Дверь по-прежнему открыта
С начала 2022 года многие программы сотрудничества между Россией и западными странами были свернуты. Это коснулось и академической сферы. Но престижные частные школы по-прежнему готовы принимать россиян. Антон Солдатов узнал, что изменилось и о чем следует помнить, выбирая для ребенка такой путь.
Первый шок прошел, а спрос растет
Пандемия затормозила спрос на образование за рубежом. Многие страны ввели ограничения на пересечение границы, а школы перешли на дистанционный или гибридный формат. В этой ситуации многие семьи решили «переждать бурю». С другой стороны, в России по-прежнему активно развивались собственные программы подготовки международного уровня, налаживалось академическое сотрудничество.
Но на смену пандемии пришел кризис другого рода – связанный с разрывом международных профессиональных связей, изоляцией России со стороны стран и организаций, присоединившихся к санкциям. Закрываются фонды, которые давали стипендии и гранты для обучения российских студентов. Сократились программы обмена. Будущее еще более туманно: неизвестно, будут ли дипломы российских вузов котироваться за рубежом.
«Нынешняя ситуация подтолкнула родителей, – говорит Нина Колташова, основатель и генеральный директор агентства по обучению за рубежом ITFC. – Даже те, кто не рассматривал вариант зарубежного образования, меняют свое решение в сложившихся условиях». Обращений за помощью в подборе школы и подготовке к поступлению стало даже больше, чем в допандемийные времена, утверждают многие эксперты рынка.
По мнению Софьи Сазыкиной, директора агентства по обучению за рубежом SSA Education, это связано с несколькими факторами. В условиях неопределенности родители обращаются к образованию как к долгосрочной инвестиции. Часть школ, которые готовят учеников по программе международного бакалавриата (IB) в России, за год потеряли в рейтинге. IB открывает путь к обучению во многих колледжах и университетах мира. Более надежным вариантом становится получить IB сразу за рубежом.
При этом иностранные школы по-прежнему готовы принимать заявки от россиян, а учебные визы детям по-прежнему выдаются. «В начале прошлого года была нервная ситуация – выдача виз стояла на стопе, и мы не понимали, что будет дальше, – говорит Нина Колташова. – Но уже с июля процесс сдвинулся, все наши претенденты получили визы. В этом году проблем с визами также не было, как и со школами».
По словам экспертов, трудности могут коснуться в основном семей, которые попали под персональные санкции. Однако даже работа в компании, которая попала в «черный список», не препятствие. Часть сложностей может быть связана с гарантией средств на обучение (proof of funds). Школы запрашивают выписки из банков, и лучше всего выбирать для этого зарубежные банки. Могут запросить и информацию о происхождении средств. Однако, по словам Софьи Сазыкиной, последнее скорее редкость (так поступают 7–8% всех школ).
В чем преимущества школьного образования за рубежом
Прежде всего это необходимая ступенька для поступления в престижный вуз. Система образования в России отличается от той, которая принята в европейских странах, США и Канаде. В западных школах учатся 12–13 лет, и нашего 11-летнего аттестата недостаточно для поступления во многие университеты. К тому же школа дает необходимую адаптацию, которая облегчит дальнейшую жизнь и учебу.
«Если вы смотрите на это с иммиграционной точки зрения, преимущество школьного образования за рубежом очевидно, – утверждает Александр Никитич, основатель и директор Carfax Educational Consultants. – Для профессиональных перспектив это большой плюс. Сегодня почти во всех странах континентальной Европы и Великобритании закрыли программы инвестиционных виз. Россиянам сложно получать туристические и иммиграционные визы, ВНЖ. А вот со студенческими ситуация гораздо лучше».
Чем раньше человек встроится в учебную систему принимающей страны, тем проще ему будет дальше продвигаться в ней и в итоге получить хорошую работу. Например, Великобритания сегодня дает хорошие возможности для трудоустройства иностранцев. Выпускники вузов автоматически получают двухлетнюю визу без привязки к работодателю. «Раньше было необходимо найти работодателя, который был готов стать вашим миграционным спонсором, – говорит Александр Никитич. – Сейчас, буквально с 2020 года, это было отменено. И люди автоматически имеют возможность остаться на два года и за это время найти такую работу, которая позволит им получить рабочую визу долгосрочно».
Еще очень важный плюс – возможность вовлечься в глобальную экономику знаний. «К сожалению, сегодня мир науки тоже затрагивают политические события, – размышляет эксперт. – Научные связи в каком-то виде сохраняются и однажды будут восстановлены, я уверен в этом. А опыт, личные связи и полученная экспертиза – в зарубежном вузе, институте или компании – в любом случае будут полезным активом».
Нельзя забывать, что у зарубежного образования есть и подводные камни. Посылая детей учиться за рубеж, родители, с большой долей вероятности, закрывают для детей многие возможности в России. Нужно взвесить все за и против, сделать выбор осознанно.
Какую программу предпочесть
В частных школах Великобритании и стран Содружества ученик сначала обучается по программе GCSE (General Certificate of Secondary Education), где осваивает шесть-семь базовых предметов. Затем идет более узконаправленная программа A-level, где число предметов сокращается до трех-четырех. После этого можно поступать на любую специальность, причем практически в любую страну, независимо от места окончания школы. Можно податься на программу A-level сразу в выпускные классы, но в этом случае будет меньше времени на адаптацию, а это может сказаться на результатах.
Плюс программы в том, что можно самостоятельно выбирать себе предметы из обширного списка. Предметы могут быть самые разные – от классической литературы, физики и экономики до фотографии, психологии или физкультуры. В конце ученик пишет исследовательскую работу EPQ (Extended Project Qualification), на качество которой смотрят в университете при рассмотрении заявки.
Имеют значение и оценки по предметам. Высшая – А*. Престижные вузы, такие как Оксфорд или Лондонская школа экономики, потребуют результаты уровня ААА по трем предметам. «Часто A-level выбирают те подростки, которые к 15–16 годам уже хорошо представляют, какой карьерный путь хотели бы выбрать», – замечает Софья Сазыкина.
Другой вариант – программа международного бакалавриата (International Baccalaureate, или IB). В ней также есть подготовительная ступень – Pre-IB, которая длится год. Основная разница между A-level и IB в том, что последняя более широкая. Школьники изучают шесть предметов: три – на стандартном уровне и три – углубленно. При этом нужно обязательно выбирать предметы из разных сфер: языки, точные и социальные науки. Помимо основных предметов IB включает 50 часов креативной деятельности (Creativity, Action and Service), 50 часов спортивных мероприятий и 50 часов волонтерской деятельности. По результатам ученики пишут исследовательскую работу-эссе на выбранную тему.
IB традиционно считается более сложной и требовательной. Нагрузка здесь выше за счет предметов. Нужно учитывать, что в A-level оценки выставляются по окончании обучения, именно они учитываются, влияют при поступлении в вуз. А в IB оцениваются и промежуточные работы, которые ученик выполняет в течение всего курса. В Великобритании IB считается более строгой подготовкой к университету, чем A-Level. В топ-20 британских университетов чаще попадают выпускники IB, а не A-level.
В целом, если вы ориентируетесь на поступление в британский вуз, а у ребенка есть ярко выраженные склонности (к примеру, он интересуется технологиями или, наоборот, хочет заниматься мультимедиа), стоит рассмотреть школы с программой A-level. Плюс в том, что здесь можно сконцентрироваться на более прикладных дисциплинах вроде дизайна, технологий и бизнеса. А если ребенок блистает в разных областях, он активен и хорошо справляется с нагрузками, ему может подойти IB. Но в любом случае это не единственные критерии и лучше проконсультироваться со специалистами на этапе подготовки.
Как выбрать страну и школу для обучения
Самыми популярными направлениями сегодня остаются Великобритания, США, Канада, Швейцария, Франция, Германия. Именно там находятся школы, занимающие самые высокие рейтинги. В последний год к популярным направлениям добавились и новые, например Арабские Эмираты. При выборе страны и школы эксперты советуют учитывать разные критерии:
- программы (A-level в основном используется в странах Британского Содружества, но также и в ряде других стран, например в ОАЭ; а вот IB более распространена);
- местные особенности, культурная среда;
- язык, на котором ведется обучение (чаще всего это английский, но в странах Европы могут быть и другие – например, в Швейцарии образование доступно сразу на нескольких языках);
- место школы в международных рейтингах;
- особенности размещения (например, школы-пансионы часто находятся вдали от города, в безопасной и экологичной среде);
- способности и уровень знаний ребенка, его предпочтения.
Стоит обратить внимание на результаты выпускников школы – GCSE, IB и A-Level. Можно уточнить на этапе выбора, какой процент учеников получал высшие баллы по результатам экзаменов за недавнее время. Также имеет смысл подробно изучить и программу внеклассных занятий. Зачастую именно они помогают ребенку приобрести soft skills, которые будут полезны для создания связей, поиска работы и других возможностей.
Следует также изучить статистику на предмет того, в какие вузы поступают ее ученики. Из перечня университетов, которые чаще всего выбирают выпускники, можно сделать вывод не только об уровне академической подготовки, но и о специализации школы. Хотя программа в целом одинаковая, в каких-то заведениях традиционно сильны технические предметы, а в каких-то, наоборот, гуманитарные.
В выборе школы эксперты советуют идти по принципу воронки. По мнению Александра Никитича, нужно сначала отобрать широкий список, который соответствует вашим критериям, а затем сфокусироваться на пяти-шести конкретных опциях. Можно написать в школу письмо с вопросами – например, о том, как устроена система адаптации и поддержки учеников из других стран.
Если есть такая возможность, лучше посетить школу, которая вас интересует, советует эксперт. В ходе визита можно пообщаться с директором и преподавателями, прояснить свои ожидания от обучения. Многие школы-пансионы организуют краткосрочные лагеря, где ребенок может подтянуть язык и получить представление о том, что его ждет. Это поможет ему самому определиться с выбором, а адаптация пройдет быстрее.
Что нужно учитывать при подготовке к поступлению
Эксперты советуют начать подготовку к поступлению как можно раньше. «В престижные школы всегда есть конкурсный отбор, и важно подготовиться максимально хорошо. Самое важное – вовремя подать документы, – подчеркивает Александр Никитич. – Часто семьи, которые не сталкивались с этой историей, не знают, сколько времени придется на это потратить». Подавать заявку нужно не позднее чем за год до начала обучения, а в некоторые школы – за два или даже три года. Стоит иметь в виду, что срок рассмотрения решений о выдаче учебных виз в последнее время также увеличился (в том числе за счет более тщательной проверки документов).
Нужно учитывать и особенности учебного цикла. В Великобритании, к примеру, среднее образование разделено на ступени, и лучше всего подгадывать поступление к началу программы. По мнению Нины Колташовой, если речь идет о Британии и школах с аналогичной системой, лучше всего отправлять ребенка с 13 лет. В этом возрасте ученики переходят на программу GCSE, после которой уже идет A-level.
Частные школы в Великобритании и других странах принимают учеников по результатам вступительного тестирования. Обычно это не один тест, а несколько: по английскому языку, часто по математике и логическому мышлению (non-verbal reasoning тест), а также личное интервью. Часто родители прибегают к услугам преподавателей именно из тех стран, где находятся школы. В этом помогают агентства, которые напрямую сотрудничают со школами. Они могут оценить потенциал ученика и подобрать подходящие варианты с учетом его способностей.
Как относятся к ученикам из России
В основном эксперты говорят о позитивном и ровном отношении к юным россиянам, что характерно для большинства частных школ. «Школы Британии абсолютно ровно относятся к российским учениками – точно так же, как относились и на протяжении последних 30 лет, – подчеркивает Александр Никитич. – Да, были свернуты программы университетских обменов. Но что касается частных случаев студентов, какой-то дискриминации мы не заметили».
Как правило, школы очень тщательно следят за недопущением какого-либо буллинга по тому или иному признаку. В Великобритании в школах существуют специальные департаменты по благополучию учеников (wellbeing). Дети могут прийти туда, поделиться своими эмоциями, пообщаться с психологами. Часто в школах проводятся профилактические беседы, чтобы не допустить буллинга и конфликтов.
«В нынешней ситуации такие школы особенно ценят свою роль – оплота безопасности, мира и добра, – говорит Софья Сазыкина. – И, что важно, им удается эту роль поддерживать. Это в том числе одна из сильных сторон такого формата обучения. Он учит детей находить общий язык, работать вместе и договариваться, несмотря на их происхождение и все сложности взаимоотношений между странами».
Источник: WEALTH Navigator
Эндаументы: благотворительность сквозь века
От академии Платона в древних Афинах до Физического института им. Лебедева и НИИ скорой помощи им. Склифосовского в современной Москве. Людмила Пантелеева вспоминает важнейшие вехи истории фондов целевого капитала, акцентирует внимание на «русском следе» при создании Нобелевского фонда – пожалуй, самого известного в мире эндаумента – и рассказывает, как миллионы купца-мецената из Вологды оказались заморожены в швейцарском банке.
Лазурь и виноцветие
Пятизвездочный Cap St Georges Hotel & Resort, открывшийся на Кипре в 2022 году, не ограничивает доступ своих гостей к главным кипрским достопримечательностям – небу и морю. Отель располагается на западной оконечности острова и стоит на высоком холме, каскадом спускаясь к пляжу. Все номера и виллы обращены здесь к морю. Благодаря такому расположению и ландшафту каждый вечер отель демонстрирует своим гостям невероятно красивые закаты. Как морская гладь меняет оттенки от лазуревых до виноцветных на протяжении неспешного кипрского дня, в Cap St Georges любовалась Наталья Роно.
Миллионы текут на Ближний Восток
Отток долларовых миллионеров из России по итогам 2024 года замедлится более чем в восемь раз по сравнению с 2022‑м. Страной, которая потеряет больше всего состоятельных граждан, по-прежнему останется Китай. Не изменится и главный центр притяжения релокантов с капиталами. Это вновь Объединенные Арабские Эмираты, свидетельствует отчет, отслеживающий миграционные тенденции в мире частного капитала и инвестиций.
Картинки для выставки
Собирать довоенную советскую фотографию неимоверно трудно, но на это стоит потратить годы жизни и сотни тысяч долларов. Знаменитый коллекционер Алекс Лахман объяснил это WEALTH Navigator на своем собственном примере.
Школы XXII века
В 2022 году Ближний Восток стал новым востребованным направлением для среднего образования у россиян – это отмечают многие эксперты на рынке международного образования. Лучшие частные школы региона по многим параметрам не уступают британским, заверила Антона Солдатова директор агентства зарубежного образования ITEC Нина Колташова.
Прагматизм другого порядка
Образование не привилегия, а неотъемлемое право каждого, и российские предприниматели готовы помогать его реализации, вкладывая личные деньги в создание частных школ и детских садов. Хотя чаще всего эти инвестиции трудно назвать бизнесом в чистом виде, для многих – как следует из дискуссии, организованной в конце апреля Рыбаков Фондом, – они продиктованы прагматизмом, но другого порядка.
Как пересобираются школы
Когда нынешние первоклашки вырастут, более половины из них будут работать по тем специальностям, которых пока не существует. Это означает, что образовательные системы должны готовить детей к жизни и работе в неизвестном (и невообразимом пока) мире. Содержание и формы образования будущего обобщил Антон Солдатов.
Оставить комментарий