 2021-м его спектакль «Борис» получил «Золотую Маску». О цене и ценности, коммерческом успехе и художественных вызовах, лучшем периоде в жизни Оскараса Коршуноваса и слове продюсера, данном Дмитрию Крымову, Леонид Роберман рассказал в интервью SPEAR’S Russia.