«Я – Сергей Образцов» в Театре Образцова
Искусство обладает мощнейшим терапевтическим эффектом. Когда устал и выгорел на работе, можно пойти к психологу, а можно – в театр или в музей. WEALTH Navigator рекомендует, на какие спектакли и выставки отправиться в Москве.
«Сережа – хитрая рожа», – кричит Петрушка маленькому мальчику, рожденному на стыке веков, в 1901 году. Этот мальчик вырастет и станет великим кукольником Сергеем Образцовым. К 120-летию своего деда режиссер Екатерина Образцова поставила в основанном им театре спектакль «Я – Сергей Образцов». Это посвящение великому режиссеру и завещание от него нам, зрителям, – завещание любить, смеяться, фантазировать, быть «человеком играющим» до самой старости.
Вся отечественная история XX века рассказывается в спектакле через биографию великого кукольника и с помощью созданных им кукол. Детство в царской России и первая простейшая кукла-перчатка, подаренная матерью. Революция, учеба во ВХУТЕМАСе, поступление в Музыкальную студию Немировича-Данченко и его кукла, над которой смеялся Станиславский. Ранний брак, рождение сына, первые выступления на эстраде и кукла Тяпа из папье-маше с лицом удивленного малыша, ставшая символом основанного в 1931 году театра. Первые спектакли в своем театре, репрессии, приговор Мейерхольду, растерянность от всего происходящего в стране и куклы Вертинского, Шаляпина, Утесова, Любочки Орловой. Война, похоронка на сына и его чудесное возвращение с фронта и опять куклы, которые помогали жить и смеяться тогда, когда было совсем не до смеха. Всесоюзная слава и «Необыкновенный концерт», самый известный в мире русский кукольный спектакль, на котором выросло не одно поколение зрителей. Народная любовь и творческий вечер в концертной студии «Останкино» в 1981 году.
Свою историю на фоне XX века Образцов рассказывает в спектакле сам, от первого лица – его играет Евгений Цыганов. На сцене только он и куклы. А также трехступенчатая конструкция – это «ступеньки памяти», как называлась автобиографическая книга Образцова. Она легла в основу пьесы Бориса Голдовского, по которой поставлен спектакль.
Уже второй раз актер Цыганов предстает в образе Режиссера – в такой роли его можно увидеть у Дмитрия Крымова в постановке «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» в Театре Фоменко. Но там он настоящий кукловод, почти Карабас-Барабас, готовый принести в жертву кукол-актеров ради своего демиургического замысла. Режиссер же Образцов у Цыганова совсем другой: он кукольник, а не кукловод, человек, играющий в куклы, как в детстве, на равных, а не понукающий ими. Иногда кажется, что это куклы берут над ними власть: они шумят, задираются, не лезут за словом в карман, как Петрушка из детских воспоминаний Образцова. Задиры-куклы и тихий «живой» Цыганов создают особый драматургический контраст спектакля.
Цыганов играет без какого-либо грима (в постановке у Крымова на нем маска) и делает это на полутонах, тихо, вкрадчиво, добиваясь потрясающего сходства с Сергеем Образцовым одной лишь интонацией. Это тончайшее вхождение в роль, которое превращает спектакль почти в спиритический сеанс – в реальную встречу с одним из самых мудрых и добрых лицедеев в мировой театральной истории. Особенно потрясает последняя сцена – творческий вечер в «Останкино», когда каждому сидящему в зале и правда кажется, что мы все в 1981-м, и на наши вопросы по записочкам из зала отвечает сам Сергей Образцов, который очень просит нас любить не просто человечество, а конкретного человека: «Если упал дом и там скажут «жертв мало» – всего один человек, а если этот один человек – ваш отец, или ваш ребенок, или ваш брат? Может быть, это все, что у вас есть на свете, вы же не скажете «жертв мало»! Каждый человек драгоценен, и об этом нужно знать».
Этот спектакль-монолог, очень камерный и по-хорошему старомодный, когда из всех театральных хитростей на сцене только куклы и живое актерское перевоплощение, показывает нам другую важную грань режиссерской ипостаси. Чтобы быть настоящим творцом, создателем своего мира-театра, надо быть не только демиургом, сотрясающим основы, но и маленьким мальчиком, тем самым «Сережей, хитрой рожей». Надо хранить «внутреннего ребенка» в душе и в собственном мире-театре, как хранится до сих пор в Театре Образцова кукла Тяпа, «самый старый живой ребенок в мире».
И, может, увидев вот так в другом смешливого ребенка, мы сможем полюбить не человечество вообще, а каждого конкретного человека, как завещал нам играющий до самой старости в куклы Сергей Образцов.
Эндаументы мирового масштаба
Составляя специально для WEALTH Navigator ренкинг крупнейших мировых эндаументов, Людмила Пантелеева среди прочего напоминает полудетективную историю фонда мормонов, деньги из которого расходовались отнюдь не на богоугодные начинания, и объясняет, как элитный жокейский клуб превратился в главного благотворителя Гонконга.
Союз EXEED и интернета
За ближайшее десятилетие автомобили изменятся больше, чем за весь прошлый век. Индустрию стремительно трансформируют новые технологии и онлайн-сервисы. Один из убедительных примеров происходящих изменений – флагман бренда, Новый EXEED VX.
Экономика образов
Галерея pop/off/art, которая давно ассоциируется с Винзаводом, открыла второе пространство, на этот раз в центре Москвы. Ее основатель Сергей Попов рассказал WEALTH Navigator о том, кого, где и кому он теперь собирается показывать, объяснив заодно, может ли интерес к современному искусству служить экономическим индикатором, каким модам следуют сегодняшние коллекционеры, как развиваются события в противостоянии реализмов и концептуализмов и что призваны делать художники, а что – галеристы.
Кого и почему поддерживают через «вечные фонды»
Людмила Пантелеева — о разнице в предпочтениях благотворителей-миллиардеров и филантропов «из народа».
Аукционный марш быков и минотавров
Ксения Апель напоминает о значимости и стоимости Пикассо не для того, чтобы в очередной раз напугать ценами, а чтобы привлечь внимание к его доступности. Вернее, к доступности его керамики и графики.
Самоидентификация. Дорого
Большинство состоятельных коллекционеров покупают искусство, не думая об этом как об инвестиции. Далеко не все из них согласятся с мыслью, что это вообще имело какой-то финансовый смысл. Однако арт-рынок намерен расти, а хайнеты готовы тратить. Где, как и зачем они это делают, изучали в совместном исследовании Art Basel и UBS.
О времени арт-рынка
Валерия Колычева размышляет об инвестиционной привлекательности произведений искусства, проверяет на прочность идею о том, что при правильном подходе арт-рынок обыгрывает фондовый по потенциальной доходности, и Измеряет «справедливость» аукционных результатов в мысленном эксперименте.
Искусные стратегии
Валерия Колычева — о трех частях арт-рынка, выигрышных практиках «культурного» бизнеса и социально-экономическом измерении хорошего вкуса.
Экономика образов
Галерея pop/off/art, которая давно ассоциируется с Винзаводом, открыла второе пространство, на этот раз в центре Москвы. Ее основатель Сергей Попов рассказал WEALTH Navigator о том, кого, где и кому он теперь собирается показывать, объяснив заодно, может ли интерес к современному искусству служить экономическим индикатором, каким модам следуют сегодняшние коллекционеры, как развиваются события в противостоянии реализмов и концептуализмов и что призваны делать художники, а что – галеристы.
Уникальная коллекция удивительного человека
Ксения Апель – о Сэмюэле Йозефовице, собирателе невероятной по уровню и разнообразию коллекции искусства, распродажа которой на торгах Christie’s в эти месяцы стала одним из главных сюжетов аукционного мира.
Ставка на партнерство
Работа с состоятельными клиентами, востребованная ими персонализация предложений, переход на новый уровень партнерства – приоритеты букмекерской компании «Лига Ставок». Не ограничившись запуском первой на рынке программы лояльности «Привилегия» и введением института персональных менеджеров, компания в уходящем году организовала серию мероприятий для VIP-клиентов. Это один из инструментов, благодаря которым «Лига Ставок» хочет стать для состоятельной аудитории больше, чем просто букмекером, раскрыть новые грани сотрудничества. И такой посыл, похоже, находит отклик у премиальных клиентов: гостей мероприятий, организованных «Лигой Ставок», в летнем спортивном сезоне можно было видеть на земле, на воде и в воздухе.
От карнавала к науке
Ксения Апель – о двух французах, творчество которых определило не только XVIII век, но и последующие столетия – создателе нового жанра Антуане Ватто и философе-просветителе, «отце» арт-критики Дени Дидро.
Оставить комментарий