
Алина Лаврентьева
кандидат экономических наук, партнер PwC в России, руководитель практики по оказанию услуг частным компаниям
Ежегодно Всемирный банк публикует рейтинг Doing Business, который, по сути, является интегральной оценкой условий ведения бизнеса в различных странах мира. Чем выше позиция страны в рейтинге, тем благоприятнее там среда для открытия и функционирования коммерческого предприятия средних размеров. Этот проект был разработан и осуществляется в сотрудничестве с PwC. Россия в общем зачете рейтинга Doing Business 2018 заняла 35-е место, поднявшись на пять позиций по сравнению с результатами предыдущего года.
На общий результат влияют несколько индикаторов. В их числе – индикатор Paying taxes. В рамках исследования анализируются налоги, которые предприятие средних размеров должно уплатить в соответствующем году, а также административное бремя, связанное с уплатой этих налогов.
Для анализа предлагается оценить налоговую нагрузку на условную фабрику по производству цветочных горшков, принадлежащую нескольким физическим лицам, налоговым резидентам данной страны (соответственно, деофшоризационные меры и прочие моменты, связанные с иностранным элементом структуры, не влияют на расчеты).
На фабрике работают 60 человек, включая 48 рабочих. В условии задана их заработная плата. Также заданы стоимость принадлежащих фабрике активов и ряд финансовых показателей, в том числе сумма выручки и некоторые другие. Предполагается, что такое условное предприятие может существовать во всех странах, в которых проводится исследование, и результаты сопоставления вполне надежны.
В число налогов, учитывающихся в рейтинге, входят налог на прибыль, социальные взносы предприятия-работодателя (но не налог на доходы физических лиц, который является бременем самих работников), налог на имущество, транспортный и земельный налог. Сумма косвенных налогов не учитывается в общей сумме уплачиваемых налогов, но время на их расчет и подачу деклараций в расчет принимается. Налоги владельцев бизнеса, в том числе связанные с выплатой им дивидендов, также не учитываются.
Кроме суммы налогов, учитывается их количество и время на расчет и подачу налоговых деклараций. Также два года назад был добавлен дополнительный показатель, учитывающий административные «трудности», которые могут возникнуть уже после подачи декларации. Например, время на возмещение НДС из бюджета.
В ХОРОШЕЙ КОМПАНИИ
Итак, в 2018 году Россия заняла 52-е место в разделе Paying taxes Всемирного банка. В целом это неплохой результат, сопоставимый с развитыми странами Европы, и лучше, чем у стран БРИКС.
По сравнению с прошлым годом наш результат несколько ниже – мы были на 45-м месте. Однако снижение рейтинга на семь пунктов не указывает на ухудшение цифр по России. Ни налоговая нагрузка, ни налоговый климат в последние годы принципиально не менялись. По крайней мере, в отношении налогов, уплачиваемых исследуемой фабрикой по производству цветочных горшков в Москве с российскими акционерами – физическими лицами.
Мы все помним, что последние поправки в российское налоговое законодательство в основном были связаны с борьбой по перераспределению налогооблагаемой прибыли в низконалоговые юрисдикции. Но поскольку в исследуемой компании нет трансграничных операций, иностранных акционеров, иностранных дочерних компаний, то правила КИК, правила налогового резидентства, правила недостаточной капитализации и правила трансфертного ценообразования к ней неприменимы.
Другими словами, в отношении налогообложения таких небольших фабрик в России в последнее время ничего не менялось. Вместе с тем, рейтинг отображает постоянно меняющуюся картину – в налогообложении других стран непрерывно происходят изменения. Поэтому рейтинг каждой страны, даже если в ней самой ничего не произошло, колеблется.
Как видно из приведенной таблицы, развитые экономики по уровню простоты уплаты налогов «захватили» диапазон 40–50 (из 183 позиций), и в этом смысле мы – в «хорошей компании».
Почти все страны БРИКС традиционно в конце списка (130–180). Приятно осознавать, что здесь мы ближе к европейским странам, чем к странам, с которыми нас чаще всего сравнивают экономисты.
В лидерах по этому показателю, очевидно, страны с относительно низкой налоговой нагрузкой и простыми правилами налогообложения. Первое место разделили ОАЭ и Катар. Чуть отстает Гонконг. Посмотрим еще на пару строк ниже. Например, в Сингапуре условное предприятие отдаст в бюджет около одной пятой своей прибыли в виде налогов (в основном зарплатных), в Дании – около четверти (большая часть из которых формируется налогом на прибыль), в России – почти половину. Причем 36% прибыли уйдет на уплату зарплатных налогов.
Сравниваем далее. В Сингапуре условное предприятие уплачивает пять различных налогов, в Дании – 10, в России – семь. На работу с ними уходит 64 часа у бухгалтера в Сингапуре, 130 часов у бухгалтера в Дании и 168 часов – в России. Согласимся, что платить налоги в Сингапуре комфортнее, чем у нас.
В отношении наиболее объективного показателя – суммы уплачиваемых налогов – стоит отметить, что наши позиции могло бы улучшить снижение социальных взносов. Последние составляют наибольшую сумму из всех уплачиваемых условной компанией налогов. Основной актив условной компании – люди, и их заработная плата является ее наиболее существенным расходом.
Удельный вес этих взносов в общей сумме налогов больше, чем во многих других государствах, – 36% против 16% в среднем по всем исследуемым странам. Снижение других налогов не оказало бы принципиального влияния на показатель налоговой нагрузки.
Количество налогов, полагаем, еще годы и годы будет одинаковым. Время на представление деклараций, вероятно, также останется стабильным – отчетность уже подается в электронном виде, и практически все, что можно было автоматизировать, уже автоматизировано, а значит, сократить показатель времени будет трудно.
Таким образом, если пытаться улучшить наш рейтинг именно по показателю простоты уплаты налогов, наиболее быстро достичь результата можно снижением социальных взносов работодателей.
Будем отслеживать мировые тенденции и заимствовать лучшие практики.
Мир постоянно меняется, и просто стабильность и «неухудшение» налогового климата не гарантируют конкурентоспособности в мировом масштабе. Нужны улучшения, пусть даже небольшие. Надеемся, что их время скоро придет.
Источник: SPEAR'S Russia #3(76)
Private wealth по-русски и с «чем его едят»

Несмотря на появление все большего количества фирм и консультантов, которые декларируют оказание юридических и налоговых услуг частным клиентам – хайнетам и ультрахайнетам, этот рынок в России только формируется. Рассказывает Роман Хаминский, партнер BKHK law firm.
Что о вас знает налоговый инспектор?

Сергей Нестеренко, старший советник Hill Consuling, налоговый визионер и эксперт в области международного налогообложения, составил гид по источникам информации о налогоплательщиках и контрагентах – от автообмена и реестров бенефициаров до социальных сетей – и дает рекомендации: что делать в условиях, когда меняется налоговое законодательство.
Новый налоговый год - до 15% и выше

Роман Хаминский, партнер BKHK law firm, - о том, станут ли банковская и налоговые тайны одним целым.
Новые налоговые реалии

Виктор Калгин о налоговой конкуренции стран и переменах для владельцев крупных капиталов.
Здоровье-менеджмент

Пандемия возвела здоровье в разряд наивысших ценностей человека. Пора взглянуть на него как на ресурс и научиться им управлять, призывает Александр Островский, генеральный директор Независимой лаборатории «Инвитро».
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Два повода для беспокойства после пандемии: устойчивость долга и инфляция
В последние недели дискуссии общественная и медийная повестки в основном были сосредоточены на текущих медицинских и экономических проблемах, связанных с коронавирусной пандемией. Сейчас, когда появляются признаки улучшения ситуации в тяжело пострадавшей Южной Европе, а также в некоторых других странах, акцент смещается на возможные проблемы в долгосрочной перспективе. Рассмотрим два повода, вызывающих беспокойство. Во-первых, государственный долг может стать неустойчивым, а во-вторых, налоговое стимулирование и кредитно-денежная экспансия могут привести к безудержной инфляции. Как мы объясняем ниже, оба этих риска можно считать умеренными.
Вечная классика?
_web.jpg?1578582051)
Goldman Sachs разрешил IT-специалистам носить джинсы и футболки, а чуть раньше дресс-код ослабил J.P.Morgan Chase & Co. Значит ли это, что пиджаки и классические костюмы постепенно сдают свои позиции? Разбираемся с Константином Ефимовым, генеральным директором Indever.
Джо двуликий

Президентство Джозефа Байдена приведет к пересмотру внешней политики США по ряду ключевых вопросов, включая отношения с Россией. Подобно древнеримскому богу Янусу, она может оказаться двуликой. Хорошая новость в том, что странам не обойтись без более тесного диалога, замечает Ариэль Серджио Гёкмен-Давидофф, член Совета директоров Российско-швейцарского форума, в колонке специально для SPEAR’S Russia.
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Тревога, вирус и белая обезьяна

Период самоизоляции в Москве завершился, но вирусологи не исключают вторую, осеннюю, вспышку коронавируса. Яков Кочетков, клинический психолог, директор Центра когнитивной терапии, предложил на Spear’s Club способы сохранить бодрость духа и принимать эффективные решения во время пандемии.
Я - город

Заседание очередного Spear's Club состоялось еще в мирное время - незадолго до того, как пресловутая пандемия отсекла нашу глобализованную аудиторию от привычной возможности глобализованную аудиторию от привычной возможности перемещаться между странами и даже в более узком пространстве - внутри собственного города. Отличный момент, чтобы порассуждать на тему городской социологии с ее признанным знатоком Виктором Вахштайном. Это дискуссия о том, что такое мы в городе, и что такое город в нас.
Оставить комментарий