В каких странах российские хайнеты хранят деньги


Российский хайнет при выборе страны для хранения своих финансовых активов не всегда основывается на трезвом расчете, поддаваясь эмоциям и личным обстоятельствам. На протяжении многих лет самой привлекательной юрисдикцией для состоятельных русских остается Швейцария. Насколько рационален этот выбор, и не настало ли время для альтернативных решений? SPEAR’S Russia задал экспертам вопрос о том, где и почему российские миллионеры открывают счета. Как и полагается, знатоки сошлись далеко не во всем.

03.12.2012





Банк России и Минэкономразвития сходятся в своих прогнозах: отток капитала из страны за 2012 год составит 65 млрд долларов, что на 20 млрд меньше, чем в прошлом году. Далеко не все из этого выводится в офшоры в личных целях, но нас интересуют именно частные состояния.

Мы предложили экспертам решить трудную задачу и ранжировать финансово-страновые предпочтения состоятельных россиян. Известные управляющие, банкиры, адвокаты и финансовые советники, основываясь на своих наблюдениях и ощущениях, создали условную карту распределения российского частного капитала.

Алексей Голубович,
управляющий директор компании Arbat Capital

По объемам российских финансовых активов на счетах иностранных банков первые два места занимают Великобритания (вместе с Джерси и другими Chanel Islands) и Швейцария. Где больше «русских денег», сказать трудно: результат зависит от того, как считать. Например, дочерний швейцарский банк в Лондоне или на Джерси фактически может держать значительную часть клиентских фидуциарных депозитов и управляемых им (через advisory services) инвестиционных портфелей не на английском балансе, а в Швейцарии.

Далее, вероятно, располагаются:

3. США – страна, привлекающая российских клиентов высокой надежностью банков и эффективностью финансовых рынков. При этом немного богатых россиян из уехавших за последние 10 лет живет там постоянно из-за глобального налогообложения;

4. Австрия – либеральная страна в плане банковского регулирования для бизнеса, жизни и «хранения кошелька»;

5. Люксембург – единственный офшор в Западной Европе с приличной репутацией и большой банковской системой;

6. Германия – «совсем не офшорная» резиденция, где проживает большое число выходцев из России, но для налоговых резидентов там крайне затруднительно хранить деньги в иностранных банках;

7. Кипр – хоть и лидирует по объемам оформленных на местные офшоры инвестиций в РФ, теряет позиции по объему хранимых там средств. В ослабших из-за кризиса местных банках остались в основном обороты российского бизнеса и средства небогатых россиян.

В топ-10, скорее всего, могут входить Сингапур, Гонконг, Латвия, Израиль или Ирландия. Однако их общая доля должна быть менее 5%. Эти страны привлекательны «дочками» крупнейших швейцарских и английских банков, где «не задают слишком много вопросов». Российские граждане также иногда обращаются к услугам банков таких стран, как «экзотические» Монако, Лихтенштейн и Андорра, удобны для нерезидентов также Канада, Литва, Финляндия и Дания. Причем доля последней, видимо, будет расти.

Главными критериями в выборе юрисдикции выступают репутация (надежность в смысле стабильности существования банка) и налоговые соображения (в том числе уверенность, что информация из банка не уйдет в страны налогового резидентства, и отсутствие налогов на доходы от размещенных в банке средств «у источника»). В зависимости от клиента решающее значение могут иметь эффективность банка с точки зрения сервиса, операций на рынках капитала и тарифов, а иногда еще и способность банка «не заметить» рисков возможного коррупционного происхождения средств.

С точки зрения юридического местонахождения счетов хранить деньги лучше в Швейцарии (если клиент – не налогоплательщик США, Великобритании, Германии или Франции). Если позволяют размеры банка, то в Австрии или в Израиле, а если не пугает удаленность, то в Сингапуре. Но инвестировать средства лучше на американском финансовом рынке или же через него в глобальные рынки. Именно так вы добьетесь максимальной эффективности и скорости доступа ко всем инструментам. По критериям правовой защищенности и качества банков пока еще самые хорошие места для хранения денег – Великобритания и Chanel Islands, но в первую очередь для тех, кто не планирует получать там вид на жительство (и налоговое резидентство) и не боится рисков бракоразводных процессов.

«Географическая диверсификация» в ближайшие годы будет определяться налоговым регулированием (так как у большинства российских граждан с крупными состояниями, например от 100 млн американских долларов в ликвидных активах, есть или появляется паспорт или ВНЖ стран Евросоюза) и отношением к банковской тайне (все больше клиентов начинают верить в сомнительный тезис, что Швейцария, «сдав своих клиентов США, сдаст их и другим странам»). В остальном на «географическую диверсификацию» люди будут идти по мере того, как, старея, они постараются «осесть» в той или иной комфортной стране, в первую очередь в странах ЕС, и подстроить банковские услуги под свой образ жизни.

Николай Карпенко,
управляющий партнер Herculis Partners

По моим ощущениям, топ выглядит следующим образом:

  1. Швейцария;
  2. Великобритания и острова Джерси, Гернси;
  3. Люксембург;
  4. Лихтенштейн;
  5. Страны Карибского бассейна (Багамские острова, Панама). Именно там находятся офшорные юрисдикции швейцарских и лихтенштейнских банков: вроде бы чуть дальше и безопаснее;
  6. США (главным образом Нью-Йорк и Майами). Первая волна наших эмигрантов рассматривала Америку как правильное место для хранения денег;
  7. Гонконг и Сингапур – предпочтения, связанные с развитием Дальнего Востока и Сибири. Для людей оттуда юрисдикции доступнее с физической точки зрения;
  8. Дубай и Монако – в частности, в Монако деньги хранит тот, кто планирует переезд;
  9. Гибралтар и Андорра конкурируют между собой за тех, кто желает в будущем жить на Лазурном Берегу.

В выборе российских хайнетов нет рациональности. Так сложилось исторически: страновые предпочтения эволюционировали наряду с познанием русским сообществом мира. Разумеется, первыми идут юрисдикции, которые всегда были на слуху. Плюс люди начинают перемещать деньги туда, где желают встретить пенсию. Россияне при выборе юрисдикции интересуются конкретной страной, а не банком.

Деньги следует хранить близко к странам, где вы собираетесь провести старость или часто быва­ете. Чтобы была возможность зайти и пообщаться с банком при любом удобном случае. Инвестировать финансовые активы тоже стоит «на расстоянии вытянутой руки». Иначе вы не сможете их контролировать. К тому же размер стандартного портфеля клиента (от 3 до 5 млн долларов) не позволяет делать какую-то глобальную диверсификацию из-за различных ограничений. Сейчас все страны находятся примерно в одинаковом положении: в условиях мировой рецессии лидеров не будет.

Со временем люди стали уделять больше внимания тому, где хранятся их деньги. Если раньше эффект от неуплаты налогов покрывали высокие комиссии банкиров, то сегодня индустрия становится более прозрачной. И для того чтобы оплатить налоги, нужно зарабатывать деньги и побеждать инфляцию. Важным критерием при выборе страны становятся доступность и управляемость деньгами. На «географическую диверсификацию» идут немногие: возможно, хайнеты с финансовым портфелем более 50 млн долларов. И все же в кеше такие суммы никто долго не держит.

Исаак Беккер,
международный финансовый консультант
FCP (Financial Management) Ltd

Около 85–90% российских активов, выведенных за рубеж, находятся в Европе. Из-за вопросов, связанных со льготами по налогообложению, деньги сконцентрированы в Швейцарии, Люксембурге, Лихтенштейне. Именно по этой причине не так много российских активов на банковских счетах, например, во Франции, Англии или Германии. Что в будущем может стать причиной больших проблем с сохранностью частных сбережений.

К сожалению, сегодня нет единого мнения о том, где хранить деньги. Ни одна маленькая страна не может дать гарантии сохранения частных сбережений. Если абстрагироваться от вопросов налогообложения, то самые надежные для сохранения активов – США, Германия и Великобритания.

С точки зрения инвестиций, вероятно, лидиру­ющую позицию занимает маленький Люксембург, учитывая то количество инвестфондов, которые там зарегистрированы. Вряд ли выбор инвестора из России идет по цепочке «страна – банк». Если речь не о предварительно выстроенной системе защиты активов, то состоятельный россиянин изначально отдает предпочтение финансовой компании с «именем». В редких случаях он делает выбор самостоятельно, отдавая предпочтение небольшой инвестиционной фирме, потому что там, например, работает талантливый управляющий активами. Чаще всего на нашего хайнета выходят сами представители европейских банков либо компании, работающие с ними. Инвестировать свои активы можно везде, где есть возможность заработать.

На мой взгляд, сейчас в рядах состоятельных россиян оживает идея сменить финансовый институт, с которым они работают. Многие начинают эволюционировать от именитых банков и крупных инвестиционных институтов в сторону небольших и более гибких структур. Возможно, в дальнейшем произойдет переток части капитала с традиционных европейских юрисдикций в Азию и на Ближний Восток. Но преувеличивать его масштабы не следует. Все это связано с теми проблемами в сис­теме private banking и wealth management, с которыми в последние годы сталкиваются частные инвесторы.

Екатерина Мавренкова,
управляющий партнер Henley & Partners

Состоятельные россияне, конечно же, стараются сохранить и защитить свои активы. Причем не только материальные (деньги и недвижимость), но и нематериальные: здоровье, внутреннее ощущение безопасности, возможность вести привычный и комфортный образ жизни и т.п. Диверсификация становится одним из способов их защиты, сохранения и приумножения. Серьезные бизнесмены, выбирая, где разместить свои накопления, редко руководствуются эмоциями. Как правило, решения основаны на трезвом расчете, тем более что активы могут располагаться в одной стране, а их владелец – совсем в другой.

Традиционно хайнеты разных стран хранят деньги в швейцарских частных банках. Швейцария, несколько столетий не участвовавшая в войнах, славится высоким уровнем банковских услуг. Более того, в 1934 году в стране был принят закон о банковской тайне, которого никто не отменял. Это не значит, что швейцарские банки готовы принимать деньги независимо от источника их происхождения: банковский compliance в Берне очень жесткий. Но как только проверка пройдена и хайнет получает статус клиента банка, он может быть уверен, что информация о нем и его вкладах не станет доступной никому и ни при каких обстоятельствах. Разве что по решению суда и в соответствии с местными законами или международными соглашениями, но при обязательном и неукоснительном их соблюдении.

Второй популярной страной, в которой россияне любят хранить свои деньги, является Англия – общепризнанный европейский и мировой финансовый центр. И этим все сказано. В последние несколько лет все большее число инвесторов (не только из России) интересуется Сингапуром, и крупные международные банки активно создают в своих сингапурских отделениях так называемые Eastern European Desks, где работают русскоговорящие банкиры.

Бизнес-активы состоятельных россиян в основном расположены в России, а уровень риска при инвестициях в страну по-прежнему оценивается экспертами как высокий. Поэтому доходы от бизнеса российские предприниматели стараются хранить в надежных и, соответственно, низкодоходных инструментах либо вкладывать в то, что доставляет им удовольствие. Если беречь деньги на банковском депозите, то нет 100-процентной уверенности в отсутствии риска их потерять. Еще вчера супернадежные банки сегодня могут оказаться банкротами. Абсолютно надежных инструментов уже давно не существует. Поэтому диверсификация – не просто возможность, а насущная необходимость для тех, кто хочет сохранить свои активы. Кто-то (как правило, те, кто планирует отправить своих детей на учебу) вкладывается в английскую недвижимость – этот рынок полностью восстановился после кризиса и показывает стабильный рост. Кто-то покупает шале в Швейцарских Альпах – местный рынок недвижимости устоял даже в кризисные времена. Кто-то покупает дом в Латвии, а в качестве полезного приложения получает латвийский вид на жительство и возможность забыть о регулярном хождении по европейским посольствам, чтобы оформить шенгенскую визу. Некоторые инвестируют в недвижимость на Карибских островах, потому что там тепло и красиво и вместе с бунгало можно получить второе гражданство и тоже забыть о визах, причем не только шенгенских, но и английских, и американских.

Наталья Ларина,
руководитель Управления инвестиционного консультирования УРАЛСИБ | Банк 121

На первом месте в рэнкинге предпочтений состоятельных россиян находится Швейцария. Далее следуют Германия, Австрия, Нидерланды и Лихтенштейн. Помимо европейской пятерки также следует отметить Сингапур, который стремительно набирает популярность.

Долгое время Швейцария была не просто первой, но и единственной страной, которую клиенты воспринимали как «тихую гавань», надежное хранилище для ликвидного капитала. Однако недавние случаи раскрытия швейцарскими банками по требованию влас­тей США информации о клиентах, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов, сыграли свою роль. Состоятельные клиенты всерьез задумались об альтернативе Швейцарии.

При выборе страны российские хайнеты ориентируются на уверенность в сохранении банковской тайны (неразглашении информации по счету). Большое значение также имеет надежность банка, его устойчивость. Особую актуальность этот фактор приобрел в условиях развития долгового кризиса в Европе. Поэтому популярность набирают Германия и Нидерланды, ощущающие себя уверенно в условиях долгового кризиса в еврозоне.

В то же время неплохо чувствует себя экономика Швейцарии. Но в ее основе – услуги преимущественно банковского сектора. То, что больше всего страдает в условиях текущего финансового кризиса. Швейцарские банки, где сосредоточены крупные капиталы, – Credit Suisse, UBS – представляют собой глобальные структуры. Поэтому, выбирая швейцарский банк, российский клиент, скорее всего, предпочтет бутиковое решение (например, Pictet, Clariden Leu), а не глобальный бизнес.

Возвращаясь к факторам, которые влияют на принятие решения, следует также выделить личные обсто­ятельства. Они по-прежнему имеют большое значение. Клиенты, которые в силу своей деятельности тесно связаны с той или иной юрисдикцией (например, бизнес в Германии), часто бывают в стране, хорошо знакомы с налоговой и правовой системой, соответственно, склонны ей доверять. Не в последнюю очередь именно этому обязаны своей популярностью такие страны, как Германия и Австрия.

Российские клиенты предпочитают хранить деньги в развитых странах с высоким кредитным рейтингом (Швейцария, Германия, Австрия, Нидерланды, Лихтенштейн), а инвестировать – в развивающиеся страны, где более высокие темпы прироста экономики и потенциальная доходность по инвестициям.

В начале 2000-х годов выбор отдавался в пользу таких стран, как Кипр, Литва и Латвия. Это было связано с юридическими вопросами. В тот период у клиентов не всегда имелись соответствующим образом оформленные документы, подтверждающие право собственности на активы. И западные банкиры нередко отказывались открывать состоятельным россиянам счета. Банки Кипра, Литвы и Латвии были в этом вопросе не столь категоричны. Сейчас с правоустанавливающей документацией, как правило, проблем нет. И больший вес приобретают такие юрисдикции, как Германия, Австрия.

Вряд ли можно сейчас однозначно говорить о том, что клиенты проявляют инициативу и стремятся к диверсификации. Чаще всего специалисты частных банков первыми заводят об этом разговор (советы и рекомендации по диверсификации счетов), а клиент уже подключается к этому разговору либо нет. Что касается диверсификации инвестиций, то осознанность у клиентов еще ниже. Ключевую роль здесь играет позиция банка, который дает рекомендации по снижению рисков портфеля.

Александр Раппопорт,
адвокат, управляющий партнер адвокатской конторы «Раппопорт и партнеры»

Ранжировать финансово-страновые предпочтения состоятельных россиян непросто. Доминирует в этом направлении Швейцария. Так уж сложилось исторически: изначально адвокаты и банкиры, осуществляющие в России услуги по управлению активами, были швейцарцами. Однако в последние годы в банковской столице мира наблюдается большой отток. С одной стороны, страну покидают asset-менеджеры. С другой – клиенты находят альтернативные варианты. Так как швейцарские банки ориентированы на сохранение активов (из-за сложностей в сопровождении торговых операций), достаточно сомнительна возможность создания там эффективных портфелей.

С точки зрения организации бизнеса на первом месте находится Кипр, где больше всего зарегистрированных компаний, торгующих в России. На третье место можно поставить Англию с гибкими условиями вкладов для отечественных клиентов. Все более предпочтительным становится английское право с его структурами трас­та. Далее по популярности идет Лихтенштейн, бывший когда-то наравне со Швейцарией. В «банковскую гонку» вступает и Люксембург: сейчас все обсуждают изменения, внесенные в российское налоговое законодательство, и установление более комфортных условий ведения бизнеса. Нельзя забывать и о Сингапуре с Гонконгом. Люди также обращают свое внимание и на Америку с Израилем, где создаются идеальные условия для бизнеса, не участвующего в стране. Вспомним и о Латвии, ворвавшейся на рынок управления активами. Много латвийских банков функционирует на территории России, хотя сегодня это скорее «квазиуслуги».

В то же время на рынке банковских услуг возникают новые страны, появляются абсолютно неожиданные asset-менеджеры. Например, в последнее время много управляющих активами структур создается в Канаде. Страна сегодня предоставляет хорошие условия для регистрации фондов.

Если говорить о коллективном управлении активами, то, вне всякого сомнения, на первое место выходят США. Крупные хедж-фонды и фонды других типов находятся в Америке и Англии. И никто в этой гонке даже близко не подошел к лидерам.

Предпочтения российских хайнетов связаны с историческими событиями. Личные обстоятельства приблизительно 20 лет назад играли основную роль (90%) при выборе страны. Где человек оказывался, с кем был знаком, на каком языке говорил, там и открывал счет. Сегодня люди предъявляют больше претензий к выбору: громадное значение имеют другие бизнес-обстоятельства (налоговые условия, квалификация персонала). Многое определяет и ментальность российского хайнета: ему помимо профессионализма нужен определенный набор преференций. Он должен быть уверен – жить в надежде и иллюзии, – что ему оказываются самые лучшие, выгодные и комфортные услуги и он находится в привилегированном положении. Западные менеджеры в некоторых случаях принимают российские правила игры, одним из которых сегодня является демонстрация близких отношений. Для управления активами безумно важен личный контакт.

Теперь предпочтения российских хайнетов определяются не страной, а институтом и конкретным asset-менеджером. Если человеку удобно работать с этим органом или сотрудником, то все равно, в какой стране они находятся.

Атлас

Материалы по теме



Юлия Калинина
03.12.2012

Источник: SPEAR’S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз