Асторическое в Петербурге
Легендарная «Астория» на Большой Морской, главным фасадом выходящая на Исаакиевскую площадь, впускающая в свои интерьеры грандиозного Исаакия, – место мифологическое. Как и положено историческим гранд-отелям, где реальность всегда перемешивается с выдумками, как строгий расчет с капризным мотовством в головах их богатых гостей. Наталья Роно рассказывает истории реальные и выдуманные, которые случались в «Астории» за 111 лет существования этого отеля.
Войдя в свой номер в отеле «Астория», я первым делом открываю шкаф: а вдруг там Римский Григорий Данилович из «Мастера и Маргариты». Финансовый директор московского Театра варьете, который после выступления на подведомственной ему сцене Воланда и команды сбежал в Ленинград, снял номер 412 в гостинице «Астория» и спрятался в платяном шкафу от нечисти. Увы, Римского я там обычно не нахожу. Но во время короткой обзорной экскурсии по номеру, которую, как правило, устраивают каждому вновь заселившемуся гостю, обязательно справляюсь о его существовании: бродит ли призрак булгаковского героя по гостинице?
Гости и призраки
В гранд-отелях, роскошных, легендарных, с историей, мифологией и сонмом великих постояльцев, призраков может быть целый набор. Их явно не стоит бояться. Они гении места, добрые духи, напитавшие его энергией, легендами, анекдотами. В «Астории» все кандидаты в призраки подсчитаны: золотые таблички с именами знаменитых гостей висят на стене перед лифтом в центральном лобби. Мы приезжаем в дорогой отель не только за безупречным сервисом по баснословной цене и роскошным убранством, но и за возможностью побывать в их компании. Отель – та самая территория, где пересекаются смертные и кумиры, таланты и поклонники, реальность и мифотворчество.
Мне чудятся в «Астории» Римский и его создатель Булгаков, часто здесь останавливавшийся, живший однажды целый месяц, предпочитавший номера на четвертом этаже, где он и спрятал от вампиров своего персонажа. А кто-то будет грустить в «Астории» о Вертинском, который умер 21 мая 1957 года в номере 208, так и не дописав книгу мемуаров «Мой путь к инфаркту». Через 10 лет в номере 201 Владимир Высоцкий запишет магнитоальбом, который разойдется по стране под названием «Астория». Любопытно, что дебют Высоцкого как актера тоже косвенно связан с этим отелем. На первом курсе он сыграл роль в студенческой постановке пьесы «Гостиница “Астория”» Александра Штейна, рассказывающей про блокадный Ленинград, когда отель переоборудовали в госпиталь.
Миры и другие измерения
Гранд-отели – те еще порталы в иные миры и эпохи. «Астория», построенная в 1912 году по проекту Федора Лидваля в стиле северного модерна, за 111 лет своей истории не менявшая предназначение (военное время не в счет), способна отправить своих гостей прямиком в нашу «прекрасную эпоху» – «серебряный век», время до большой войны и кровавой революции, когда насмерть на поэтических батлах бились в основном поэты. Маяковский и Северянин, например. «Что я в поэзии – асторик, / Как ты в “Астории” – поэт» – вдарил однажды первый второму, обидевшись на то, что проиграл ему выборы «Короля поэтов». В стихотворении «Последняя петербургская сказка» Маяковский рассказал нам также о вкладе отеля в настроение того развеселого поэтически-пьяного времени: «Стоит император Петр Великий, думает: “Запирую на просторе я” – а рядом под пьяные клики строится гостиница “Астория”. Сияет гостиница, за обедом обед она дает».
Отобедать в «Астории» можно и сегодня – в декадентском красно-белом интерьере главного ресторана, заказав икру осетровую отборную из Волгореченского рыбного хозяйства (5000 рублей), оливье с камчатским крабом (1950 рублей), рассольник по-ленинградски (700 рублей), котлету по-киевски с гречей (1200 рублей) – а с чем еще можно кушать котлету в литературном Петербурге? Такой обед вполне себе путешествие в номенклатурную «Асторию», прекрасный фасад для дорогих иностранных гостей, которым гостиница была в Советском Союзе. И в этом статусе принимала, например, писателя Герберта Уэллса, приехавшего в 1934-м брать интервью у Сталина.
В 1997 году «Астория» соблазнила другого англичанина и, пожалуй, главного иностранца в своей новейшей истории – сэра Рокко Форте, который купил ее, добавив к своей коллекции роскошных отелей по всему миру. Инвестиции группы Rocco Forte Hotels позволили превратить «Асторию» в пятизвездочную гостиницу мирового уровня. Во время масштабной реконструкции 1999 года были восстановлены многие элементы исторических интерьеров. Из номенклатурной «Астория» опять стала «прекрасной», как при Лидвале, Северянине и первом управляющем Луи Терье, который превратил ее в лучший отель Российской империи, давал тут пиры и чаепития, любимые поэтами. Традиция послеобеденных чаепитий сегодня возобновлена: чай с разными закусками подают в Rotonda Lounge ежедневно с 15 до 18 часов. Приходить можно с поэтом и без него, выбирать чай по-русски (2100 рублей) или по-английски (2500), запивая французским шампанским (4800 и 5100 рублей).
Петербургское и английское
«Римский обнаружен в номере 412 гостиницы “Астория”, в четвертом этаже, рядом с номером, где остановился заведующий репертуаром одного из московских театров, гастролировавших в то время в Ленинграде, в том самом номере, где, как известно, серо-голубая мебель с золотом и прекрасное ванное отделение», – читаем мы у Булгакова. Сегодня позолоченных интерьеров в «Астории» нет. Все стало сдержаннее, но с яркими акцентами, роскошно, но не чрезмерно. Нет и одинаковой планировки. Перекраивая пространство по современным стандартам пятизвездочного отеля, дизайнерам пришлось искать уникальные решения, делать номера разными по размерам, внутренней организации и площади ванных комнат.
Автором дизайн-концепции отеля была Ольга Полицци, главный декоратор всей сети Rocco Forte Hotels, сестра сэра Рокко Форте. В интерьерах «Астории» она соединила северный модерн с английскостью, как в Rotonda Lounge традиции самоварного чаепития объединили с британским five o’clock. В палитре номеров сегодня доминируют спокойные, холодные тона: синий, голубой, светло-зеленый, ментоловый – в цвет пастельного питерского неба, как напоминание о том, что гостиница находится на Большой Морской. Иногда сине-зеленую гамму разбавляют теплые акценты из приглушенного бордового, красного, коричневого, что перекликается с цветом мрамора Исаакиевского собора, роскошный вид на который открывается из некоторых номеров.
Сняв Junior Suite Cathedral View, пожив в нем несколько дней, пожалуй, точно станешь убежденным импрессионистом: Исаакий за окном всегда выглядит по-разному, меняет цвет и настроение в зависимости от освещения, доброжелательности и высоты питерского неба, как другой собор – Руанский – на полотнах Клода Моне. Особые отношения с Исаакием выстраиваются у гостей Tsar Suite, главного отельного люкса: громадина архитектора Монферрана за окном здесь буквально проникает в интерьер пространства, спроектированного по принципу анфилады. Tsar Suite площадью почти 300 кв. м, с тремя спальнями, обеденной комнатой на 10 персон, библиотекой из 300 томов русской и зарубежной классики, тренажерным залом, деревянным полом и предметами антиквариата, – один из самых больших в Петербурге.
В декоре общественных зон «Астории» появляется пурпур – цвет не только императоров, но и исторических гранд-отелей. Красный доминирует в главном ресторане и баре Lichfield, названном так в честь фотографа лорда Патрика Личфилда, хорошего друга сэра Форте, снимавшего в СССР в 1989 году. Красный внутри сочетается с красным снаружи – с ярко-алыми маркизами, украшающими окна в пол на первом этаже.
В прошлом году, к 110-летию со дня открытия, отель пережил еще одну реновацию – масштабное обновление фасада. В ходе очистки и реставрации ему вернули первоначальный цвет – серовато-розоватый, что, правда, вызвало споры, так как многие десятилетия центральный ярус «Астории» был шоколадным. Но привычный цвет не был аутентичным. Только сейчас отель стал таким, как его задумал архитектор Лидваль, зарифмовал Маяковский и мифологизировал Булгаков. И так он точно будет лучше выполнять главную миссию гранд-отелей – телепортировать своих постояльцев в прекрасные времена, исполнять желания о беззаботной жизни, позволять жить по соседству с великими и знаменитыми.
Источник: WEALTH Navigator
Эндаументы мирового масштаба
Составляя специально для WEALTH Navigator ренкинг крупнейших мировых эндаументов, Людмила Пантелеева среди прочего напоминает полудетективную историю фонда мормонов, деньги из которого расходовались отнюдь не на богоугодные начинания, и объясняет, как элитный жокейский клуб превратился в главного благотворителя Гонконга.
Союз EXEED и интернета
За ближайшее десятилетие автомобили изменятся больше, чем за весь прошлый век. Индустрию стремительно трансформируют новые технологии и онлайн-сервисы. Один из убедительных примеров происходящих изменений – флагман бренда, Новый EXEED VX.
Экономика образов
Галерея pop/off/art, которая давно ассоциируется с Винзаводом, открыла второе пространство, на этот раз в центре Москвы. Ее основатель Сергей Попов рассказал WEALTH Navigator о том, кого, где и кому он теперь собирается показывать, объяснив заодно, может ли интерес к современному искусству служить экономическим индикатором, каким модам следуют сегодняшние коллекционеры, как развиваются события в противостоянии реализмов и концептуализмов и что призваны делать художники, а что – галеристы.
Кого и почему поддерживают через «вечные фонды»
Людмила Пантелеева — о разнице в предпочтениях благотворителей-миллиардеров и филантропов «из народа».
«Линия» на песке
Представьте себе город, плотность жителей в котором почти в девять раз выше, чем в самом густонаселенном московском районе Зябликово (265 тыс. человек на 1 км² против 30,5 тыс.). Город необычной формы расположен в одном из наиболее жарких мест на Земле, в нем нет автодорог, личный транспорт под запретом. Урбанистический кошмар? Нет, напротив, прообраз человекоцентричных городов будущего, невиданный в истории пример абсолютной энергоэффективности и максимального комфорта для жителей, отвечают власти Саудовской Аравии.
Блюдо дня в А-Клубе: черная уточка
Где бы вы ни были – в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи или Красноярске, – черная уточка, символ А-Клуба, укажет на лучшие места для завтрака, встречи с бизнес-партнерами или ужина с семьей. По мнению многих экспертов, в том числе из Frank RG, А-Клуб предоставляет своим клиентам лучший сервис private banking. Поэтому А-Клуб рекомендует тех, кто показывает такой же высокий уровень сервиса.
Окнами на Глобальный Юг
Среди архитектурных и урбанистических проектов, которые привлекают внимание профессионального сообщества, с каждым годом все больше примеров из развивающихся стран. Удивляться этому не надо, потому что именно в них присутствует огромный спрос на качественную среду, а растущая экономика создает условия для его адекватного удовлетворения. Лидерство уже давно и уверенно держит Китай – как по количеству ярких и сильных решений, в первую очередь в области общественной и коммерческой архитектуры, так и по уровню их реализации. Но и другие регионы не стоят на месте. WEALTH Navigator отобрал несколько интересных проектов из стран БРИКС, которые отметились за последние два-три года в списках финалистов и победителей различных международных архитектурных премий.
Дворец на набережной Круазет
Пятизвездочный Hotel Barrière Le Majestic Cannes расположен в Каннах на набережной Круазет всего в 200 м от знаменитого Дворца фестивалей и конгрессов, где каждый год в мае проходит Каннский кинофестиваль. Отель стал его партнером в первый же год, в 1946-м, и с тех пор принимает у себя кинозвезд и всех других участников престижного киносмотра, устраивает им вечеринки и кинопоказы в своем отельном кинотеатре, ублажает, подшивает наряды, погружает в волшебный, беззаботный мир люксового гостеприимства. Наталья Роно рассказывает, почему городу Каннам и Каннскому фестивалю без Le Majestic никак не обойтись.
Оставить комментарий