Футурология для миллиардеров


Ответственные инвестиции – молодая и очень сложная наука. Настоящих специалистов в ней будет нетрудно пересчитать по пальцам. И только одного человека можно назвать гуру. Это Фриц Кайзер, глава базирующейся в Лихтенштейне группы компаний Kaiser Riter Partner и основатель клуба ответственных «ультрахайнетов» Private Wealth Council. Специально для SPEAR’S Russia он рассказал, чем ответственные инвестиции могут заинтересовать современных миллиардеров.

15.03.2010





Поиск ответственности

В свое время я владел карточным бизнесом Diners Club и был совладельцем команды «Формулы-1» Sauber Red Bull. После их продажи у меня оказалось достаточно свободных средств и времени, чтобы подумать о том, чего я хочу и как мне распорядиться этими деньгами. Уходить на покой в возрасте всего 42 лет было скучно. Поэтому я стал уделять еще больше времени размышлениям над индустрией wealth management. К тому моменту в моем распоряжении уже была бутик-компания по управлению активами очень состоятельных людей, а также множество полезных контактов в самых высоких сферах по всему миру: требовалось только понять, в чем состоит моя ответственность в связи с ними. И в целом: в чем заключается ответственность состоятельных людей и как им сохранить свое богатство в долгосрочной перспективе?

Два года я летал по всему миру, от Сингапура до Сан-Франциско, встречался с банкирами, специализирующимися на управлении частными капиталами, и другими профессионалами в этой отрасли, представителями финансовой аристократии и просто авторитетными в данном вопросе людьми. Возникло сообщество, но было понятно, что ключевых людей нужно объединить в нечто вроде неформального клуба. Наше первое собрание состоялось в 2004 году во время Всемирного экономического форума в Давосе. Своих коллег я пригласил дискутировать в небольшой, довольно холодный и скромно обставленный дом в горах. Помимо нескольких миллиардеров из стран Азии, Европы, из США и Мексики, в обсуждении участвовали представители фонда Рокфеллера, известный писатель Пауло Коэльо и Мартин Вольф из газеты Financial Times. Разговоры заняли два дня, и все остались довольны. Более того, была найдена формула ответственности, гласящая, что каждый ответственен за себя (за то, чтобы не замерзнуть в горах над Давосом), свою семью, общество (неважно, идет ли речь о жителях твоего городка или о населении всего земного шара) и окружающую среду. Вкладывая собственные деньги во что-то, ответственный инвестор задумывается о каждом из этих пунктов. Так появился Private Wealth Council.

Список Гора

В молодости, будучи предпринимателем, вы стремитесь скорее заработать первые деньги, лелеете свою бизнес-идею. Отлично. Но при переходе на следующий уровень вы зададите себе вопрос: «Могу ли я продолжать делать это в более широком масштабе и на более длительном отрезке времени, могу ли я сохранить заработанное?» Когда денег станет чуть больше, вы захотите диверсифицировать риски и сохранить что-нибудь для своей семьи, причем не только на завтра и послезавтра, а желательно на 10, 20 лет и более, для следующего поколения. Начнете думать об этом системно, и вам захочется лучше понимать будущее: каковы глобальные тенденции, что произойдет в мире вообще и какие из грядущих изменений станут наиболее значительны. Чем больше вы знаете об этом, тем выше эффективность ваших инвестиционных решений. Как раз это мы и осознали в Private Wealth Council. Потом стало ясно, что нам нужен перечень тех вещей, которые потенциально способны изменить нашу планету.

В 2004 году я познакомился с бывшим вице-президентом США Альбертом Гором. В то время он занимался проблемой глобального потепления, и мне было интересно это обсудить с ним, не забывая, конечно, и обо всех других вопросах, стоящих перед нами. Мы договорились составить список десяти факторов глобальных перемен для следующего десятилетия. Это самая наглядная конструкция. Возглавлявший «рабочую группу футурологических исследований» в Белом доме г-н Гор – возможно, лучший специалист по будущему в мире, но он очень занятой человек, и в итоге мы получили от него список из девяти факторов, что тоже неплохо. Перечень был подвергнут обсуждению на двухдневном заседании Совета в Швейцарии в 2005 году.

Тогда нам стала очевидна необходимость признания той простой вещи, что мир в настоящее время меняется небывалыми в истории темпами, что существуют факторы, способные влиять на скорость и характер происходящих перемен наиболее заметным образом, и, наконец, что все эти факторы взаимосвязаны, в свою очередь, затрудняет прогнозирование в еще большей степени. Окончательный вывод, к которому мы пришли на этом заседании, гласил: наиболее эффективным способом обеспечить устойчивую и прибыльную доходность инвестиций в долгосрочной перспективе является «инвестирование на правильной стороне глобальных перемен».

Забавно, что каждый фактор из списка Гора в отдельности проходит по разряду «я это знаю и без вас». Но есть комбинация и взаимосвязь всех факторов: именно они и важны в этом списке. Никто не расшифровывал так подробно все эти понятные большие проблемы и вызовы. Наш перечень нужен как напоминание.

«Девять факторов» практически никогда не оставляют равнодушными людей с действительно большими деньгами. Те, у кого есть лишь миллион, обычно не обращают на них внимания.

Хорошая философия

Если сегодня вы принимаете инвестиционное решение исходя из ошибочных представлений, то не только теряете деньги, но, возможно, также наносите вред обществу или планете. Это находит все большее понимание у состоятельных инвесторов, обладающих чувством ответственности. Причем их число растет по всему миру.

Скажу честно, что в 2005-м, когда мы заговаривали о приложении своей концепции к индустрии инвестиций, эту идею называли «хорошей философией». Однако после кризиса интерес к нашим идеям начали проявлять не только владельцы крупных состояний, но и более широкие круги профессионалов и клиентов. Люди захотели разобраться, как одно соотносится с другим, как все это можно использовать. Я не даю ответов на все вопросы, но когда вы вооружены определенным знанием, вы начинаете ожидать неожиданное. А с тех пор как мы смирились с необходимостью такого ожидания, события, застающие рынок полностью врасплох, зачастую уже не кажутся нам столь непредсказуемыми.

На заседаниях мы часто пользовались методом сценарного моделирования, представляя, например, что в 2015 году в газете Financial Times публикуется сообщение о некоем значительном событии, и выясняя затем, желательно оно или нет. После этого мы мысленно возвращались в наши дни с тем, чтобы спланировать, что и как можно было бы сделать, чтобы оно произошло, или, наоборот, как его избежать.

Нашей следующей задачей было понять, что эти факторы, эти попытки оказаться на правильной стороне глобальных перемен означают для инвестирования. Так вот, если вы вкладываете деньги во что-либо на долгий период, руководствуясь принципами ответственности, то ваш результат будет столь же хорош (или даже лучше), как если бы вы инвестировали с одной только целью – получить быструю прибыль. Потому что если вы научитесь понимать тренды, различать их на ранней стадии и делать осознанный выбор, вы поневоле превратитесь в социально и экологически рационального инвестора, заодно увеличив свою прибыль и прирост капитала.

Инвестиционный фильтр

Прежде чем принять то или иное инвестиционное решение, большинство людей во всем мире изучают данные за предшествующие периоды и бизнес-планы. Как правило, они проводят также due dilligence-экспертизу и исследуют объект потенциальных вложений на предмет оптимизации прибыли. Мы же верим, что в число критериев при принятии инвестиционных решений необходимо включить ряд дополнительных факторов, которые бы отражали личные ценности частного инвестора.

Например, есть одно принципиальное для нас понятие ESG (environmental, social, governance – защита окружающей среды, социальная политика, корпоративное управление). Это важная вещь, но она никогда не использовалась в специальном фильтре для принятия инвестиционных решений. Сегодня, если у вас есть миллион, который вам не понадобится в течение ближайших пяти лет, у вас полно возможностей вложить эти деньги. Но сначала вы должны понять, соответствует ли ваше конечное решение некоторым важным критериям, таким как хорошее управление и долгосрочная эффективность. Правда, обычно рынок капитала не обращает внимания на те факторы, на которые смотрим мы. Первым шагом должна стать проверка инвестиционного решения на соответствие критериям ESG. Но где взять необходимые для этого сведения? Как нам заставить инвестиционную индустрию производить и распространять информацию такого рода? Есть хорошая новость – эту работу уже начало выполнять агентство Bloomberg. Это показывает, что не только мы считаем подобные вещи важными. Сейчас, если сведений достаточно, мы способны делать ESG-рейтинги и ESG-анализ отдельных бумаг, портфелей и фондов. До сих пор ничего подобного не существовало.

Все эти данные и наш список «Девяти факторов» повышают вероятность успеха, хотя, по правде сказать, 80% инвестиндустрии не заботит ничего, кроме прибыли. «Вот вам миллион, и пусть через шесть месяцев или через четыре года он принесет на Х процентов больше, чем рынок» – такова традиционная постановка вопроса сегодня. С другой стороны, есть инвесторы и фонды, которые говорят: «Мы зарабатываем, но не приносим вреда ничему и никому». Это отрицательный отбор, суть которого можно выразить фразой: «Берите мои деньги, но не вкладывайте их в оружие, наркотики или порнографию». Мы же хотим не просто зарабатывать, не нанося никому ущерба, мы хотим приносить пользу. Принцип doing good while making money себя оправдывает.

Прагматичный мир

Когда все только начиналось, я спросил у Альберта Гора, почему он в этом участвует, почему прилетает сюда за свой счет, не имея никакой видимой отдачи. Он ответил, что нам представилась уникальная возможность продемонстрировать на примере группы авторитетных частных инвесторов, служащих образцом для подражания многим людям, практическую применимость наших идей и убедить инвестиционное сообщество воспользоваться созданной нами формулой. К слову сказать, сейчас уже общеизвестно, что личные инвестиции самого г-на Гора весьма успешны, в связи с чем он не так давно упоминался как первый миллиардер, заработавший «девять нулей» благодаря глобальному потеплению. Другой мой единомышленник, который часто становится соведущим на наших встречах, является главой известной европейской семьи, состояние которой измеряется цифрой в 30 млрд долларов. Несколько лет назад эта семья создала очень прибыльный «фонд чистой энергии», решив контролировать уровень выброса углекислого газа собственными предприятиями.

А ведь первые три года мы считались всего лишь дискуссионным клубом. Нас даже стали называть тайным обществом, хотя скрывать нам абсолютно нечего.

Время от времени мы публикуем результаты своей деятельности в собственном издании под названием Responsible Wealth Review. Кстати, этой весной мы донесем до общественности не только рассуждения, но и вполне конкретные вещи.

В реальности Private Wealth Council представляет собой узкий круг людей, которым нравится встречаться друг с другом, разговаривать и добиваться понимания целостной картины мира, но некоторых из нас инвестсообщество воспринимает как ролевые модели. А это шанс оказать влияние на индустрию – так, чтобы позитивную отдачу почувствовали и рынки капитала, и весь мир, и неважно, насколько он прагматичен.

Ведь очевидно, что как инвестор я не собираюсь зарабатывать меньше других, однако хочу иметь возможность подумать, во что вкладывать и каким образом мой выбор соотносится с общемировыми трендами. Если сегодня я инвестирую миллион, то лучше иметь твердую уверенность, что он удвоится через 10 лет, чем сомнительное предположение, что результат будет достигнут гораздо быстрее. Разумеется, Kaiser Ritter Partner тоже делает краткосрочные инвестиции, следит за валютными рисками и тому подобным – в этом нет ничего необычного. Но если подняться на один уровень выше, вы можете изменить свой взгляд на вещи. Именно это мы и предлагаем.

Наши идеи доказали, что они применимы и к инвестициям как таковым, и к современной портфельной теории. Неудивительно, что столь вдохновляющие начинания и действия Private Wealth Council повлияли на работу группы компаний Kaiser Ritter Partner. Сегодня мы проявляем особый интерес к вопросам ответственного инвестирования, принципы которого применяются теперь нашим экспертно-инвестиционным центром в работе с портфелями конкретных клиентов. Конечно, свой финансовый успех мы измерим только в будущем. Но что понятно уже сейчас: мы диверсифицируем риски и имеем как минимум такой же показатель ROI, как если бы пользовались методологией краткосрочных инвестиций. И ко всему прочему, если инвестор сообщает нам о своих ценностях, мы способны настроить наш механизм так, чтобы они учитывались как на стадии формирования инвестиционной стратегии, так и при каждой транзакции.

Семейные ценности

Философия Kaiser Ritter Partner довольно проста: мы хотим помогать богатым людям по всему миру защищать и приумножать свое состояние на максимально долгом отрезке времени. А это значит: нам нужно иметь целостное понимание того, что необходимо семье. Мы должны тщательно обсудить с ее представителями их задачи, узнать их ценности, выяснить направление, в котором они хотят двигаться. И только потом мы будем готовы взять на себя ответственность за эту семью.

Мы стараемся разговаривать со своими клиентами буквально обо всех проблемах, с которыми они могут столкнуться. В одной стране это налоги, в другой – политические риски. Мы учитываем и обсуждаем даже маловероятные ситуации. Кризис заставляет все больше и больше людей уделять внимание тому, куда их ведут сегодняшние перемены, они хотят увидеть, за счет чего смогут выиграть в долгосрочной перспективе.

Сейчас и Лихтенштейн, и Швейцария, и другие офшорные финансовые центры переживают переходный период. Княжество Лихтенштейн – страна, резидентом которой является наша группа, – выбрало направление своего развития много лет назад и сегодня успешно продвигается вперед в качестве полнофункционального финансового центра, уважаемого всем мировым финансовым сообществом.

Наша группа гордится той помощью, которую смогла оказать своей стране в определении направления ее развития. Если вы посмотрите, кто заседает в совете директоров Kaiser Ritter Partner, то увидите здесь и Отмара Хаслера, бывшего премьер-министра Лихтенштейна (2000–2008. – Прим. ред.), и экс-председателя банковской группы Vontobel Питера Вагнера, и бывшего партнера компании Baker & McKenzie Филиппа Марковичи. Мы собрали очень интересных и амбициозных профессионалов, безусловных лидеров в своих областях. За одним столом у нас вы встретите совершенно разных людей с абсолютно непохожим опытом: юристов, предпринимателей, банкиров и даже премьер-министров и философов.

Наша задача состоит в том, чтобы клиенты, которые пожелают к нам присоединиться, могли получить максимально полный и непредвзятый анализ состояния дел своих семей и путей выстраивания наилучшего будущего для них. Оказание подобной помощи всегда очень стимулирует и способствует установлению между нами прочных доверительных отношений.
Поэтому мы стремимся быть конструктивными собеседниками для наших клиентов, видеть всю картину происходящих изменений и оставаться профессиональными управляющими активами и имуществом. Судя по росту оборота, прибыли и активов в управлении, наблюдавшемуся у Kaiser Ritter Partner по итогам последнего, отнюдь не легкого года, такой подход находит у клиентов отклик.

Первое поколение

В Европе и Америке много «старых денег». Как правило, мы имеем трасти, присматривающих за активами, и бенефициаров, наслаждающихся жизнью и готовых заниматься благотворительностью. В России и Азии ситуация другая, здесь все движется благодаря предпринимательскому духу. У бизнесмена мало общего с бенефициаром, он строитель. Создает свою компанию, рабочие места и свое богатство. Вы должны понимать, как он думает и как он действует. Могу предположить, что в качестве партнера бизнесмен ищет кого-то, равного себе. И мне это нравится, потому что я чувствую себя как раз предпринимателем, а не частным банкиром. Я способен собрать вместе ответственных профессионалов, которые дадут клиенту не только правильный совет, но и гарантию защищенности. Мы уже имеем богатый опыт общения и успешного сотрудничества с такими людьми, определяющими облик современного мира, важной частью которого стала Россия.

Это перспективный рынок, и на нем действуют выдающиеся предприниматели, вносящие свой позитивный вклад в будущее страны, но в то же время все более и более перемещающие свою деятельность на международную арену. В России у нас уже имеется достаточное количество очень интересных и успешных как клиентских, так и партнерских отношений, от которых мы намерены отталкиваться в нашем дальнейшем развитии.

Но если к нам приходит российский клиент, мы хотим понять, чего он на самом деле желает. Почему он собирается разговаривать с кем-то за пределами России. Очень часто людям нужен безопасный финансовый хаб для ведения бизнеса за границей. И, само собой, им интересно приумножить и структурировать свое состояние. Наши первые разговоры посвящены выяснению ситуации клиента и его целям. Возможно, мы идем немного дальше других компаний, спрашивая, каковы его ценности, что важно для его семьи. Люди удивляются, зачем нам эта информация. Но если мы говорим об ответственных инвестициях, беседы такого рода необходимы. Обмен мнениями лежит в самом начале доверительных отношений. Дальше клиент с нашей помощью должен определить свою инвестиционную стратегию, выбрать подходящих инвестиционных менеджеров. Если человек, пришедший в банк, не хочет сообщать о своих ценностях и намерен лишь подыскать менеджера, который совершенно необязательно будет разделять его взгляды на жизнь и на инвестиции, в конечном счете эффективность такого управления капиталом вряд ли удовлетворит клиента.

Естественно, мы заинтересованы также в поиске в России партнеров-единомышленников, которые воспримут наши идеи и дадут им шанс реализоваться в своей стране. Это могут быть банки, wealth-менеджмент компании, family-офисы – кто угодно, готовые сотрудничать с нами и в области ответственных инвестиций, и в области ответственного управления капиталами.



15.03.2010


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз