Фиктивные трасты
Отнюдь не все предлагаемые обладателям крупных состояний трасты признаются таковыми на территории тех государств, где они создаются. Многие из них могут оказаться фиктивными.


Дмитрий Кленов
партнер UFG Wealth Management
Использование траста при структурировании крупного частного капитала становится все более и более популярным. Однако важно учитывать, что траст, будучи оптимальным инструментом владения активами и передачи их по наследству, обладает и рядом ограничений. Траст – это отношения, при которых учредитель траста передает свои активы трастовому управляющему, а тот в свою очередь совершает действия по управлению и распоряжению этими активами исключительно в интересах бенефициаров или для особо установленной цели.
При этом слово «отношения» является ключевым, так как не создается обособленного субъекта или юридического лица, а создаются именно долгосрочные отношения или, точнее, обязательства трастового управляющего перед бенефициарами. Отчасти это напоминает номинальное владение активами, с той только разницей, что при номинальном владении собственником остается лицо, передавшее актив в номинальное держание, а номинальный держатель обладает только титулом на актив, в то время как в трасте полное право собственности, то есть право владения, распоряжения и отчуждения, переходит к трастовому управляющему. Благодаря этому у трастов появляется значительное преимущество с точки зрения защиты активов, порядка наследования, гарантий сохранности.
Однако такое преимущество одновременно вступает в конфликт с желанием учредителя траста или бенефициаров иметь юридическое или фактическое закрепление права принимать решения вместо трастового управляющего. Когда это желание удовлетворяется, возникают притворные трасты. На сегодняшний день к притворным судебная практика относит трасты, которые создаются без намерения создания их как таковых. Это попытка учредителя представить наличие траста, когда его на самом деле нет. На практике это означает, что учредитель, отказываясь от прав на активы в пользу трастового управляющего, в реальности сохраняет за собой излишнюю степень контроля над активами или трастовым управляющим.
Формально существует три основания признания траста притворным:
- порок создания – когда учредитель притворно передает активы в траст;
- порок учредительных документов – когда несоответствие концепции траста прямо прописано в учредительных документах;
- порок намерений учредителя – когда в соответствии с трастовыми документами происходит действительная передача прав собственности на активы, но трастовый управляющий не имеет возможности реализовать свои права в полной мере. В такой ситуации основанием признания траста притворным является тот факт, что учредительные документы траста, даже не имея порока, не отражают фактических отношений участников траста.
Трастовое законодательство достаточно единообразно в вопросах притворных трастов, однако в англосаксонской системе источником права признается судебное решение. Это, безусловно, вносит разнообразие в рассмотрение однородных дел в различных юрисдикциях. Так, например, в большинстве юрисдикций необходимо доказать наличие умысла и у учредителя, и у трастового управляющего в момент создания траста. Только в этом случае траст признается притворным. Хотя в некоторых юрисдикциях достаточно доказательства наличия умысла только у одного из участников. При анализе существующих или предлагаемых трастов следует учитывать эти критерии и обратить особое внимание на порядок принятия решений в трасте, а также на фактическую роль трастового управляющего. При этом необходимо принимать во внимание все юридические формальности оформления принятия решений, процедуры управления банковскими счетами, а также систему отчетности.
К сожалению, многие из предлагаемых сегодня трастов содержат признаки притворности и, по сути, не решают ни вопросы защиты активов, ни порядок наследования, представляя собой лишь видимость наличия сложного механизма под названием траст.
Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.
Из-за железного занавеса постучали

Справившись с первым культурным шоком, связанным с отменой мировых премьер и прокатных лицензий, разрывом отношений с ведущими мировыми медиаплатформами, киностудиями и кинофестивалями после известных событий конца февраля, российские деятели индустрии кино, кажется, снова в седле. Так ли это, есть ли жизнь за новым железным занавесом, способны ли российские киноделы заместить внезапно выпавшую западную продукцию и успешно развиваться, на площадке дискуссионного клуба «Валдай» поговорили участники отрасли Светлана Сонина, Вадим Соколовский, Алена Кремер, Александр Акопов и Алексей Гореславский. Зарядившись их оптимизмом, WEALTH Navigator делится им со своими читателями.
Вечное студенчество

Татьяна Костенкова – о концепции life-long learning, модульном MBA, образовании за рубежом в новых условиях и домашнем обучении.
Хорошо одеваться – не роскошь

Пандемия изменила стиль нашей жизни, работы и то, как мы одеваемся. Что нового в мире делового дресс-кода, как адаптировать гардероб к послаблениям нового времени, как носить неформальные пиджаки, худи и галоши и почему классная одежда – это не роскошь, специально для SPEAR’S Russia рассказал Константин Ефимов.
Знания в банке

Обучение наследников основам финансовой грамотности с детства, а также предоставление им знаний в области инвестирования – хорошая основа для успешной передачи состояния следующим поколениям, утверждают российские и международные исследования. У Газпромбанк Private Banking есть продукты и на тот, и на другой случай.
Передать и сохранить
Беспрецедентная сумма в размере 2,1 трлн долларов будет передана по наследству к 2040 году современными создателями состояний, подсчитали исследователи из PWC и UBS. сумеют ли дети удержать эти деньги в семье – большой вопрос. Современные реалии таковы, что, как утверждает McKenzie, 70% наследства теряется в первом же поколении и почти 90% – во втором. SPEAR’S Russia разбирается почему и ищет решения минимизации этих потерь.
Между двух поколений

Сергей Потапейко делится своими наблюдениями о том, что думают о наследовании создатели крупных российских состояний, и рассуждает о роли банка в этом процессе.
Долгожданные новости о наследственной реформе для миллионеров

Антон Андреев – о непростой работе депутатов над полезным юридическим инструментом, о допущенных ошибках и о попытках их исправить.
Оставить комментарий