Постоянный адрес статьи:
https://pbwm.ru/articles/pir-v-teatre-romana-viktyuka
Дата публикации
12.09
16:00
Рубрики:
Savoir Vivre
Напечатать страницу
«Пир» начинается с кутежа. Мы оказываемся в цирке с кроваво-красным занавесом, Фокусником, расчленяющим ассистентку, Гоголем и Пушкиным, спотыкающимися друг о друга, клоунами с бутафорскими носами и кишками, которых сильно тошнит. В прямом смысле выблевав все штампы о том, как воспринимается поэзия обэриутов – как хохма и ржака, Азаров кардинально меняет картинку и настроение.
Он переносит зрителей в туманный лес, придуманный сценографом Алексеем Трегубовым, на абсурдистское застолье, где поэты и поэтессы, словно призраки из прошлого, читают свои странные стихи и ведут странные разговоры под барочные мадригалы. Этот нереальный мир-лес – междумирье, в котором пытались существовать обэриуты в ожидании чуда («Я просил Бога о каком-то чуде. Да да, надо чудо. Все равно какое чудо»). При помощи абсурда они не противостояли реальности, а ускользали от нее, чтобы познать реальность иную, подлинную – реальность искусства.
Однако укрыться в лесу-междумирье им не удалось: от обэриутов страшно тошнило государство – арестованы были все (и лишь Заболоцкий смог вернуться из лагерей). Так из ржачного спектакль становится поэтически-грустным, а потом абсурдистски-страшным. Кутеж переходит в поминки по всем невинно убиенным авангардистам XX века, последними представителями которых и были обэриуты.
Автор – Наталья Шастик.
Источник: Spear's Russia