Пир в Театре Романа Виктюка


«Театр закрывается, нас всех тошнит» – пожалуй, произнести эти слова Хармса со сцены раз в жизни мечтал каждый режиссер. А Денис Азаров это сделал в своем первом спектакле на посту художественного руководителя Театра Романа Виктюка. Его премьерный «Пир» по текстам обэриутов (Объединения реального искусства – ОБЭРИУ), в число которых входили Хармс, Заболоцкий, Вагинов, Введенский, Олейников и другие.
12.09.2021




«Пир» начинается с кутежа. Мы оказываемся в цирке с кроваво-красным занавесом, Фокусником, расчленяющим ассистентку, Гоголем и Пушкиным, спотыкающимися друг о друга, клоунами с бутафорскими носами и кишками, которых сильно тошнит. В прямом смысле выблевав все штампы о том, как воспринимается поэзия обэриутов – как хохма и ржака, Азаров кардинально меняет картинку и настроение.

Он переносит зрителей в туманный лес, придуманный сценографом Алексеем Трегубовым, на абсурдистское застолье, где поэты и поэтессы, словно призраки из прошлого, читают свои странные стихи и ведут странные разговоры под барочные мадригалы. Этот нереальный мир-лес – междумирье, в котором пытались существовать обэриуты в ожидании чуда («Я просил Бога о каком-то чуде. Да да, надо чудо. Все равно какое чудо»). При помощи абсурда они не противостояли реальности, а ускользали от нее, чтобы познать реальность иную, подлинную – реальность искусства.

Однако укрыться в лесу-междумирье им не удалось: от обэриутов страшно тошнило государство – арестованы были все (и лишь Заболоцкий смог вернуться из лагерей). Так из ржачного спектакль становится поэтически-грустным, а потом абсурдистски-страшным. Кутеж переходит в поминки по всем невинно убиенным авангардистам XX века, последними представителями которых и были обэриуты.


Автор – Наталья Шастик.

Источник: Spear's Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз