Китай для бизнеса


В древнекитайском трактате «Тридцать шесть стратагем» описаны неочевидные тактические приемы и скрытые ходы, с помощью которых военачальники тех времен получали преимущество над противником и перехватывали у него инициативу. Прошло полторы тысячи лет – и уже китайские предприниматели с успехом используют тот же арсенал методов, чтобы победить конкурентов. Тот, кто научится понимать, а еще лучше – сам использовать эти стратагемы, имеет больше шансов завоевать китайский рынок, убежден китаевед и переводчик Константин Батанов, в прошлом – сотрудник российского МИДа, а сейчас бизнес-консультант и писатель. В сентябре в издательстве «Альпина Паблишер» вышла его книга «Китай для бизнеса: Тонкости взаимодействия с китайскими партнерами и потребителями». С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.

17.11.2023





Блудные сыновья, которые вернулись

Речь, конечно же, о Гонконге и Макао. Китайские названия этих регионов – Сянган и Аомэнь. Это бывшие колонии Великобритании и Португалии, которые вернулись в состав Китая в 1997 и 1999 годах соответственно.

По культуре и традициям они близки к жителям провинции Гуандун: диалект китайского, кухня, основные обычаи у них одинаковы. Главное различие в том, что на жителей Гонконга и Макао оказала большое влияние западная культура. Если выражаться фигурально, они напоминают старый дом с новой облицовкой: фундамент и базовые установки у них китайские (причем многие древние традиции они могут соблюдать ближе к их первоначальному виду, так как в материковом Китае некоторые культурные явления объявили вредными и устаревшими, и они были «вычищены» или вовсе преданы забвению), а надстройки и модели публичного поведения – западные.

В языке это тоже проявляется: когда я был в Гонконге, то столкнулся с тем, что там все, включая дворников, неплохо говорят по-английски, но почти никто не говорит на литературном китайском языке. Лингвистических опций там две: английский язык или гуандунский диалект. Хотя сейчас местные предприниматели учат обычный китайский. В Макао та же ситуация, но там добавляется португальский.

Если говорить о бизнесе, то Гонконг прежде всего известен своими финансовыми и юридическими услугами, на его территории до сих пор действует британское право, имеются филиалы крупных западных юридических компаний, поэтому у многих иностранных бизнесменов, привыкших работать на Западе, складывается впечатление, что, действуя через Гонконг, они могут лучше контролировать ситуацию в своих проектах на территории Поднебесной. Так Гонконг превратился в важную платформу сотрудничества материкового Китая с остальным миром. Он также стал популярным местом для проведения арбитражных судов. Считается, что здесь справедливая среда и нет языковых барьеров. Делопроизводство ведется на английском и китайском. Сюда надо добавить банки: через гонконгские кредитные организации легко вывести деньги в любую страну, что не всегда можно сказать о банках, находящихся в других китайских провинциях.

Иногда иностранному предприятию действительно целесообразно иметь филиал или дочернюю компанию в Гонконге – все это стоит изучить, и если вы поймете, что в этом есть смысл, то вам помогут китайские юристы, так как у них хорошие связи с гонконгскими коллегами, и обычно они в состоянии зарегистрировать там компанию под ключ.

Некоторые думают, что Гонконг – офшор. На самом деле это не так, просто там действуют различные льготные режимы. По сути, Гонконг – это гигантский посредник между Китаем и остальным миром. Обычно китайские предприниматели очень активны и сами ищут выходы на иностранных партнеров, но если речь идет о чем-то разовом или краткосрочном, то часто бывает проще обратиться к гонконгским консалтинговым компаниям, которые все организуют. Если вы сомневаетесь в благонадежности потенциального партнера, лучше все продать гонконгцам подешевле, а дальше они сами перепродадут ваши товары где-то еще. То же относится и к импорту, особенно если он из западноевропейских стран или Северной Америки.

В начале переговоров гонконгцы часто используют связи в Китае, демонстрируют свою осведомленность и доступ к информации «не для всех», чтобы заставить собеседника почувствовать, что они «в теме» и могут добиться успеха. В действительности необязательно, что у них есть какие-то особые связи, просто они умеют работать с информацией. У гонконгцев нет проблем с быстрым поиском нужных сведений и статей в китайской части интернета, поэтому они очень хороши в сборе и анализе информации, особенно относительно Китая. Они также весьма гибки и предлагают простые и удобные схемы сотрудничества. Так как гонконгцы все же китайцы, то им доверяют материковые жители Поднебесной; а поскольку они свободно владеют английским, англоговорящие иностранцы также им доверяют. Общаясь с китайцами, гонконгцы подчеркивают, что они тоже китайцы, а общаясь с иностранцами, иногда дают понять, что, несмотря на азиатскую внешность, на самом деле они абсолютно западные люди.

Что касается Макао, то изначально он был известен своими казино и злачными местами. Но в последние годы стала чаще появляться информация о других направлениях бизнеса, которыми занимаются предприниматели этого специального административного района. Курс развития во многом становится похож на гонконгский, но с упором на португалоязычные страны.

Здесь мы видим очередное проявление мудрости китайцев: они не отказываются от своего прошлого, не уничтожают следы колонизации, а используют ситуацию себе во благо. И Гонконг, и Макао объявлены важными звеньями Морского шелкового пути.

Так как рыночная экономика в этих регионах начала развиваться раньше, чем в материковом Китае, то в глазах китайцев лет 20 назад Гонконг выглядел как место возможностей быстро разбогатеть. В Поднебесной продаются книги о знаменитых гонконгских бизнесменах: их биографии, откровения и советы о том, как вести дела. Сейчас, как вы прочитали ранее, китайские акулы бизнеса сами кого хочешь научат зарабатывать, но книги о богатых гонконгцах все равно пользуются спросом. Здесь действительно много звезд бизнеса, которые вдохновляют людей по всему миру своими смелыми поступками.

Надо пояснить, что гонконгцев и макаосцев часто объединяют в одну группу, потому что они при необходимости могут перемещаться из Гонконга в Макао и наоборот, жить и заниматься предпринимательством, где им удобно. Основные сферы бизнеса, где они себя проявили, – девелопмент и строительство (так как земли мало, а людей много, это чрезвычайно прибыльные отрасли), транспорт и логистика, биржевые спекуляции, индустрия гостеприимства и развлечений (отели и казино).

Например, одна из икон бизнеса – Ли Чжаоцзи – родился в 1928 году в провинции Гуандун. Волею судеб его семья попала в Гонконг. До 2015 года он был девелопером, председателем правления Henderson Land, China Gas и вице-президентом Sun Hung Kai1 Properties Limited. В 1996 году Ли был назван журналом Forbes самым богатым человеком в Азии и четвертым в мире по размеру состояния. В 2015-м он объявил, что отходит от дел и передает все должности и полномочия младшему сыну. В 2022 году состояние Ли Чжаоцзи равнялось 32,6 млрд долларов. Его семья входит в четверку самых богатых и влиятельных семей Гонконга.

Другой персонаж – Лю Луаньсюн – на Гонконгской бирже имеет прозвище Острый Глаз. Он родился в Гонконге в 1951 году, окончил университет в Канаде со степенью бакалавра, вернулся на родину и в 1974- м присоединился к семейному бизнесу по производству потолочных вентиляторов. Но Лю Луаньсюн этим не ограничился, он упорно играл на бирже и диверсифицировал бизнес. Сейчас он владеет четырьмя компаниями в сфере недвижимости, средств массовой информации, строительства и производства. В 2022 году состояние Лю Луаньсюна достигло 13,7 млрд долларов.

Еще один известный предприниматель – Люй Чжихэ. Он родился в 1929 году. В настоящее время Люй Чжихэ является председателем совета директоров международной корпорации Jiahua2 (K. Wah3 International Holdings Limited), председателем совета директоров девелоперской компании K. Wah Properties Holdings Limited, председателем Ассоциации владельцев отелей Гонконга и председателем Ассоциации девелоперов восточной части Чимсачёй (другое название – Цим Ша Цуй, это один из популярных туристических районов Гонконга, в котором находится множество элитных отелей, магазинов и ресторанов).

Его прадед эмигрировал в США, после чего там жили три поколения его семьи. Но в начале 1930-х его отец принял решение о переезде в Поднебесную. В 1937 году, когда Япония вторглась в Китай, семья Люя бежала в Гонконг. После окончания средней школы Люй Чжихэ уже начал учиться бизнесу и помогал руководить семейной фабрикой по пошиву одежды и компанией по оптовой торговле продуктами питания. После начала войны в Тихом океане в 1941 году Гонконг захватили японцы. Люй Чжихэ продемонстрировал способность вести бизнес в сложных условиях. За три года он заработал миллионы японских военных иен на оптовой торговле мукой и растительным маслом. Но после поражения Японии эти деньги превратились в мусор. Это стало поражением для Люя Чжихэ как предпринимателя.

Тогда он решил попробовать себя в новом деле и начал заниматься оптово-розничной продажей автозапчастей. В это время в Китае разразилась гражданская война, спрос на автозапчасти на рынке был на подъеме, и Люй Чжихэ опять разбогател. Во время Корейской войны уже опытный Люй Чжихэ рассудил, что после конфликта должно остаться большое количество техники и транспортных средств, закупленных армией. Используя свои связи, он отправился на японский остров Окинава, чтобы пообщаться с чиновником, отвечавшим за поставки для вооруженных сил США, и получил разрешение на покупку излишков. Люй Чжихэ сумел приобрести большое количество джипов и строительной техники, которой тогда очень не хватало в Гонконге. В результате многие местные богачи захотели с ним сотрудничать и финансировать его сделки. На тот момент ему было 27 лет. В процессе ведения международной торговли он познакомился с тузами бизнеса, которые занимались строительством, торговлей стройматериалами и морскими перевозками.

В 1957 году Люй Чжихэ вложился в каменные карьеры и стал «императором камней». Строительство в Гонконге быстро развивалось, спрос на песок и гравий был огромен. Основным бизнесом Люя стала добыча строительного камня и поставки стройматериалов.

В 1964 году семья Люя официально основала корпорацию Jiahua. В 1967-м в Гонконге начался кризис, вся коммерческая деятельность приостановилась, рынок недвижимости резко упал, многие строительные площадки были закрыты. Люй Чжихэ заказал большое количество новой техники и не смог заплатить за нее, так как его продукция перестала пользоваться спросом. Дело могло кончиться банкротством, но Люй уже был влиятельным бизнесменом и сумел договориться с поставщиками техники об отсрочке долга. К 1970-м годам его бизнес восстановился. В 1977-м Люй Чжихэ вывел свою компанию стройматериалов на биржу. После этого он сосредоточился на гостиничной индустрии.

В 1977 году правительство выставило на торги участок земли в восточном Цим Ша Цуе. В то время в перспективы этого района рынок не верил. Люй Чжихэ изучил ситуацию и принял решение купить землю и построить отель. Этот проект совпал со стремительным развитием туристической индустрии Гонконга в 1980-х годах. Восточный Цим Ша Цуй превратился в процветающий район Гонконга, и стоимость отеля Lu’s Holiday Inn Seaview удвоилась.

В 1987 году группа Jiahua стала публичной, заработав сотни миллионов долларов. В том же году Люй Чжихэ со своими тайскими партнерами совместно приобрел участок земли в центре Бангкока, а через пять лет он подорожал более чем в шесть раз. Впоследствии Люй покупал отели в США, Сингапуре и Малайзии. В начале 1990-х он начал инвестировать в проекты в Китае.

В 2002 году Galaxy Entertainment Group, совместное предприятие Люя Чжихэ и американской фирмы Venetian, стало первой гонконгской компанией, которой правительство специального административного района Макао выдало лицензию на организацию и проведение азартных игр. В конце 2005 года предприятие успешно выпустило на рынок облигации на сумму 600 млн долларов. Люй Чжихэ вошел в индустрию развлечений и азартных игр Макао.

Сейчас предприятия, принадлежащие Люю Чжихэ, работают в таких сферах, как недвижимость, строительство, производство стройматериалов, гостиничный бизнес, транспорт, горнодобыча и др. Он даже владеет полями для гольфа. Люй Чжихэ заявляет, что его девиз: «Быть уверенным в себе, больше полагаться на себя и меньше – на других».

В 2002 году Люй Чжихэ отпраздновал 50-летие брака с Чжао Цзиньпин, относительно скромный банкет на 50 мест проводился в отеле Intercontinental в Цим Ша Цуе. Миллиардер вышел на сцену и признался в любви жене, заявив, что его чувства к ней были неизменными в течение всех 50 лет.

У пары трое сыновей и две дочери, все работают в различных подразделениях Jiahua. Основанная Люем корпорация владеет более чем 200 аффилированными компаниями, включая 20 отелей, а его состояние на 2022 год – 12,7 млрд долларов.


Константин Батанов, китаевед, автор книги «Китай для бизнеса»



17.11.2023

Источник: WEALTH Navigator


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Передать нельзя продолжить


1
 

Алексей Станкевич уже больше 20 лет консультирует богатейших россиян по вопросам юридическо-­финансового структурирования и защиты активов, но, комментируя исследование ВШЭ, он в первую очередь обращает внимание на личностные аспекты взаимодействия ультрахайнетов со своими наследниками. Именно это, на его взгляд, определяет судьбу преемников и бизнесов, новые роли, которые берут или отказываются брать на себя основатели компаний, а также трансфер их полномочий.



Онтология сверхбогатства


1
 

Зрелый мужчина из хорошей семьи с качественным высшим образованием, полученным в Москве или Петербурге. Сделал состояние в ТЭК, финансах и промышленности. Таков типичный портрет сверхбогатого россиянина, составленный социологами из Высшей школы экономики на основе анализа биографических данных о самых состоятельных бизнесменах, которые фигурировали в российском списке Forbes с 2004 по 2021 год. Группа сверхбогатых стареет и практически не обновляется, приоткрывая свои двери для новичков с большим скрипом. С любезного разрешения авторов, Светланы Мареевой и Екатерины Слободенюк из Центра стратификационных исследований Института социальной политики ВШЭ, WEALTH Navigator перепечатывает фрагмент исследования, которое проливает свет на малоизученный в целом мир российских ультрахайнетов и феномен отечественного сверхбогатства как таковой.