Инвестиционные технологии


В акциях технологических компаний наконец-то разглядели потенциал. Но оправдан ли такой оптимизм, разбирается Кристофер Сильвестр.

18.06.2014




© East News/AFP


Недавно Twitter провел ослепительное IPO, которое лишний раз показало, как оценивать технологические компании. Но все-таки: что же это такое – технологические компании? Может, это компании, которые просто так или иначе связаны с технологиями? Или фирмы, развивающие общую идею о том, как технологии позволяют менять жизнь? Facebook и Twitter явили нам новые формы социального взаимодействия, а Google – доселе невообразимую легкость, с которой можно искать информацию, товары и услуги. Но эта «святая троица» так и живет преимущественно за счет рекламы.

IPO Facebook прошло сумбурно, и падение котировок было возмутительным. Однако в 2013-м они почти удвоились. В III квартале прибыль компании составила 425 млн долларов, или 0,17 доллара на акцию, что чуть выше прогнозов. Ежемесячно в Facebook заходят 1,19 млрд пользователей, из них 507 млн – с мобильных устройств. И мобильная реклама, дающая фирме 49% общего рекламного дохода, будет, судя по всему, и дальше набирать обороты. Параллельно, впрочем, наблюдается небольшой сдвиг в демографии сети: в день ее стало посещать меньше тинейджеров младшей группы.

Twitter, готовясь к собственному IPO, учел неудачный опыт Facebook. Ежемесячно в него заходят 218 млн пользователей, и это число продолжает стремительно расти. Но лучшим показателем своего успеха компания считает рекламный доход, который образуется каждый раз, когда кто-то просматривает или обновляет хронику (сейчас – около 0,8 доллара). Однако в отличие от Facebook, который был прибыльным уже на момент IPO, Twitter имеет совокупный дефицит в размере 418,6 млн долларов. Рост количества пользователей, которые посещают сеть в месяц, замедляется: в III квартале он в годовом отношении снизился до 39% с 69% годом ранее.

В первый день торгов цена акций Twitter подскочила на 73% – до 44,9 доллара, а целиком п­редприятие оценили в 24,9 млрд. Скептиков тем не менее нашлась масса. Президент и инвестиционный директор Sica Wealth Management LLC Джеффри Сика назвал оценку «абсолютным бредом»: «Это намного, намного выше того, что можно было бы назвать действительно стабильным открытием».

«Чистая» технологическая компания – та, которая производит технологии или формирует интеллектуальную собственность для такого производства. Например, ARM Holdings plc – одна из ведущих технологических фирм Британии (ее акции входят в FTSE и NASDAQ). Основана она в 1990-м и сегодня доминирует на рынке микропроцессоров для смартфонов и планшетов. Но ARM не выпускает и не продает эти комплектующие, а конструирует и лицензирует их как интеллектуальную собственность. Во время бума дот­комов (1999–2000 годы) ее капитализация на короткий период задержалась в районе 10 млрд фунтов. В последние годы ее оценивают несколько трезвее. Сейчас бумаги ARM стоят чуть больше 10 фунтов, но это не мешает некоторым аналитикам считать их переоцененными и рекомендовать к продаже, предсказывая спад котировок до 7,5 фунта. Потеря «запала» – результат «ослабления спроса на планшеты и смартфоны вкупе с увеличением в ассортименте доли более дешевых устройств», полагает аналитик Liberum Capital Джанардан Менон и ожидает, что на рынках смартфонов и планшетов ARM и других потеснит Intel Corporation.

Волокна успеха

Оптоволоконные технологии на какое-то время вышли из моды, но теперь готовы громко вернуться. Когда это произойдет, стоимость акций в секторе пойдет ввысь. По данным Cisco Systems Inc, последние пять лет интернет-трафик удваивался. Организаторы широкополосного доступа будут вынуждены призвать на помощь о­птоволокно, чтобы удовлетворить растущий спрос владельцев смартфонов и планшетов, пользователей YouTube, абонентов Netflix и вещателей, которые будут передавать изображение ультравысокой четкости. Каждый день к мировым системам беспроводного доступа подключаются 1,5 млн новых устройств на базе Android. К 2020 году в так называемом «интернете всего» будет 50 млрд устройств, прогнозирует Cisco. А немецкая фирма Bosch предсказывает, что в него будут посылать сигналы 7 трлн сенсоров.

Столь стремительный ход событий открывает путь для дальнейшего укрепления котировок у таких компаний, как Alliance Fibre Optic Products Inc. В минувшем году ее акции подорожали примерно вчетверо, и сейчас капитализация составляет 320 млн долларов. Аргументы для подобной оценки – 24% чистой маржи и 20,6% рентабельности собственного капитала. То есть с традиционными показателями у фирмы все в порядке.

Иногда технологические компании привлекают инвесторов, которые делают ставку на какое-либо сырье. У одного сырья перспективы понятны, другое же допускает множество немыслимых прежде вариантов использования. Например, графен, чей потенциал мы начинаем осознавать лишь сейчас, хотя открыли его в 2004-м. В Европе графеновую продукцию выпускают 30 небольших фирм, но ни одна из них еще не вышла на биржу. В США производителей графена не много, и их бизнес на нем не замыкается.

В Британии, однако, есть пара структур, через которые можно инвестировать в графен как
в commodity. Это Viscount Resources (действует из Гибралтара) и Graphene Trade. По их прогнозам, такие вложения должны приносить 15% годовых. Предложение графена значительно превосходит уровень его использования, и цена должна серьезно упасть: «с 800 долларов за количество, которого хватит на четырехдюймовую пластину, до каких-то центов за квадратный дюйм», как ожидает один из производителей.

Направляя рынки

Другой способ оценить перспективы технологической компании – рассмотреть ее потенциальный рынок. Американский рынок электронной торговли в сегменте B2B оценивается в 559 млрд долларов и, по данным Intellisys, задействован лишь на 7%. На Лондонской бирже в секции альтернативны­х инвестиций торгуются акции @UK. Основана фирма в 1999-м, но заметной становится только сейчас. Она разработала уникальное ПО, при помощи которого можно анализировать корпоративные расходы и сравнивать их с расходами конкурентов. Вдобавок предлагается платформа для экономии, встраиваемая в системы финансового управления бизнесом.

Вначале @UK нацеливалась на британский госсектор, но там технологии приживались медленно, и в августе компания вступила в трехлетнее эксклюзивное сотрудничество с Visa. В рамках этого сотрудничества покупателям будут возмещать часть средств, потраченных с карт платежного гиганта. Часть средств будет получать и @UK. Новая бизнес-модель называется cloudBuy, и развернут ее как в королевстве, так и за рубежом. Британской фирме она сулит регулярный доход от трансакций в противовес доходу от лицензий на ПО.

Дела налаживаются и еще у одной компании: Blinkx. Появилась она в 2004-м и с помощью патентованных поисковых технологий открывает интернет-пользователям доступ к более чем 800 партнерским сайтам с миллионами часов видео. Доход фирме приносит реклама, однако продавать ее напрямую не приходится. Акции Blinkx также торгуются в Лондоне, хотя бизнес ее сконцентрирован в США, и не за горами листинг на NASDAQ, который сделает бумаги доступнее и ликвиднее и привлечет внимание новых инвесторов.

Оценка акций технологических компаний будет проблематичной до тех пор, пока те фокусируются на потенциальной выручке, а не на тех доходах и прибыли, которые можно продемонстрировать. Хотя часто именно нереализованный потенциал придает заманчивости их «историям». В сравнении с доткомами современные технологические фирмы выходят на биржу более зрелыми, с более опытным руководством и более надежными бизнес-моделями. И все они могут похвастать ростом продаж и прибыли (кроме Twitter).

Множество крупных технологических компаний платят сегодня дивиденды, имеют низкие коэффициенты «цена/прибыль» и большие денежные резервы. Так что их акции, в целом оставаясь «ростовыми», дешевле многих традиционно «ценностных». И еще неясно, как рынок будет смотреть на эти бумаги, когда другие сектора восстановят прежние темпы роста, а процентные ставки пойдут вверх. 



18.06.2014

Источник: SPEAR'S Russia №6(39)

Комментарии (1)

BrianIteds 22.11.2017 02:28

Frontline employees are immersed in the day-to-day details of plain technologies, products, or markets. No joined is more finished in the realities of a performers’s transaction than they are. But while these employees are deluged with well clear-cut tidings, they mostly light upon it exceptionally urgent to contrive across that tidings into beneficial knowledge. Preferably of a maid point, signals from the marketplace can be blurred and ambiguous. Take a stand against of another, employees can transmogrify into so caught up in their own pitiless cusp that they conquered of vision of the broader context.

The more holistic gossip up advances to instruction at diverse Japanese companies is also founded on another sine qua non insight. A companions is not a motor transport but a living organism. Much like an unitary, it can capitulate lineage to a collective judgement of accord and quintessential purpose. This is the organizational match of self-knowledge—a shared perception of what the associates stands looking for, where it is prospering, what willing of the world at large it wants to going round in, and, most respected, how to force that pour a reality.

Nonaka and Takeuchi are arguing that creating insight directive evolve into the opener to sustaining a competitive benefit in the future. Because the competitive ecosystem and customer preferences changes constantly, expertise in perishes quickly. With The Knowledge-Creating Proprietorship, managers be struck by at their fingertips years of perspicacity from Japanese firms that sling how to design knowing continuously, and how to control it to ordain cover up to date products, services, and systems .


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз