Готовьтесь правильно поставить паруса


В посткризисном мире налоговое планирование стало еще более комплексным вопросом, чем раньше. Финансовый мир движется к большей прозрачности, что выдвигает дополнительные требования к решению налоговых вопросов. Илона Гульчак комментирует тенденции в сфере налогового управления.

30.06.2010




Gulchak
Илона Гульчак

председатель правления Baltic International Bank

Ни одна модель построения и развития бизнеса не может обойтись без налогового планирования. Налоги – это такой чувствительный параметр, который при некорректном или неумелом к себе отношении начинает ассоциироваться в лучшем случае с тяжелым бременем, хотя грамотные и своевременные решения предостерегают от ошибок и повышают эффективность ведения дел.

Серьезный вопрос требует серьезного подхода. Вот почему в налоговом планировании мы видим одно из условий успешного управления благосостоянием семей наших клиентов. «Налоги – это то, во что нам обходится цивилизованное общество» – так об этом написал Оливер Уэнделл Холмс (1841–1935), судья Верховного суда США, историк права и философ. Наверное, это самое короткое и емкое определение сути налогообложения, являющееся одной из важнейших форм отношений между индивидуумом и государством.

Регулирующая и созидательная функция налогообложения во всем ее многообразии, влияние на все сферы общественной жизни составляют своего рода социально-экономический портрет государства, являясь одной из движущих сил прогресса и процветания общества в целом.

Если не придавать значения кажущейся категоричности, то можно утверждать, что умышленная неуплата налогов и сознательное стремление построить свою предпринимательскую деятельность исключительно с целью минимизации налоговых выплат в конечном счете направлены на подрыв благосостояния государства.

Однако существует и другая точка зрения, высказанная британским лордом Джеймсом Эйвоном Клайдом (1863–1944): «Никто не несет ни малейших обязательств, моральных или иных, управлять своими делами и собственностью так, чтобы позволять налоговым службам залезать в его тарелку самой большой ложкой. Налоговые службы должным образом и без промедления пользуются любыми возможностями налоговых законодательств, чтобы очистить карман налогоплательщика. И налогоплательщик имеет такое же право проявить ловкость и сообразительность, коль скоро он может сделать это честно, чтобы воспрепятствовать опустошению своего кармана налоговой службой».

Вообще говоря, в отношении налогообложения у любого человека есть три варианта. Первый – заплатить все как есть. Второй – скрыть истинное положение дел. Третий – найти грамотные, законодательно обоснованные варианты для оптимизации своих налогов, после которых он будет чист перед законом, обществом и государством с точки зрения поддержки и дальнейшего развития и в то же время не заплатит лишнего.

Третий способ наиболее интересен и продуктивен. У него также есть дополнительные преимущества в условиях интернационализации бизнеса и капиталов, где существует множество абсолютно легальных способов существенного снижения налогового бремени. Этому способствуют в том числе гармонизация в сфере налогообложения, различные инициативы отдельных стран, налоговые конвенции и модель ОЭСР.

Так или иначе, решающими в построении эффективного налогообложения бизнеса, инвестиций и управления семейными капиталами были и будут информация, знания и опыт. Чрезвычайно важно учитывать различные налоговые системы, виды налогов, относящихся к корпоративным и частным лицам, применяемые налоговые базы, а также великое разнообразие налоговых ставок. Кроме того, существенное значение имеет регулирование базы, например учет амортизации для налоговых целей, учет процентных расходов. Методы их применения и ограничения варьируются от страны к стране. В мире используются различные методологии для избежания двойного налогообложения дивидендов и процентных платежей, а также требования в применении ставок удержания налогов (withholding taxes).

Все это говорит о том, что унифицированного подхода в планировании налогов нет и не может быть. Это слишком важный и личный вопрос, чтобы решать его с позиции общих принципов. Тем более что события последних двух лет отчетливо показывают, насколько серьезно государства озаботились налоговыми неплательщиками и закрытостью определенных финансовых структур.

Можно сказать, что мы живем в период налоговой реформации, когда сокрытие или искажение информации не может оставаться щитом для тех, кто пытается укрыться от уплаты налогов. Общие тенденции, безусловно, влияют и на сферу управления благосостоянием. Так, с одной стороны, ужесточение госрегулирования сужает «коридор» легитимного налогового планирования. А с другой – очевидна интернационализация состояний: семьи и бизнес присутствуют и ведут деятельность в различных юрисдикциях.

Тем, кто активно инвестирует и, в том числе, задействован в доверительном управлении активами и принимает решения по управлению семейным капиталом, необходимо помнить, что любая вводимая схема минимизации налоговых отчислений должна тщательно проверяться, а «скользкие» и «пограничные» варианты могут оказаться более чем нежелательными.

И особенно важно учесть, что финансовый мир движется к большей прозрачности, меняя правовое поле как основу планирования налогов. Здесь нет места заранее прописанным решениям и готовым схемам вообще, а часть «старых» вариантов уже не работает. Поэтому важно постоянно углублять свои знания в этой сфере и наращивать их объем. Как говорят в Японии, «завтра подует завтрашний ветер» – так будем готовы правильно поставить паруса уже сегодня.


Необратимые процессы

Если анализировать события последних двух лет, то становится очевидно – мировой кризис привел к пересмотру правил fair play в налоговой сфере. Многие богатые страны стали разрабатывать различные программы по установлению лиц, уклоняющихся от налогов.

Одним из наиболее громких и знаковых стало дело немца Клауса Цумвинкеля. Теперь уже бывший генеральный директор Deutsche Post, один из влиятельнейших топ-менеджеров Германии, миллионер и просто уважаемый человек оказался вдруг злостным неплательщиком налогов. Началось все с того, что немецкая ВND (служба внешней разведки) вышла на сотрудника лихтенштейнского банка LGT, принадлежащего княжеской семье. В 2008 году Минфин ФРГ с одобрения правительства заплатил этому сотруднику четыре с лишним миллиона евро за похищенные данные о 1200 счетах немецких клиентов LGT. По стране прокатилась широкомасштабная волна обысков и задержаний. Вот в эти-то мельничные жернова и попал Клаус Цумвинкель вместе с 700 другими подозреваемыми. Сумма взысканных недоимок и штрафов по всем уголовным делам составила 200 млн евро, что позволило министру финансов ФРГ заявить, что покупка той самой базы данных была его «лучшей инвестицией за всю жизнь».

Все это происходило в законопослушной Европе XXI века, несмотря на громкие протесты наследного князя и премьер-министра Лихтенштейна. Банки этой страны традиционно использовались состоятельными иностранцами для систематического уклонения от уплаты налогов на родине, и это было в норме вещей. Можно сказать, что спецоперация BND и широкая огласка дела Цумвинкеля запустили обратный отсчет для «налоговых оазисов», явив миру куда более агрессивный подход правительств к вопросу уклонистов. В результате в 2009 году княжество все-таки обязалось выполнять международные договоренности в налоговой сфере и заключило предписанные ОЭСР соглашения об обмене информацией для борьбы с уклонением от уплаты налогов. Почувствовали угрозу и соседи – многие швейцарские банки избавились от своих клиентов из США после того, как в прошлом году Вашингтон установил, что сотрудники UBS помогали американцам уклоняться от налогов. В Швейцарии находится более четверти всех офшорных денег в мире, что эквивалентно 1,8 трлн долларов.

Под давлением все той же ОЭСР в марте 2009 года правительства Швейцарии, Австрии и Люксембурга заявили о смягчении режима банковской тайны и приняли международные стандарты в отношении прозрачности и обмена информацией по налоговым вопросам. Осенью «пали» Андорра и Монако, а в начале этого года «капитулировала» Бельгия. Февраль нынешнего года отмечен тем, что власти Германии подтвердили поступившее предложение о покупке информации о 1500 немцах, которые предположительно уклоняются от налогов, используя швейцарские банковские структуры.

Не отстают и французы. Так, в прошлом году Париж получил доступ к похищенной информации о 24 тыс. банковских счетов в HSBC Holdings с целью выявить неплательщиков. Тем временем Италия и Великобритания вводят в действие программы налоговой амнистии.

Цепная реакция началась. Эти процессы пока не так быстры и еще не настолько всепроникающи, но, что самое важное, они действительно необратимы.



30.06.2010

Комментарии (1)

Жалал Машарибов, Ташкент 29.08.2010 10:53

В статье поднята действительно значимая тема.
Я сам являюсь налоговым консультантом, и меня эта тема очень интересует, я даже собираюсь написать по данной тематике научную работу. Поэтому меня интересуют все высказывания по данной тематике. Хотелось бы теснее общаться, обмениваться мнениями с коллегами по данной теме в формате Интернет дискуссий.
Вообще, Илона, молодец, всегда впечатляет умная девушка, к тому же красивая (судя по фото).
Если сочтёте нужным, буду рад деловой переписке с Вами. мой E.mail [email protected]


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз