«У россиян стало меньше возможностей покупать одежду и обувь в Европе»
Константин Ефимов – о том, как изменился российский рынок премиальной мужской одежды и обуви после начала СВО.
Отвечая на новые вызовы
Как только началась спецоперация, сразу появилось несколько моментов, которые стали определенными вызовами для бизнеса. В первую очередь для большинства российских компаний, конечно, встал вопрос с поставщиками. Мы занимаемся изготовлением мужской одежды и обуви на заказ, и здесь ключевое значение имеет качество тканей и материалов. До спецоперации у нас было много партнеров в Западной Европе, прежде всего в Италии, которая является ключевым поставщиком тканей премиального уровня. Были опасения, что это сотрудничество прекратится.
К счастью, люди на местах не лишены здравого смысла и ориентированы на интересы бизнеса. Нам удалось найти способ взаимодействия, который позволяет не разрушить наши многолетние связи. Кроме того, в последние годы мы активно росли, поэтому к началу СВО у нас уже был довольно большой пул поставщиков в других странах, например Китай (Гонконг), Индия. С ними сотрудничество также продолжается в прежнем ключе.
В определенный момент возникли сложности с транзакциями. Деньги из России стали токсичными, и нам пришлось искать пути решения этого вопроса. Мы белая компания и официально работаем со всеми поставщиками. На текущий момент этот вопрос также решен.
А вот логистика изменилась, и очень сильно. Европейские хабы, через которые мы работали раньше, просто встали. Азиатские коридоры работают, но все равно пришлось радикально перестраивать маршруты. Логистический путь сильно удлинился, появилось больше точек, через которые, условно говоря, летит самолет. Это, конечно же, отразилось и на стоимости логистики, а значит, неизбежно должно было повлиять и на стоимость конечной продукции для клиентов. Так и произошло бы, если бы не изменился обменный курс рубля. Поэтому в нашей компании цены даже снизились по сравнению с тем, что было до спецоперации. Я знаю, что так происходит далеко не у всех, но мы работаем с нашими клиентами совершенно прозрачно. Несмотря на то что увеличились издержки из-за роста транспортной составляющей, есть возможность сделать наши цены более привлекательными, и мы этим воспользовались.
Западные бренды освободили рынок
Есть и еще один момент для российского рынка мужской одежды и обуви – это уход или приостановка работы многих известных западных брендов. Да, в некоторых случаях он чисто декларативный, потому что бренды стали работать через посредников либо под другими названиями. Но все равно конкурентное поле стало ощутимо свободнее. Многие российские производители одежды, обуви, аксессуаров получили шанс заявить о себе.
Плюс россияне стали меньше ездить в Европу. Соответственно, они уже не покупают там одежду и обувь, а для приобретения привычных брендов в России стало меньше возможностей. Поэтому все больше людей интересуются услугой пошива на заказ.
Состав целевой аудитории не изменился: это мужчины, имеющие определенный уровень дохода, так как изделия, пошитые на заказ, – это все-таки не массмаркет, они стоят на порядок дороже. Эти мужчины, как правило, работают там, где есть дресс-код, – госсектор, финансовый сектор, топ-менеджмент. Также клиентами часто являются люди, имеющие нестандартные размеры. Например, высокий рост, крепкое телосложение, слишком большая разница между верхом и низом, что часто наблюдается у спортсменов.
В некоторых городах, где работает наша компания (на текущий момент это 11 городов России), чувствуется отток клиентов, которые раньше заказывали у нас услугу пошива, – кто-то уехал из страны, кто-то попал под мобилизацию, кому-то сейчас просто не до новых заказов. Но взамен всегда приходят новые – это стандартная ситуация для бизнеса. Поэтому ни в объемах продаж, ни в количестве клиентов мы не ощущаем падения. Да, в моменты выхода определенных новостей мы видим некоторую нервозность, но через пару недель люди привыкают и начинают думать о том, как жить в новых условиях.
Спецоперация отодвинула на задний план пандемию, поэтому мы наблюдаем возросший запрос на «живое» общение, встречи и мероприятия офлайн. А во время бизнес-встреч присутствует определенный дресс-код. Люди постепенно возвращаются к пиджакам и костюмам, тогда как в пандемию они носили более уютную и свободную одежду.
Поэтому, вопреки сложной ситуации, мы смотрим в будущее скорее с оптимизмом. В декабре планируем открыть представительство Indever в 12-м городе, Омске. Есть планы и по выходу в страны СНГ, мы давно просчитывали этот шаг, но каждый раз что-то останавливало. Сейчас самое время.
Во время пандемии мы запустили кэжуал-линейку (джинсы, брюки чиносы, рубашки-поло, сникеры), которая сразу стала пользоваться популярностью. В этом году мы добавили еще один продукт в кэжуал – начали шить трикотажные изделия (водолазки, кардиганы, джемперы, худи и т. п.) на заказ. Наши клиенты встретили это начинание на ура во всех городах нашего присутствия. Это редкое явление. Обычно мы видим некоторые нюансы в предпочтениях клиентов в разных регионах. Например, Урал более консервативен, там клиенты выбирают более спокойные оттенки, а в Москве, Казани, Санкт-Петербурге востребованы более яркие цвета. Локальные особенности влияют на фасон, крой, выбор тканей. Но вот трикотажные изделия понравились всем, возможно, в силу климатических условий в нашей стране. Плюс качественные трикотажные изделия в магазинах сейчас стали стоить космических денег. Независимо от того, насколько богат клиент, у него все-таки есть свой порог, сколько он готов отдать, к примеру, за водолазку. Мы планируем и дальше наращивать это направление. Также добавили аксессуары – шапки, шарфы из разных материалов (шерсть, кашемир и другие).
Модно все, что вам нравится
После начала спецоперации в модной среде появилась шутка, что мы стоим на пороге бума на военный стиль и что производителям стоит заблаговременно переключиться на пошив спецодежды. Но это не более чем шутка. Мужская классическая одежда – вещь довольно консервативная и стабильная. За 100 лет крой мужского костюма принципиально не поменялся – пиджак как был «с двумя карманами по бокам и одним нагрудным», так и остался. Могут меняться объемы, длины, какие-то нюансы в дизайне, но основные каноны остаются неизменными.
Даже модные веяния в нашем сегменте вторичны. Мы скорее про стиль, чем про моду. И своим клиентам также рекомендуем не гнаться за модными тенденциями, так как они меняются очень быстро. Важно, чтобы одежда была по размеру и подходила именно конкретному человеку. Да, в зависимости от моды можно сделать чуть уже в одном месте, чуть шире в другом, но нельзя идти на компромисс даже с самым модным дизайнером и носить то, что вам не по душе. Другими словами, модно – это все, что вам идет, и все, что вам нравится!
Константин Ефимов, генеральный директор Indever
Источник: WEALTH Navigator
Эндаументы: благотворительность сквозь века
От академии Платона в древних Афинах до Физического института им. Лебедева и НИИ скорой помощи им. Склифосовского в современной Москве. Людмила Пантелеева вспоминает важнейшие вехи истории фондов целевого капитала, акцентирует внимание на «русском следе» при создании Нобелевского фонда – пожалуй, самого известного в мире эндаумента – и рассказывает, как миллионы купца-мецената из Вологды оказались заморожены в швейцарском банке.
Лазурь и виноцветие
Пятизвездочный Cap St Georges Hotel & Resort, открывшийся на Кипре в 2022 году, не ограничивает доступ своих гостей к главным кипрским достопримечательностям – небу и морю. Отель располагается на западной оконечности острова и стоит на высоком холме, каскадом спускаясь к пляжу. Все номера и виллы обращены здесь к морю. Благодаря такому расположению и ландшафту каждый вечер отель демонстрирует своим гостям невероятно красивые закаты. Как морская гладь меняет оттенки от лазуревых до виноцветных на протяжении неспешного кипрского дня, в Cap St Georges любовалась Наталья Роно.
Миллионы текут на Ближний Восток
Отток долларовых миллионеров из России по итогам 2024 года замедлится более чем в восемь раз по сравнению с 2022‑м. Страной, которая потеряет больше всего состоятельных граждан, по-прежнему останется Китай. Не изменится и главный центр притяжения релокантов с капиталами. Это вновь Объединенные Арабские Эмираты, свидетельствует отчет, отслеживающий миграционные тенденции в мире частного капитала и инвестиций.
Картинки для выставки
Собирать довоенную советскую фотографию неимоверно трудно, но на это стоит потратить годы жизни и сотни тысяч долларов. Знаменитый коллекционер Алекс Лахман объяснил это WEALTH Navigator на своем собственном примере.
Миллионы текут на Ближний Восток
Отток долларовых миллионеров из России по итогам 2024 года замедлится более чем в восемь раз по сравнению с 2022‑м. Страной, которая потеряет больше всего состоятельных граждан, по-прежнему останется Китай. Не изменится и главный центр притяжения релокантов с капиталами. Это вновь Объединенные Арабские Эмираты, свидетельствует отчет, отслеживающий миграционные тенденции в мире частного капитала и инвестиций.
Закопать миллионы
Купить остров подальше от цивилизации и построить там подземный бункер, чтобы переждать в нем конец света. Таков был план основателя биржи FTX Сэма Бэнкмана-Фрида. Взлет миллиардера-вундеркинда к вершинам богатства на волне бума криптовалют поражает воображение, столь же фантастической была и история молниеносного краха. Состояние Бэнкмана-Фрида в 26 млрд долларов испарилось буквально за неделю, и ближайшие четверть века по решению суда он должен провести не на тропическом атолле, а в тюрьме. Но WEALTH Navigator заинтересовали не столько драматические перипетии жизненного пути бизнесмена, сколько обнародованные на процессе по его обвинению в мошенничестве документы. Они проливают свет на экзистенциальные страхи миллиардеров с Манхэттена и из Кремниевой долины, а также распространенные стратегии подготовки к краху цивилизации, который пугает многих ультрахайнетов.
Изнанка провидца
Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.
Препарируя буржуа
Вышедший в издательстве Individuum перевод книги Элизабет Шимпфёссль «Безумно богатые русские» – убедительное доказательство того, что крепкая теоретическая база, помноженная на выверенную методологию, академическое упорство и научную беспристрастность, дает весьма любопытный результат.
Оставить комментарий