Битва за Китай
Китайский рынок автомобилей на новых источниках энергии показывает впечатляющие темпы роста. Пока здесь доминирует Tesla, но местные компании имеют все шансы сместить американскую компанию с первого места. Почему, рассуждает Андрей Верхоланцев.
![%d0%90%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b5%d0%b9_%d0%92%d0%b5%d1%80%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d1%86%d0%b5%d0%b2_web](/system/images/3989/page/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2_web.jpg?1639742809)
Набирающий силу в последние годы тренд на экологичность в странах с развитой экономикой привел к всплеску популярности электрокаров по всему миру. За первое полугодие 2021 года рост продаж электрокаров составил 160% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в исследовании аналитической компании Canalys.
Больше всего электрифицированных моделей автомобилей продали в первом полугодии 2021 года в Китае и Европе. Цифры китайского рынка – 1,1 млн электромобилей, рынка Евросоюза — 1 млн электрокаров. Продажи на этих двух рынках составили 87% продаж всех электрокаров во всем мире. По данным IHS Markit, рост этого года может составить 70%.
Внимание отраслевых аналитиков приковано именно к китайскому рынку автомобилей на новых источниках энергии (NEV – это не только электрокары, но еще и авто на водородных топливных элементах, а также гибридные автомобили). В том числе потому, что он показывает впечатляющие темпы роста. По данным китайского Министерства промышленности и информационных технологий, за первые 8 месяцев 2021 года в стране продано примерно 1,7 млн автомобилей категории NEV, что в 2,8 раза превышает аналогичный показатель 2020 года. От общего количества проданных автомобилей на долю NEV приходится сейчас менее 10%, но уже к 2025 году, как заявил недавно гендиректор автомобильной компании Xpeng Motors Хэ Сяопэн, этот показатель может достигнуть 35%.
Это и неудивительно, учитывая экологические проблемы Китая, уровень загрязнения воздуха в китайских городах и декларируемые цели правительства по снижению выбросов в атмосферу. Перед Китаем стоит амбициозная цель – к 2060 году полностью отказаться от выбросов парниковых газов. Это означает, что рынок электротранспорта ждет весьма долгий период активного роста.
Китайские технологические компании с учетом государственного стимулирования не могли пройти мимо этого тренда. Это уже дало плоды: сегодня в Китае весьма заметное место на рынке NEV занимает целый ряд местных конкурентов Tesla.
Среди них ведущие китайские производители электромобилей – BYD, Li Auto, NIO и Xpeng, среди которых только BYD появился в 1995 году, а все остальные – во второй половине 2010-х годов. Все эти компании являются публичными, их акции также весьма ощутимо подорожали за прошедшие с момента их появления годы.
Плюс на китайском рынке работают и совместные предприятия местных компаний с американскими производителями, которые за последние годы расширили свою линейку электрокарами. Например, SGMW – совместное предприятие General Motors и китайских SAIC Motor Corporation и Liuzhou Wuling Motors. Их продукт – суперкомпактный автомобиль, который стоит чуть больше €4000.
Но пока лидер в Китае – это Tesla.
Китайские технологии против американского брендинга
Для доминирования Tesla на китайском рынке есть несколько объективных причин: во-первых, Tesla одной из первых добилась разрешения на строительство собственного производства без привлечения местных партнеров (тем самым максимально защитив свои технические решения и разработки от копирования местными производителями), во-вторых, сыграла роль сильная позиция бренда компании и ее основателя, а также особенность китайского менталитета – выбор лучших и самых дорогих в своей категории марок.
Все это дало несколько лет форы, что создало квазимонополию на китайском рынке. Сегодня Tesla формирует порядка 22% своей выручки на китайском рынке, продажи американского электрокара в натуральном выражении пока почти наполовину превышают совокупные продажи местных производителей. Так, к концу августа 2021 года Tesla продала в Китае примерно 150 тыс. машин, тогда как Li Auto, NIO и Xpeng поставили суммарно чуть более 100 тыс. электромобилей. Но вот только вопрос: как долго Tesla сможет удерживать пальму первенства?
Напрашивается параллель с рынком смартфонов, на котором длительное время лидировала продукция Apple, а китайские производители (Huawei, Xiaomi) наступали им на пятки. Но уже в середине текущего года Xiaomi заняла второе место на мировом рынке смартфонов, опередив, согласно исследованию Counterpoint Research, по продажам в натуральном выражении прежнего лидера Apple. Этот путь занял у Xiaomi без малого 10 лет. Китайские производители электрокаров могут пройти тот же путь за гораздо меньший срок.
Как аккумуляторы могут изменить все
Не последнюю роль в этой бесшумной электрогонке играют аккумуляторы. Аккумулятор сейчас является одной из самых дорогих (порядка 30–40% в структуре себестоимости) и наукоемких частей электрокара. До сих пор сдерживающими факторами являются их дороговизна, малый срок службы, низкая скорость заряда батарей, быстрый расход заряда при глубоко отрицательных температурах воздуха. К этому перечню еще можно добавить неразвитую инфраструктуру зарядных станций в ряде стран. В итоге развитие любых технических решений, нацеленное на оптимизацию затрат, сделает электрокары в разы доступнее. И именно на рынке аккумуляторов сейчас соревнуются инженерные компании.
Ключевым является рынок тяговых аккумуляторов. Согласно исследованию SNE Research, только за четыре месяца 2021 года вся мировая промышленность выпустила аккумуляторов почти в 2,5 раза больше, чем год назад. Это неудивительно, учитывая более чем двукратный рост рынка электромобилей. Сегодня восточноазиатский регион (Япония, Южная Корея и Китай) обеспечивает примерно 95% всех произведенных в мире тяговых аккумуляторов. Внутри этого рынка идет очень активное перераспределение долей в пользу китайских компаний.
Изменение рыночных долей отмечается профильными маркетинговыми исследованиями. По данным SNE Research, недавний лидер рынка – корейская LG Energy Solution, поставляющая батареи не только для Tesla, но и электрокаров Volkswagen и Ford, по итогам первого полугодия 2021 года занимает уже вторую строчку с долей 24,5%. Японская компания Panasonic опустилась на третье место с долей 11,9%. Два других корейских производителя – Samsung SDI и SK Innovation – сейчас занимают 5-е и 6-е места.
Первое место впервые занял ведущий производитель батарей в КНР – Contemporary Amperex Technology (CATL) с долей рынка 29,3%. За год компания подняла объемы выпуска продукции в четыре (!) раза и выстрелила с третьего на первое место. Четвертое место в рейтинге и строки с седьмой по девятую включительно также заняты китайскими производителями.
Прогресс китайских компаний в настоящее время главным образом обеспечивается развитием внутреннего рынка электромобилей, хотя они все активнее проявляют себя и за пределами Китая. По данным Bloomberg и SNE Research, еще в 2019 году доля экспорта в общей выручке китайского CATL составляла лишь 4%, но уже в 2020 году она составила 16%. Сегодня эта компания в том числе входит в пул поставщиков зарядных устройств для Tesla.
Снижение затрат на производство батарей достигается сегодня попытками замены дорогих редкоземельных материалов на более дешевые и широко распространенные в природе. Например, использование никеля вместо лития в катодах натрий-ионных ячеек аккумуляторных батарей. CATL недавно представила такой аккумулятор: удалось повысить устойчивость к поддержанию высокого уровня заряда при отрицательных температурах и увеличить скорость заряда (нужно всего 15 минут для восполнения 80% емкости). Теперь такая батарея может прослужить более 15 лет, а пробег машины составит не менее 1,5 млн километров. В том же русле выступают и конкуренты: корейская SK innovation планирует перейти на выпуск аккумуляторов с содержанием никеля 90%, Samsung SDI рассчитывает довести этот показатель до 88%. LG Energy Solution планирует выпускать литий-ионные батареи с добавлением алюминия и уменьшенным содержанием кобальта.
Гонка через океан
А что делает Tesla? Пока не складывается впечатление, что американская компания готова полностью включиться в конкурентную гонку именно на рынке аккумуляторов. Да, компания инвестирует в технологические инновации в сфере производства батарей, позволяющие повысить их КПД и снизить стоимость за счет замещения дорогих редкоземельных металлов. Параллельно Tesla закупает энергетические ячейки у азиатских производителей, но финальная сборка батарей остается за компанией Tesla. Ради этого она расширяет свои производственные мощности, возводя завод по сборке батарей в Канаде. Но все же Tesla сегодня – это производство электрокаров и маркетинг в первую очередь.
В итоге получается, что техническое лидерство в производстве аккумуляторов, возможность ценовой поддержки со стороны государства и наличие явных и неявных программ стимулирования дают китайским производителям электрокаров определенные преимущества, которые могут помочь им сместить Tesla с первого места и на собственном рынке, и на мировом.
Сегодня сильной стороной Tesla, по большому счету, остается бренд. А технические и экономические характеристики электрокаров китайских производителей стремительно приближаются и, возможно, в чем-то обходят американского конкурента. Чем может закончиться эта битва? Один из сценариев – сегментация рынка, когда Tesla останется в премиальном сегменте, а лидерство в китайском масс-маркете займут местные компании.
Андрей Верхоланцев, инвестиционный советник Sber Private Banking
Опыт: более 18 лет на фондовом рынке в качестве отраслевого аналитика и инвестиционного советника в ведущих российских и зарубежных финансовых организациях (Альфа-Банк, Ситибанк). Был отмечен в числе лучших buy-side аналитиков России рейтинга Extel за 2017 год.
Экспертиза: специализируется на работе с долговыми инструментами на глобальном и российском рынке.
Источник: Forbes Russia
Передать нельзя продолжить
![1](/system/images/4885/medium/1.jpg?1719929301)
Алексей Станкевич уже больше 20 лет консультирует богатейших россиян по вопросам юридическо-финансового структурирования и защиты активов, но, комментируя исследование ВШЭ, он в первую очередь обращает внимание на личностные аспекты взаимодействия ультрахайнетов со своими наследниками. Именно это, на его взгляд, определяет судьбу преемников и бизнесов, новые роли, которые берут или отказываются брать на себя основатели компаний, а также трансфер их полномочий.
У пещеры Аладдина
![1](/system/images/4884/medium/1.jpg?1719928053)
Ознакомившись по просьбе WEALTH Navigator c исследованием коллег по Высшей школе экономики о сверхбогатых россиянах, Гарретт Джонстон вписывает его суждения в мировой контекст и приходит к довольно неожиданному выводу. Несмотря на санкции и ограничения, новое поколение очень богатых не будет намертво привязано к России, но окажется более открытым всему миру.
Онтология сверхбогатства
![1](/system/images/4883/medium/1.jpg?1719927207)
Зрелый мужчина из хорошей семьи с качественным высшим образованием, полученным в Москве или Петербурге. Сделал состояние в ТЭК, финансах и промышленности. Таков типичный портрет сверхбогатого россиянина, составленный социологами из Высшей школы экономики на основе анализа биографических данных о самых состоятельных бизнесменах, которые фигурировали в российском списке Forbes с 2004 по 2021 год. Группа сверхбогатых стареет и практически не обновляется, приоткрывая свои двери для новичков с большим скрипом. С любезного разрешения авторов, Светланы Мареевой и Екатерины Слободенюк из Центра стратификационных исследований Института социальной политики ВШЭ, WEALTH Navigator перепечатывает фрагмент исследования, которое проливает свет на малоизученный в целом мир российских ультрахайнетов и феномен отечественного сверхбогатства как таковой.
Защита мнимая и реальная
![1](/system/images/4881/medium/1.jpg?1719920318)
В мае команда Lurye, Chumakov & Partners завершила исследование по вопросам корпоративной ответственности инвесторов, покупателей бизнеса и их представителей в совете директоров за убытки, причиненные их действиями обществу. Оглядываясь на проделанную работу, Андрей Чумаков предупреждает об опасности иллюзий и дает полезные советы о том, что действительно нужно сделать.
2021: удивительный год
![33361035860_c57ed61239_o](/system/images/4016/medium/33361035860_c57ed61239_o.jpg?1639988837)
Космический туризм, метавселенная как цифровая модель мира, с одной стороны, и продолжение пандемии и связанных с ней ограничений – с другой. В 2021-м мы расширяли границы нашего мира из ограниченного пространства наших домов. Не менее парадоксально складывалась и ситуация в экономике. 2021-й стал годом рекордов в очень многих областях: от цен на газ до инфляционных колебаний и товарных дефицитов. Но главное, после кризисного 2020-го он позволил мировой экономике вдохнуть полной грудью и начать восстанавливаться.
Экономический обзор
![Graf_1](/system/images/4027/medium/Graf_1.jpg?1639990187)
Аналитическая команда Sber Private Banking – Игорь Каграманян, Юлия Гапон и Владислав Баканов – анализирует главные события экономики и рынков уходящего 2021 года и знакомит с прогнозами и ожиданиями от приближающегося 2022-го.
Оставить комментарий