Призраки коммунизма, антикварные лавки и керамика Пикассо


Приобретение на аукционе знакового произведения искусства – один из самых элегантных способов потратить деньги. Это и удовольствие от обладания прекрасной вещью, и разумная инвестиция, и отличная тема для светского разговора. Ориентироваться в искусстве, пользоваться услугами личного арт-консультанта, охотиться за редкими картинами и предметами антиквариата, перебивая ставки конкурентов, – азартно, приятно и престижно. С этого номера SPEAR’S Russia открывает специальную рубрику, посвященную анонсам самых интересных мероприятий и результатам торгов ведущих аукционных домов мира. Ирина Удянская выясняет, может ли обычный коллекционер позволить себе работы Пикассо, сколько стоит искусство Кавказа и Средней Азии и за что Гвинет Пэлтроу любит Guinevere Antique.

27.02.2013




Ferrari 365 GTB4 Daytona Spyder Conversion, 1971 год. Участник аукционных торгов Bonhams в Бока-Ратоне (Флорида)


Художники и музы

Начало февраля для любителей искусства и коллекционеров ознаменовалось битвой двух гигантов: Sotheby’s и Christie’s практически одновременно представили публике шедевры импрессионизма и модернизма. Жемчужиной аукциона Sotheby’s 5 февраля стал монументальный портрет любовницы и «золотой музы» Пабло Пикассо Марии Терезы Вальтер 1932 года (с эстимейтом 25–35 млн фунтов). Роман женатого 46-летнего художника с несовершеннолетней Вальтер определил один из важных периодов в его творчестве, переход от нервных, жестких, ломаных линий к более плавным и мягким, «женственным» очертаниям и насыщенному колориту. Одна из картин, посвященных Мари, – «Обнаженная, зеленые листья и бюст» – в 2010 году была продана за рекордные 106,5 млн долларов. Наш номер ушел в печать раньше, чем стали известны результаты торгов, но понятно, что работы такого уровня появляются на рынке нечасто и вызывают колоссальный спрос.

Christie’s на вечернем аукционе «Искусство импрессионизма и модернизма» 6 февраля парировал культовым портретом любовницы Амедео Модильяни – «Жанна Эбютерн (в шляпе)» 1919 года (эстимейт 16–22 млн фунтов). Для аукциона были отобраны 37 лотов, включающих произведения самых именитых представителей импрессионизма и раннего авангарда ХХ века – Ренуара, Модильяни, Пикассо, Кандинского и Матисса. Их общая оценка составила от 67,4 до
99,7 млн фунтов.

Одновременно «выбросили» на рынок и две выдающиеся работы Хуана Миро: Sotheby’s – «Женщину, мечтающую о побеге» (8–12 млн фунтов) из коллекции Мириам и Айры Д. Уоллак, Christie’s – «Спасательную лестницу» (5–8 млн фунтов), впервые за последние 60 лет появившуюся на рынке. Конечно, серия этих аукционов – одно из главных событий года. Однако и в конце февраля, и в марте аукционисты предлагают немало интересного.

Постсоветская экзотика

С 4 по 12 марта в Лондоне Sotheby’s впервые организует выставку-продажу современного искусства Средней Азии и Кавказа. Для европейских коллекционеров работы художников из Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Таджикистана и Киргизии, иллюстрирующие переход от соцреализма и нонконформизма к искусству нашего времени, могут оказаться настоящей экзотикой. «Страны Кавказа и Средней Азии в последние годы динамично развиваются, это касается и сферы искусства, – комментирует глава отдела русского искусства Sotheby’s Джо Викери. – Там постоянно появляются новые институции, художники и коллекционеры. До сих пор для Sotheby’s эта территория оставалась неизведанной, но весьма привлекательной. Поэтому сейчас мы рады представить принципиально новую выставку At the Crossroads (“На перепутье”), охватывающую все художественное разнообразие этого региона».

«На перепутье» – это между Востоком и Западом, прошлым и будущим, историческими традициями и западными художественными практиками, этническими мотивами и актуальным искусством. «Беспрецедентный экономический рост и накопление капитала в регионе привели к возобновлению интереса к искусству, – рассказывает куратор выставки, эксперт отдела русского искусства Sotheby’s Суад Гараева. – Представители стран Средней Азии и Кавказа стали более широко участвовать в международных фестивалях, образовались новые национальные павильоны в Венеции. Мы нашли несколько выдающихся художников и произведений искусства, практически неизвестных на Западе. Определение основных тенденций современного искусства Средней Азии и Кавказа станет отправной точкой для нового захватывающего направления Sotheby’s».

Географически это обширный регион со многими независимыми странами, у каждой из которых – свои история, традиции, язык, социально-политические реалии. Однако между этими независимыми странами существуют сильные связи, в первую очередь из-за общего советского прошлого. «Большинство нынешних современных художников воспитаны на наследии социалистического реализма, – комментирует Суад. – Многие в поисках собственного “я” примкнули к нонконформистскому движению. Таким образом, в ранних работах сильно чувствуется советская эстетика, с одной стороны, и ее критическое восприятие – с другой. Также для всех работ характерна особая выразительность, проявляющаяся в использовании ярких цветов, смелых мазков, натуральных материалов, наложении красок толстым слоем – как для абстрактной, так и для фигуративной живописи. В искусстве нового поколения, возникшем во время или после распада СССР, более сильно влияние Запада. Есть отсылки к поп-арту, “эпохе потребления” и вместе с тем – к религии и поискам новой духовности, ранее запрещенным темам, что отражает изменение политического статус-кво. Интересно, что новое поколение художников предпочитает новые медиа, чтобы исследовать новые проблемы и идеи, в результате чего по всему региону растет популярность видеоарта, фотографий и инсталляций».

Дмитрий Шостакович и генетика гламура

Большинство представленных на выставке художников не имеют опыта аукционных продаж. Некоторые работы в начале 1990-х появлялись на маленьких региональных аукционах, но результаты тех торгов давно устарели. При отборе произведений организаторы выставки руководствовались как соображениями развития местного арт-рынка, находящегося в эмбриональном состоянии, так и вкусами и трендами британского, уверенно лидирующего во всем мире.

Один из самых заметных экспонатов на выставке – «Призраки коммунизма № 1» Алимжана Жоробаева. Эту фотографию художник сделал в начале 1990-х, когда распад СССР считался очень актуальной темой, а низвергнутые памятники Ленину еще были способны шокировать людей. На ней изображен эстетизированный пейзаж пустынной горной дороги в Киргизии. Однако единственный дорожный указатель – «Коммунизм» – заставляет улыбнуться, напоминая о вездесущности советской символики.

Часто «страновой» успех искусства обусловлен какими-то экономическими или политическими событиями этих стран. Возникает вопрос, откуда тогда взяться интересу к Киргизии, Армении, Азербайджану. «Эти вещи действительно взаимосвязаны, но есть и исключения, – считает Суад Гараева. – Искусство Киргизии интересно тем, что многие его молодые представители уже привлекли внимание мировой общественности. Их работы выставляются на самых престижных арт-площадках – от Музея современного искусства в Нью-Йорке до европейских частных галерей, хотя страна не испытала значительного экономического роста. Причина проста – это талантливые художники, чей визуальный язык существует на стыке культур и создает важное присутствие на мировой арт-арене. Что касается пересечения ориентализма и современного искусства, этнические мотивы лежат в основе древних культур этих стран. После распада СССР, когда художники стали искать новые формы самоидентификации посредством обращения к традициям и своим корням, у нас появилось большое количество современных произведений искусства, использующих визуальный язык ювелирных украшений, ковровых орнаментов, миниатюр и каллиграфии. Многие художники смогли объединить старое и новое, создавая работы, являющиеся блестящим миксом ориентализма и современной западной эстетики. Как, например, Фаиг Ахметов в своем «Наводнении желтого света».

Эксперты Sotheby’s выбрали работы, способные вызвать интерес и у западных коллекционеров (как частных, так и институциональных), и у охотников за шедеврами из представленных стран (людей, живущих на территории Кавказа и Средней Азии, и представителей растущей международной диаспоры). Количество состоятельных выходцев из стран СНГ и России растет на Западе, и особенно в Лондоне, с каждым годом. Эти люди отлично разбираются в своем собственном искусстве и очень в нем заинтересованы. Специалисты Sotheby’s уверены, что это нужно использовать. Учитывая высокие темпы экономического роста в регионе и интернациональный характер современного искусства, можно утверждать, что формирующийся арт-рынок стран Кавказа и Средней Азии имеет серьезный потенциал для развития в течение ближайших 5–10 лет.
Строгая, графичная, предельно абстрактная монахиня Айдан Салаховой из серии Destination, буйство красок и примитивных форм в «Мафиози» Джавада Мирджавадова, ироничная «Генетика гламура» Махмуда Рус­тамова, инсталляция с пустоголовым бараном в элегантной розовой шубке – на выставке будет много интересных экспонатов. Однако топ-лотом, пожалуй, станет портрет Дмитрия Шостаковича 1980-х годов кисти знаменитого художника из Азербайджана Таира Салахова, крупнейшего из ныне живущих представителей соцреализма. Эта же картина имеет самую высокую оценочную стоимость.

Из частных коллекций

19 марта в Нью-Йорке Sotheby’s представляет коллекцию Amaya. Это первый международный аукцион современного индийского искусства и первая продажа экспонатов из частной коллекции, принадлежащей одному лицу, в этой категории с 2000 года. Собранная авторитетным коллекционером Амритой Джавери, коллекция включает в себя важнейшие произведения искусства, созданные на субконтиненте в течение второй половины ХХ – начале XXI века.

На торгах можно будет приобрести картины патриарха индийского модерна, «индийского Пикассо» Макбула Фиды Хусейна, Тайяба Мехты (именно с рекордной продажи его триптиха Celebration на Christie’s в 2002 году в мире начался бум на индийскую живопись) – enfant terrible индийского искусства, самого последовательного из бомбейских «прогрессистов» Франсиса Ньютона Сузы и других. Многие произведения широко известны и экспонировались по всему миру. 47 лотов оцениваются в 5–7 млн долларов. Перед продажей работы будут демонстрироваться в Нью-Дели, Лондоне и Нью-Йорке. Топ-лоты аукци­она: «Без названия» Васудео Гаитонде 1962 года (эстимейт – 600–800 тыс. долларов), «Раджастан I» Сайеда Хайдера Резы (60–800 тыс. долларов), «Без названия» Тайяба Мехты (800–12 000 долларов).

Тем временем в Лондоне в тот же день, 19 марта, у коллекционеров появится замечательный шанс приобрести керамику Пабло Пикассо из частной коллекции. На аукционе будет представлено более 100 свое­образных тарелок, чаш и ваз, которым мастер придал оригинальную форму, превратив их в мужчин, женщин, коз, быков, сов и рыб. Все они изготовлены в знаменитой гончарной мастерской Madoura, сохранившей традиции ремесла со времен Римской империи. В отличие от картин Пикассо, уходящих с молотка по заоблачным ценам, его керамику при желании может себе позволить любой увлеченный коллекционер: цена артефактов колеблется от 2 до 30 тыс. фунтов.

Пикассо начал заниматься керамикой в 65-летнем возрасте, когда многие художники уже сходят со сцены. В 1947 году он уехал из послевоенного Парижа на юг Франции, где начал экспериментировать с глиняными скульптурками животных и людей. Там же он познакомился и со своей второй женой, Жаклин Рок. Интересно, что аукцион Sotheby’s будет проходить параллельно с аналогичной выставкой в Музее Пикассо в Барселоне, экспонаты для которой Жаклин преподнесла в дар городу («Керамика Пикассо: дар Жаклин Барселоне»). Помимо феерично расписанных ваз-трансформеров на торгах будут представлены еще и гравюры Пикассо, Хуана Миро и Энди Уорхола.

Конец прекрасной эпохи

27 февраля лондонское отделение Christie’s в Южном Кенсингтоне выставляет на продажу экспонаты из галереи Ross Hamilton, закрывающейся после 40 лет торговли антиквариатом. The Ross Hamilton Collection: Journeys to Pimlico Road – это 375 лотов, объединивших произведения как изящного, так и декоративного искусства – отражение уникального вкуса владельцев магазина – покойного Росса Гамильтона и Марка Бойса. Коллекция включает в себя индийскую, китайскую, английскую и европейскую мебель, китайский, японский и европейский фарфор, работы старых мас­теров и живопись XIX и XX веков. Оценочная сто­имость лотов варьируется от 400 фунтов до 40 тыс., а все собрание оценено примерно в 750 тыс. фунтов.

Австралиец Росс Гамильтон – один из первых торговцев антиквариатом, открывших в 1973 году свой собственный магазинчик на улице Пимлико. Изначально спокойный район Пимлико с неоклассическими особняками, красивыми садами и тихими скверами был предназначен для аристократов и состоятельных людей (тут жили Уинстон Черчилль, Лоуренс Оливье, Лаура Эшли). Но с появлением множества галерей и антикварных лавочек превратился в квартал богемы. Этому способствовала и близость галереи современного искусства Tate Modern.

Росс Гамильтон славился своим чутьем на самые лучшие по качеству картины, предметы мебели и интерьера, он любил называть себя truffle hound – «собакой, натасканной на отыскивание трюфелей». Успех к магазину пришел со дня его основания, туда часто заглядывали Рудольф Нуреев и Ричард Гир, Элтон Джон и принцесса Ли Радзивилл, не говоря уж об известных декораторах и стилистах.

Пещера Аладдина

«Guinevere – это сокровищница по-настоящему красивых, отборных вещиц, один из самых уникальных магазинов в мире, место, где я непременно испытываю восторг и черпаю вдохновение» – именно так отзывается о Доме Guinevere Antiques самая стильная и утонченная звезда Голливуда Гвинет Пэлтроу. В этом году легендарный магазин роскошных интерьеров и предметов мебели, основанный дизайнером шляп Женевьевой Уивер, отмечает свой 50-летний юбилей. По этому поводу отделение Christie’s в Южном Кенсингтоне 19 марта проводит аукцион, куда будет включено много лотов из частной коллекции Женевьевы, которые никогда ранее не появлялись на рынке, а также кропотливо отобранные сыновьями Уивер предметы из собрания самого магазина. На аукционе будет представлено 450 лотов с оценочной стоимостью около 700 тыс. фунтов, в то время как отдельные эстимейты начинаются от 500 фунтов.

Концепция Guinevere Antiques – эклектичное смешение стилей и эпох, традиций Востока и Запада. «Образы и интерьеры, созданные Guinevere, фантастически красивы, – рассказывает эксперт Christie’s Эдриан Хьюм-Сейер. – Ключ к успеху на этом рынке – представление вниманию клиентов самых красивых и необычных объектов, которые бросают вызов норме. Людей привлекает исключительное разнообразие. Однако основным качеством остается совмещение всех этих разных предметов, чтобы каждая вещь в интерьере имела смысл. Такая задача не всем по силам, но магазин Guinevere с легкостью с ней справляется. На одном дыхании они воссоздают интерьер баварского замка с его массивными шкафами и люстрами с оленьими рогами, а в следующий миг – комнату из шикарных нью-йоркских апартаментов, наполненную светом и воздухом, украшенную привезенными из Сенегала шкатулками черного дерева, декорированными иглами дикобраза, которые расставлены на стенном комоде от Paul Evans, выполненном из алюминия и пробкового дерева. Это умение, благодаря которому Guinevere завоевал популярность, делает наш аукцион невероятно увлекательным!»

Нередко в этой «пещере Аладдина» на Кингс-роуд можно встретить знаменитостей, прогуливающихся в поисках вдохновения, – Мадонну, Джейд Джаггер, Валентино, Нину Кэмпбелл. «Guinevere – это коллекция фантазий, по сравнению с которой интерьер наших собственных домов кажется скучным», – говорит дизайнер и бизнесмен сэр Дэвид Танг.

Приятные вещи

Женевьева Уивер приобрела первую антикварную вещь в Лондоне в 1959 году. Это был испанский столик из ореха, который обошелся ей в 100 фунтов и украсил ее дом с футуристическим дизайном в Ноттинг-Хилле. Понимая значение антикварной мебели с точки зрения ценности при перепродаже, Женевьева стала смотреть на нее совершенно по-другому. В то время торговля антиквариатом считалась исключительно мужским делом, однако для госпожи Уивер это не стало препятствием. Будучи страстным коллекционером, она придавала большее значение приобретению вещей, а не их продаже. «Если вы видите что-то, что вас совершенно покорило, вы должны это купить, – говорила она. – Приобретайте вещи, с которыми приятно жить, а не которым вы будете поклоняться».

Безусловно, предметы из Guinevere Antique необычны и эксклюзивны, однако какова их инвестиционная ценность? «Приобретение вещей на аукционе – большая возможность для проницательного покупателя получить отдачу от своих денежных вложений, – считает Эдриан Хьюм-Сейер, – так как это максимальное качество за разумную цену. В то же время я рекомендую людям покупать вещи, которые им действительно нравятся, могут украсить их дом и коллекцию, а не искать лучших способов для инвестиций. Рынок декоративно-прикладного искусства часто непредсказуем и подвержен влияниям моды. Но вещь, приобретенная на аукционе с умом, всегда сохраняет свою ценность, а зачастую и увеличивается в цене, в отличие от той, что куплена в розницу».

В антикварном мире у Guinevere Antique безупречная репутация. Несмотря на то что многие пытаются следовать бизнес-модели братьев Уивер, лишь некоторые могут похвастаться подобным разнообразием предлагаемых работ. «Поход в магазин Guinevere никогда никого не разочаровывал – в нем всегда находилось что-то экстраординарное, как и в предстоящем аукционе! – говорит Эдриан. – Один из самых интересных лотов – это, безусловно, датированная серединой XVIII века картина с изображением лондонского моста Путни и прекрасного вида на Темзу из Фулхэма (эстимейт – 20–30 тыс. фунтов) кисти неизвестного художника. На этой редкой работе мост запечатлен в точности таким, как он выглядел 250 лет назад, в то время как окружающий его пейзаж к сегодняшнему дню изменился до неузнаваемости. Еще одно произведение, заслуживающее особого внимания, – выполненная из известняка необычная модель шато, которая, по всей видимости, была создана любителем, однако отличается поразительной проработкой деталей (1200–1800 фунтов). Я бы и сам с удовольствием его приобрел, но этому препятствуют правила аукциона».

Ретроавтомобили в Бока-Ратоне

Бока-Ратон – небольшой курортный город на юго-восточном побережье Флориды – всегда был излюб­ленным местом проживания для богатейших людей Америки. Здесь находятся виллы Дональда Трампа, Мэрилина Мэнсона, Джона Бон Джови, многих известных спортсменов и фотомоделей. Именно Boca Raton Resort & Club аукционный дом Bonhams выбрал в качестве места проведения торгов редких и необычных ретроавтомобилей 23 февраля. Все эти модели также примут участие в смотре старинных автомобилей Boca Raton Concours d’Elegance – красивейшем мероприятии сезона.
Среди топ-лотов – Aston Martin DB6 Vantage Shooting Brake 1965 года (этих моделей в мире всего шесть). Образец спортивной универсальности, изначально он был задуман директором Aston Martin Дэвидом Брауном для перевозки оружия и собак, но пос­ле экспериментов с кузовом, на которые Radford не пожалел никаких средств, Aston Martin DB6 Vantage Shooting Brake неожиданно превратился в суперспорткар, отвечающий самым высоким требованиям.

Особого внимания заслуживает также и Porsche 911 Targa Soft Window Coupe 1967 года. При ограниченном производстве, впечатляющих технических характеристиках и стильном вневременном дизайне эта спортивная модель с открытым верхом приобрела огромное преимущество после полной реставрации, проделанной авторитетными специалистами Amalfi Racing. Другой необычный автомобиль Ferrari 365 GTB/4 Spyder Conversion с верхом из плексигласа, превращенный в кабриолет в Италии в 1971 году, сейчас считается образцом скорости и забавного, оригинального дизайна. Citroën Sahara 4x4 1965 года – строго утилитарный и при этом полностью инновационный. Оснащенный двумя мощными двигателями, по одному для каждой трансмиссии, прочный и надежный маленький кабриолет был предназначен для того, чтобы стать настоящей рабочей лошадкой для полиции и спасательных служб в Альпах и Пиренеях. Выпущенная в количестве 700 экземпляров, из которых не многие дожили до сегодняшнего дня, эта модель в последние годы высоко ценится коллекционерами.

А женщинам, конечно, особенно интересно будет посмот­реть на автомобиль, подаренный князем Арчилом Гуриели-Чконией своей жене – основательнице легендарной косметической марки Елене Рубинштейн. Огромный роскошный Rolls-Royce Wraith 7-Passenger Limousine обладает поистине аристократическим великолепием и безупречной родословной.

2 марта Bonhams проведет еще один автомобильный аукцион, но уже не в Штатах, а в Великобритании. На торгах в Оксфорде будут распродаваться «Бьюики» из частной коллекции. Самым интересным из них, пожалуй, станет один из двух автомобилей McLaughlin Buick 496 Tourer (эстимейт 40–45 тыс. фунтов), которым часто пользовались члены королевской семьи во время торжественных церемоний.­ 

Атлас



Ирина Удянская
27.02.2013

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (1)

Buffy 15.01.2014 14:31

Whoever edits and puelbshis these articles really knows what they're doing.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз







Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.