Как научиться будущему
Анна Куницына, сооснователь образовательного агентства Bruton Lloyd, – о том, как британское образование сегодня готовит специалистов, которые окажутся востребованы завтра.
![787a3946](/system/images/3787/page/787A3946.jpg?1618219608)
Кластеры будущего
Эксперты ВЭФ (Всемирного экономического форума) определили семь «кластеров» профессий будущего. В их числе:
– врачи, специалисты антивозрастной медицины, спортивные коучи;
– специалисты в области искусственного интеллекта и больших данных;
– разработчики облачных решений;
– экологи, специалисты по возобновляемой энергетике и устойчивому развитию;
– диджитал-маркетологи, продюсеры соцсетей и цифровых медиа;
– социологи, психологи, HR-специалисты, скрам-мастера;
– продакт-девелоперы.
Предсказывать профессии будущего – нетривиальная задача. Но образовательные заведения – и школы, и университеты – должны учитывать тенденции. Дело не только в том, чтобы информировать о новых профессиях. С одной стороны, нужно адаптировать свою академическую программу к достижениям технологий, а с другой – воспитывать личные навыки, которые позволят уверенно чувствовать себя в будущем.
Что фундаментально
Британские школы создают фундамент – это базовые навыки, без которых невозможна дальнейшая карьера. В них входят умение анализировать любой текст, грамотно и убедительно выражать свои мысли письменно и устно, применять математические знания к практическим задачам. Изучение иностранных языков важно для построения карьеры на глобальном уровне. К тому же на нейропсихологическом уровне оно делает человека более адаптивным.
Как меняются учебные программы
Что касается профильных предметов в британских школах, за последние пять лет здесь появились позитивные изменения. Например, c прошлого года программа IB (International Baccalaureate) по математике существует не только как фундаментальный профильный предмет, но и в адаптированной форме – для нематематиков, где фокус делается на применении простых математических концепций к ситуациям из повседневной жизни или бизнеса.
Еще несколько лет назад предмета «компьтерные науки» вообще не существовало в программе для старшеклассников. Сегодня его можно сдавать как выпускной государственный экзамен, и он признается лучшими британскими университетами.
Школьная программа по биологии включает в себя объем информации по физиологии человека, генетике, биохимии, нутрициологии и психологии. Таким образом, это фундамент для смежных медицинских профессий, которые, безусловно, будут востребованы в будущем.
Что касается программ дополнительного образования, то британские школы стремятся соединять академические предметы, создавать междисциплинарные проекты, учить работать в команде. Именно в таких проектах вырабатываются софт скиллз – эмпатия, психологическая устойчивость, умение мыслить нешаблонно. Это те самые навыки, которые необходимы для успешной карьеры в XXI веке.
Высшее образование
В британских вузах также появляются новые факультеты, мультидисциплины, возможности для комбинаторики специальностей на разных ступенях образования.
Что касается компьютерных технологий, это в первую очередь искусственный интеллект, большие данные, машинное обучение и нейронные сети. Другой сегмент – коммуникации, дата-аналитика, диджитал-маркетинг и социальные сети. Здесь изучают не только технологии будущего, но и их влияние на человека, общество и государственную политику.
К запросу на мультидисциплинарных специалистов британские университеты тоже готовы. Например, в UCL и Imperial College (Лондон) многие фундаментальные дисциплины, такие как физика, биохимия или экономика, можно изучать вместе с компьютерными науками, иностранными языками или менеджментом.
Еще одно важное направление, которое появилось всего несколько лет назад, – дизайн-инжиниринг, создание инновационных продуктов. Лидеры отрасли, такие компании, как Dyson, Rolls Royce или ABB Robotics, хотят видеть специалистов, которые совмещают творческое мышление дизайнера и фундаментальные знания инженера.
Магистратура
Британская система высшего образования позволяет поступать в магистратуру на новую, не смежную, специальность и, таким образом, повысить свою ценность на рынке труда – получить образование, востребованное в будущем.
Примером подобных магистратур могут быть программы «Искусственный интеллект», «Бизнес-аналитика и большие данные» и «Машинное обучение» в Imperial College. Они предполагают, что у поступающих есть только самые базовые знания компьютерных технологий. Лондонские UCL и LSE принимают в магистратуру экономического факультета бакалавров с непрофильным образованием. Единственное требование – хорошее знание математики.
В Imperial College есть магистерская программа «Медиа и коммуникации в науке» – для будущих журналистов, продюсеров и создателей медийного контента в сфере науки и новых технологий. Наличие грамотных специалистов в этой сфере нельзя переоценить в эпоху фейк-новостей.
Быть адаптивным
Не стоит забывать и про другие важные навыки: стрессоустойчивость, эффективную коммуникацию, умение непрерывно учиться. Не все учебные заведения готовы и могут обучить этому своих студентов. И выбирая школу или университет, посещая дни открытых дверей, разговаривая с выпускниками и преподавателями, нужно узнать, как учебное заведение работает с софт скиллз. Вероятно, что не контент учебного курса, а именно навыки общения и адаптивность могут оказаться важнее.
Обобщая, можно сказать, что у профессий будущего два фокуса – технологии и человек. Умение работать в этих плоскостях даст молодому человеку возможность реализовать себя в будущем.
Источник: Spear's Russia
Школы XXII века
![07](/system/images/4570/medium/07.jpg?1694675814)
В 2022 году Ближний Восток стал новым востребованным направлением для среднего образования у россиян – это отмечают многие эксперты на рынке международного образования. Лучшие частные школы региона по многим параметрам не уступают британским, заверила Антона Солдатова директор агентства зарубежного образования ITEC Нина Колташова.
Дверь по-прежнему открыта
![13_soldatov](/system/images/4543/medium/13_Soldatov.jpg?1686816247)
С начала 2022 года многие программы сотрудничества между Россией и западными странами были свернуты. Это коснулось и академической сферы. Но престижные частные школы по-прежнему готовы принимать россиян. Антон Солдатов узнал, что изменилось и о чем следует помнить, выбирая для ребенка такой путь.
Прагматизм другого порядка
![07%20(1)](/system/images/4560/medium/07%20(1).jpg?1686833167)
Образование не привилегия, а неотъемлемое право каждого, и российские предприниматели готовы помогать его реализации, вкладывая личные деньги в создание частных школ и детских садов. Хотя чаще всего эти инвестиции трудно назвать бизнесом в чистом виде, для многих – как следует из дискуссии, организованной в конце апреля Рыбаков Фондом, – они продиктованы прагматизмом, но другого порядка.
Как пересобираются школы
![8__](/system/images/4516/medium/8__.jpg?1684238589)
Когда нынешние первоклашки вырастут, более половины из них будут работать по тем специальностям, которых пока не существует. Это означает, что образовательные системы должны готовить детей к жизни и работе в неизвестном (и невообразимом пока) мире. Содержание и формы образования будущего обобщил Антон Солдатов.
Оставить комментарий