Сингапур VS Швейцария
Последствия финансового кризиса, напряжение в международной политике, а также нововведения в российском законодательстве молниеносно отразились на поведении хайнетов. Сегодня инвесторы сознательно уходят из «старых» финансовых центров, доверив свои средства «новым», рассказывает Алена Сахарова.

Алена Сахарова
Руководитель офиса PSB Asset Management AG (Zurich)
Мир не стоит на месте: изменения в политике и экономике, международных отношениях и правовой системе способствуют пересмотру приоритетов инвесторов. Неоправданный риск в ожидании высокой доходности уже не так важен, как надежность банковского института и сохранность денежных средств.
Финансовый кризис и его последствия, ужесточение международных и локальных правовых норм, регулирующих финансовые, в частности банковские, правоотношения, более высокие требования инвесторов к конфиденциальности личной информации и сохранности активов привели к стремительной и сознательной смене финансовых центров для управления и хранения активов. В течение последних десяти лет отмечается устойчивый тренд перехода частных инвесторов от офшорных юрисдикций к классическим финансовым центрам, таким как Швейцария, Лондон, Люксембург и Сингапур. По состоянию на 2014 год объем капитала, размещенного в частных зарубежных банках, составляет более 20 трлн долларов США, около 40% из которых хранятся в офшорных юрисдикциях.
Швейцария была и остается одним из лидирующих финансовых центров по объему размещенного частного капитала. Около 3 трлн активов хранятся в швейцарских банках, больше половины составляют средства иностранных инвесторов. Возникает вопрос: есть ли достойные альтернативы Швейцарии? Конечно, есть. Так, с 2011 года Сингапур занял место одного из наиболее динамично развивающихся финансовых центров Азии, стремительно привлекая и наращивая активы частных клиентов. Сингапур исторически был и остается стратегически важным центром торговли с Южной Азией, сосредоточив в одной стране 2/3 всех азиатских активов. Сегодня все чаще можно встретить сравнение Сингапура и Швейцарии, некоторые называют Сингапур «азиатской Швейцарией». И это вполне справедливо, так как аналогично Швейцарии более 80% частного капитала, хранящегося в частных банках Сингапура, – средства иностранных инвесторов.
Можно ли рассматривать Сингапур в качестве полноценной замены Швейцарии? Несколько интересных фактов позволят каждому самостоятельно ответить на данный вопрос.
Во-первых, банковская система Швейцарии практически на 200 лет старше банковской системы Сингапура, что обуславливает ее состоятельность, функциональность и зрелость. Впрочем, что касается надежности, то в рейтинг самых надежных банков мира Word’s 50 Safest Banks входят как швейцарские банки (например, расположившийся на 3-м месте Zurcher Kantonalbank), так и банки из Сингапура (банк DBS – 12-е место рейтинга).
В то же время определение банковской тайны в Швейцарии и Сингапуре и нормативная база, ее регулирующая, кардинально отличаются. Банковская тайна в Швейцарии впервые была установлена на законодательном уровне в 1934 году законом о банках и банковской деятельности. За нарушение банковской тайны в Швейцарии предусмотрена уголовная ответственность. В Сингапуре же понятие банковской тайны появилось в законе о банках лишь в 2001 году.
Сравнивая Швейцарию и Сингапур, нужно помнить, что каждая юрисдикция подходит для инвестиций в определенные классы активов. Поэтому прежде чем выбирать юрисдикцию, инвестору необходимо дать самому себе ответы на следующие вопросы: в какие классы активов он хотел бы инвестировать, будут ли стратегии инвестирования агрессивными или спокойными, насколько критичны для инвестора расходы по содержанию инвестиционного счета?
Если начать с последнего, то комиссии за обслуживание счета, хранение и совершение сделок на рынке ценных бумаг в Сингапуре ниже, чем в Швейцарии. Однако минимальный размер счета частного клиента в Сингапуре, как правило, в два-три раза больше, чем в Швейцарии, и составляет около 2–3 млн долларов США.
В вопросе дополнительных затрат, о которых нужно знать инвестору, в Швейцарии существует гербовый сбор (налог) на переход права собственности при покупке/продаже ценных бумаг. Ставка налога варьируется от 0,15% для сделок со швейцарскими ценными бумагами до 0–0,30% для сделок с иностранными ценными бумагами. В Сингапуре такого налога нет, что делает его более привлекательным для инвесторов, предпочитающих активные инвестиции в акции и глобальные фонды. По нашему опыту, инвесторы чаще используют Швейцарию для инвестиций в облигации, структурные продукты, физическое золото, а также для долгосрочных финансовых вложений. Таким образом, два финансовых центра взаимно дополняют друг друга.
В то же время при выборе места хранения активов нельзя недооценивать такой важный фактор, как разница во времени. Какая временная зона предпочтительнее для инвестора: Россия и Швейцария или Россия и Сингапур? Был или есть ли у инвестора опыт работы с данной страной? Может ли инвестор оперативно прилететь в страну в случае необходимости?
Эти и многие другие вопросы нужно задать себе перед тем, как определиться с подходящей юрисдикцией.
Несомненно, критерии выбора финансового центра и банка для хранения активов у каждого инвестора разные и во многом зависят от индивидуальных целей и задач. Однако для того чтобы найти подходящую юрисдикцию, необходимо ответить на все перечисленные нами вопросы.
Материалы по теме
Источник: SPEAR'S Russia #9(41)
Переоценка предпринимателя

Предпринимательский дух и предпринимательское мышление – это особая эфирная материя, дар, сравнимый с художественным, или генетическая предрасположенность, похвастаться которой могут совсем не многие. По крайней мере, так об этом рассуждают многие успешные бизнесмены. Кто-то даже настаивает, что значительная часть их работы экземплифицирована. Нельзя научить другого ни умению рисковать и хорошо себя чувствовать в «драке», ни умению трезво мыслить в условиях неопределенности, ни способности долго терпеть и откладывать собственное вознаграждение. Однако такой взгляд на предпринимательство кажется чересчур комплиментарным, как обстоит дело с точки зрения поведенческой и нейроэкономики, объясняет Ксения Паниди.
Облигации: старый новый друг

Текущий год был, без преувеличения, переполнен событиями для инвесторов. Учитывая состояние рынков и глобальной экономики, сейчас как никогда важно подумать о правильном позиционировании портфелей до конца года. И в этом контексте, утверждает Денис Асаинов, один из главных вопросов, на который предстоит ответить, – будет ли «новогоднее ралли» на рынках?
Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.
Из-за железного занавеса постучали

Справившись с первым культурным шоком, связанным с отменой мировых премьер и прокатных лицензий, разрывом отношений с ведущими мировыми медиаплатформами, киностудиями и кинофестивалями после известных событий конца февраля, российские деятели индустрии кино, кажется, снова в седле. Так ли это, есть ли жизнь за новым железным занавесом, способны ли российские киноделы заместить внезапно выпавшую западную продукцию и успешно развиваться, на площадке дискуссионного клуба «Валдай» поговорили участники отрасли Светлана Сонина, Вадим Соколовский, Алена Кремер, Александр Акопов и Алексей Гореславский. Зарядившись их оптимизмом, WEALTH Navigator делится им со своими читателями.
Оставить комментарий